УИД 39RS0011-01-2019-000988-87
Ад. дело № 2а-819\2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 сентября 2019 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Евсиковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению Золотарева Андрея Геннадьевича к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконными отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и понуждении к утверждению схемы
установил:
Золотарев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
В обосновании своих требований указал, что администрация МО «Зеленоградский городской округ» на заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории отказала в этом, сославшись на то, что на указанном земельном участке расположена хозяйственная постройка, в связи с чем, необходимо представить правоустанавливающие документы на данную постройку. Считает такой отказ администрации незаконным, поскольку он является собственником доли <адрес> в <адрес> с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями в порядке наследования после смерти бабушки ФИО5 У бабушки во владении и пользовании находился земельный участок, площадью 1088 кв.м, расположенный в месте испрашиваемого истцом земельного участка. Учитывая, что имеющаяся постройка находится в его пользовании, просит признать выданный ему отказ незаконным и обязать ответчика утвердить ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебное заседание административный истец Золотарев А.Г. не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» Терешкова О.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Согласно со ст. 212 ГК Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Права всех собственников защищаются равным образом.
Из материалов дела следует, что решением Зеленоградского районного суда от 29 декабря 2009 года за Золотаревым А.Г. было признано право собственности на 24\100 доли в праве собственности на жилой <адрес> в <адрес> в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО5
Из данного решения так же следует, что жилой <адрес> в <адрес> с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями расположен на земельном участке с КН №, площадью 1200 кв.м.
Из технического паспорта по дом следует, что в нем фактически расположено пять квартир.
21.12.2018 истец обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 1382 кв.м, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из схемы, в границах формируемого земельного участка расположены три капитальных строения.
Ответом от 08.02.2019 администрация отказала в таком утверждении, указав на необходимость предоставления правоустанавливающих документов на хозяйственные строения, расположенные в границах земельного участка, после чего администрация вернутся к рассмотрению заявления.
Не согласившись с таким отказом администрации, истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Золотарев А.Г. наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно ст. 11.10 ЗК РРФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и другие действия.
Таким образом, из вышеизложенных норм права следует, что при решении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории должна быть учтена совокупность всех условий, при которых земельный участок может быть предоставлен лицу на каком либо праве.
Учитывая, что истцом заявлено целевое назначение земельного участка для ведения ЛПХ, такой участок может быть предоставлен с учетом особенностей, указанных в ст. 39.18 ЗК РФ.
По смыслу статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обязан опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Таким образом, при рассмотрении заявления истца об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения ЛПХ администрация обязана была проверить, кому принадлежат расположенные в границах формируемого земельного участка постройки, однако такие сведения истец не предоставил.
Доводы истца о том, что постройки относятся к жилому дому, и находятся у него в пользовании, им объективно ничем не подтверждены.
Как уже указано выше, под хозпостройки, относящиеся к дому № по <адрес>, был предоставлен земельный участок с КН №, площадью 1200 кв.м, что установлено решением суда от 2009 года.
Доказательств того, что находящиеся в границах формируемого истцом земельного участка были возведены законно, на предоставленном для этого земельном участке, и принадлежат истцу, а не иным собственникам жилого дома, материалы дела не содержат.
Ссылка истца на выписку из похозяйственной книги, выданной администрацией МО «Ковровское сельское поселение» о нахождении в пользовании ФИО5 земельного участка, площадью 1088 кв.м судом во внимание не принимается, поскольку ФИО5 умерла в № году, выписка выдана в 2008 году, право на этот участок за Громовой А.И. в установленном законом порядке оформлено не было, участок на кадастровый учет не ставился, в выписке не содержится сведений, на основании которых была выдана эта выписка, в связи с чем, данный земельный участок объектом прав не являлся и в порядке наследования к истцу перейти не мог.
Истец вправе получить данный земельный участок только на общих основаниях, закрепленных в ст. 39.18 ЗК РФ, с соблюдением требований к образуемым земельным участкам.
Следовательно, оспариваемый истцом ответ администрации соответствует требованиям действующего законодательства.
Поскольку выданный истцу ответ является законным и обоснованным и прав истца не нарушает, суд приходит к выводу, что заявленные им требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных истцом Золотаревым Андреем Геннадьевичем требований в части признания незаконным отказа администрации МО «Зеленоградский городской округ» в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 1382 кв.м и понуждении к утверждению схемы земельного участка в <адрес>, площадью 1382 кв.м – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2019.
Судья Сайбель В.В.