Судья: Шалятова Л.А. Дело № 33-3107/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 21 марта 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербакова М.В.,
судей Шикин А.В., Будько Е.В.,
при секретаре Киселевой О.Р.,
с участием прокурора Усова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикин А.В.
дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 12 января 2017 года
по иску прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области, действующего в интересах Козлова В.И. к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения г. Саров», Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области, действующий в интересах Козлова В.И., обратился в суд с иском к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения г. Саров», Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в 1984 г. году истец Козлова В.И. была принята на работу в Жилщно-коммунальное управление г. Арзамас – 16 старшим бухгалтером. Общий трудовой стаж работы истца составляет 38 лет. За добросовестный многолетний труд в атомной отрасли Приказом Государственной корпорации по атомной энергии Росатом от ДД.ММ.ГГГГ №/к истец награждена знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».
Козлова В.И. обратилась с заявлением о включении ее в списки граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Письмом ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения г. Саров» от ДД.ММ.ГГГГ Козлова В.И. было отказано во включении в соответствующие списки, на том основании, что истец не состоит в штате организации подведомственной Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец уже была награждена знаком отличия в труде, и сохраняет право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом действовавшего ранее законодательства.
Поскольку Козлова В.И. на момент обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» имела необходимый трудовой стаж и награждена ведомственным знаком отличия в труде, прокурор считает, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Прокурор просил суд признать за Козлова В.И. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 12 января 2017 года постановлено:
Иск прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области удовлетворить.
Признать за Козлова В.И. право на присвоение звания «Ветеран труда».
В апелляционной жалобе Министерством социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции прокурор Усов М.С. возражал против удовлетворения жалобы.
Другие лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение ч.1 ст.167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку имеются сведения их надлежащего извещения в соответствии с нормами главы 10 ГПК РФ.
Заслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» регулирует правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7).
На основании п. 2 ч. 1, ч. 2.1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов» к ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Нижегородской области.
Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006г. № 203 (далее - Положение), создана комиссия по присвоению звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области (далее - комиссия). При этом истцом, ответчиком и третьим лицом в суде по вопросам, связанным с исполнением решений комиссии, является Министерство социальной политики Нижегородской области (п.8 Положения).
На основании п. 1 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории Нижегородской области.
Согласно пп. «а» п. 2 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается, в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж для назначения пенсии по старости или за выслугу лет не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, исчисленный в календарном порядке.
Пунктами 3, 7 Положения предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают документы через государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» по месту жительства заявителя, а государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» направляет в комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области списки граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» с заверенными копиями документов, подтверждающих основания для присвоения звания «Ветеран труда».
В силу пп. «а» п. 4 Положения лица, указанные в пп. «а» п. 2 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по решению органов государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что Комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней рассматривает документы граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и принимает решение о подготовке проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области о присвоении звания «Ветеран труда» по каждому рассмотренному заявлению либо, в случае несоответствия представленных документов на присвоение звания «Ветеран труда» действующему законодательству, в том числе несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящего Положения, об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
По поручению комиссии министерство социальной политики Нижегородской области готовит письменное уведомление гражданину об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», которое в срок не позднее 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения направляется заявителю, а копия - государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения».
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Козлова В.И. является гражданином Российской Федерации, имеет регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области.
Приказом Государственной корпорации по атомной энергии Росатом от ДД.ММ.ГГГГ №/к истец Козлова В.И. награждена знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Общий трудовой стаж Козлова В.И. составляет более 38 лет.
Письмом ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения г. Саров» от ДД.ММ.ГГГГ Козлова В.И. отказано в направлении документов на комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области, в связи с не представлением документов, подтверждающих правовые основания для присвоения указанного звания.
Возражая против иска, представители ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения г. Саров» и Министерства социальной политики Нижегородской области также указывают, что трудовая деятельность Козлова В.И. не протекала не менее 15 лет в организациях, подведомственных Федеральному агентству по атомной энергии и осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в связи с чем, не соблюдаются требования Федерального закона «О ветеранах» в редакции, вступившие в силу с 01.07.2016 г..
Таким образом, ответчиками Козлова В.И. фактически отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Однако при решении вопроса о наличии оснований для присвоения Козлова В.И. звания «Ветеран труда» не было учтено, что согласно п.п.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное агентство по атомной энергии являлось федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2008 г. № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Федеральное агентство по атомной энергии упразднено.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» государственное управление использованием атомной энергии осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Согласно ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика, предусмотренные государственным оборонным заказом, федеральными целевыми программами, межгосударственными программами, федеральной адресной инвестиционной программой, государственным заказчиком по которым определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также полномочия по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, права награждать ведомственными знаками отличия в труде работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Согласно п. 4.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 г. № 203, при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях.
Вместе с тем, Госкорпорации «Росатом» были переданы функции упраздненного Федерального агентства по атомной энергии и, соответственно, право учреждать знаки отличия и награждать ими работников Корпорации, организаций Корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 06.04.2005 г. № 174 учрежден знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» и Положение о данном знаке отличия, в соответствии с которым награждение этим знаком отличия в труде производится приказом руководителя агентства по согласованию с ЦК РПРАЭП.
Таким образом, до образования Госкорпорации «Росатом» знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности» награждало Федеральное агентство по атомной энергии, данный знак признавался ведомственным наградам и являлся основанием для присвоения награжденному лицу звания «Ветеран труда».
Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» приняты Положения о знаке отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (приказ от 29.02.2012 г. №1/165-П, приказ от 03.06.2014 г. №1/18-НПА).
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что с 20 марта 2008 года – даты упразднения Федерального агентства по атомной энергии Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с главой IV Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии, равнозначной в своих правах и функциях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, следовательно, знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» полностью соответствует критериям ведомственной награды, учрежденной органом, имеющим в соответствии с федеральным законодательством полномочия принимать такие решения.
Награждая Козлова В.И. ДД.ММ.ГГГГ знаком отличия в труде, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» была наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное регулирование использованием атомной энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и Федерального закона от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», присвоенный Козлова В.И. Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем, имеются законные основания для удовлетворения исковых требований о признании за Козлова В.И. права на присвоение звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального права и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что согласно материалов дела Козлова В.И. не состояла в штате организаций, подведомственных Федеральному агентству по атомной энергии и осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, не влияют на правильность принятого судебного постановления, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от ДД.ММ.ГГГГ №/к о награждении Козлова В.И. знаком отличия в труде оспорен в судебном порядке и признан незаконным.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что подпунктом «а» п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 г. № 203, предусмотрено требование к лицам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда», о награждении их ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), подлежат отклонению в качестве основания для отмены обжалуемого судебного решения, поскольку вышеприведенные нормы права установлены лишь постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 381, в то время как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
При этом судебная коллегия также исходит из того, что частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что документы Козлова В.И., подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда» в Министерство не поступали, в связи, с чем прав истца Министерство не нарушало, также не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку в рассматриваемом случае суд признал лишь право истца Козлова В.И. на присвоение звания «Ветеран труда», а не предрешил вопрос о присвоении истцу звания «Ветеран труда», в порядке, установленном законодательством. Кроме того, не признавая предъявленного иска, Министерство фактически возражало против заявленных требований.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 12 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: