Дело № 2-2675/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2015 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Бобровой И.А.
при секретаре Михайловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шелепановой И.Г. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, Управлению Судебного департамента в Еврейской автономной области о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Шелепанова И.Г. обратилась в суд с иском к ТУ-Росимущество в ЕАО, Управлению Судебного департамента в ЕАО о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Свои требования мотивировала тем, что указом Президента РФ от 20.07.2005 № истец назначена на должность <данные изъяты>. Согласно Указа Президента № от 13.11.2009 г. назначена <данные изъяты>, Указом Президента № от 24.03.2011 назначена <данные изъяты>. Решением жилищной комиссии отдела Судебного департамента в ЕАО от 26.04.2010 года истец была поставлена на учет, как не имеющая жилья <данные изъяты> в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Протоколом заседания жилищной комиссии № от 18.03.2013 г. <данные изъяты> Шелепановой И. Г. выделены денежные средства для приобретения жилого помещения. В соответствии с государственным контрактом № от 12.09.2013 г. для истца была приобретена вышеуказанная квартира и с 19.09.2013 предоставлена ей и членам ее семьи по договору найма специализированного жилого помещения от 19.09.2013. Протоколом жилищной комиссии № от 08.11.2013 истец была снята с учета, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, в связи с изменением жилищных условий. Считает, что в силу закона предоставление жилого помещения истцу как действующему судье, нуждающемуся в жилом помещении, должно осуществляться в собственность бесплатно, и истец вправе требовать признания за собой права собственности на вышеуказанную квартиру. До настоящего времени порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями не установлен. Поскольку норма права, позволяющая, по усмотрению Правительства РФ, относить жилые помещения, предоставляемые судьям за счет средств федерального бюджета, к специализированному жилищному фонду, признана несоответствующей Конституции РФ, поэтому с истцом без законных оснований заключен договор найма специализированного жилого помещения. Просит суд признать за ней право собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Шелепанова И.Г. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом. От истицы в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика ТУ-Росимущество в ЕАО в зал судебного заседания не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, от него в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором он указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком по делу является Центральный аппарат Росимущества, иск удовлетворению не подлежит поскольку для признания права собственности за истицей отсутствуют законные основания.
Представитель ответчика Управления Судебного департамента в ЕАО Яковлева И.В. иск не признала суду пояснила, что она поддерживает полностью доводы изложенные в возражениях на исковое заявление.
26 апреля 2010 года решением жилищной комиссии Управления судья Шелепанова И. Г. включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол № от 26.04.2010 г.).
12 сентября 2013 года заключен государственный контракт № на приобретение жилого помещения (благоустроенной квартиры) по адресу: <адрес>, для нужд федерального судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанная квартира приобретена в федеральную собственность и передана в оперативное управление Управлению Судебного департамента в Еврейской автономной области.
На основании договора найма специализированного жилого помещения № от 19.09.2013 года квартира, расположенная по адресу: <адрес>, передана Шелепановой И. Г., ей придан статус служебного жилого помещения.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативно-правовые акты, регламентирующие иной правовой режим помещения, предоставляемого судье на основании п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Передача жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность граждан Российской Федерации возможна только в порядке приватизации в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» только на условиях социального найма. При этом не подлежат приватизации служебные жилые помещения (ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В связи с этим считает, что правовые основания для передачи данного жилого помещения в собственность истцу отсутствуют.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1 и 2 п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» определен порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями, согласно которого до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
В настоящее время, приведенные выше положения абз. 1 п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» действуют в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (пункт 2 статьи 14).
Ранее данная норма аб. 1 п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривала, что предоставляемое нуждающемуся в улучшении жилищных условий судье жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Следовательно, Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, изменив редакцию абз. 1 п. 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» лишил судей материальных гарантий обеспечения их независимости и самостоятельности, которые закреплялись этой нормой в прежней редакции, и снизил уровень нормативного закрепления этих гарантий, наделив правом определять порядок обеспечения судей жильем Правительство Российской Федерации.
В силу этого, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 № 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (ч. 1) и 124, положение п. 2 ст. 14 Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.
Таким образом, Правительство Российской Федерации не вправе было определять правовой режим предоставляемого судье жилого помещения, а потому Постановление Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 не подлежит применению в отношении судей в части, касающейся служебного статуса жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Указом Президента РФ № от 20.07.2005 истец Шелепанова И.Г. назначена на должность <данные изъяты>.
В силу Указа Президента РФ № от 13.11.2009 Шелепанова И.Г. назначена на должность <данные изъяты>.
На должность <данные изъяты> истец была назначена Указом Президента РФ № от 24.03.2011.
Решением жилищной комиссии отдела Судебного департамента в ЕАО (протокол № от 26.04.2010) Шелепанова И.Г. была принята на учет как <данные изъяты> не имеющая жилья в составе семьи из 4-х человек: истец, супруг – ФИО1, дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением жилищной комиссии (протокол № 2 от 18.03.2013) выделены денежные средства для приобретения жилого помещения судье Биробиджанского районного суда ЕАО Шелепановой И.Г.
На основании государственного контракта № от 12.09.2013 Отдел Судебного департамента в ЕАО приобрел в оперативное управление с отнесением к специализированному жилищному фонду РФ за счет средств федерального бюджета, предназначенных для строительства и покупки жилья судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилое помещение в виде благоустроенной квартиры. Квартира: общей площадью <данные изъяты> кв.м., без учета балкона (лоджии) <данные изъяты> кв.м., состоящая из <данные изъяты> комнат, расположенная по адресу: <адрес>.
19.09.2013 между Отделом Судебного департамента в ЕАО и Шелепановой И.Г. заключен договор найма служебного жилого помещения № 1, в соответствии с которым Отдел Судебного департамента в ЕАО (наймодатель) передал Шелепановой И.Г. (нанимателю) и членам ее семьи во временное владение и пользование служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Из материалов дела усматривается, что Шелепанова И.Г. и члены ее семьи другого благоустроенного жилья по договору социального найма либо в собственности не имеют.
10.06.2015 ТУ-Росимущество в ЕАО на обращение Щелепановой И.Г. по вопросу приватизации спорной квартиры сообщило, что решение о приватизации и заключении договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями на праве оперативного управления, а также органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений должно приниматься и осуществляться таким организациями самостоятельно без получения согласия Росимущества (его территориальных органов) при наличии законных оснований.
Суд не может согласиться с доводами ответчика ТУ-Росимущество в ЕАО о том, что он является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно п. 4 Положения о территориальном Управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЕАО, утв. Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (ред. от 02.06.2015) «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением, в связи с чем ТУ-Росимущество в ЕАО является надлежащим ответчиком по делу.
Таким образом, поскольку Шелепанова И.Г. и члены ее семьи не имеют других жилых помещений на праве собственности либо по договору социального найма, предоставление жилого помещения ей, как действующему судье, нуждающемуся в жилых помещениях, должно было осуществляться в собственность бесплатно.
В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Признание за истцом права собственности на спорную квартиру является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации, и соответственно в силу ч. 3 ст. 299 ГК РФ, основанием для прекращения права оперативного управления Управлением Судебного департамента в ЕАО на данную квартиру.
Таким образом, решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: №.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: №.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░