Решение по делу № 2а-53/2021 от 25.09.2020

УИД ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 28 мая 2021 года

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Арефьевой Т.Ю., при секретаре Гуляевой Т.В.,

с участием прокурора Цывинской В.В.,

представителя административного ответчика - председателя Участковой избирательной комиссии №... Олиновской Е.В.,

представителя административного соответчика Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района г. Сыктывкара Плотниковой О.М., по доверенности **.**.** №...

представителя заинтересованного лица – Избирательной комиссии Республики Коми Яночкиной А.А., по доверенности от **.**.**. №...

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-53/2021 по административному исковому заявлению Воробьёва Виктора Викторовича к Участковой избирательной комиссии №... Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района города Сыктывкара об отмене решения об итогах голосования,

установил:

Воробьёв В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №... (далее – УИК №...) о признании незаконным и отмене решения от **.**.** года об итогах голосования по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми ..., оформленное протоколом №... об итогах голосования.

В обоснование требований указано, что административный истец был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми ... по единому избирательному округу на выборах, назначенных на **.**.**. В день выборов, **.**.** года в течение дня у магазина «по адресу ... неустановленными лицами осуществлялся подкуп избирателей с целью склонения их к голосованию за определенных кандидатов, избирательное объединение. **.**.**. неизвестным лицом предположительно был осуществлен вброс избирательных бюллетеней в стационарный ящик для голосования. Совершенный вброс означает, что часть бюллетеней была утрачена избирательной комиссией и ими неправомерно завладело неустановленное лицо, опустившее их в ящик для голосования. Такие бюллетени являются недействительными. Были нарушены требования к порядку хранения бюллетеней участковой избирательной комиссией. Согласно п. 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, утвержденного постановлением ЦИК России от **.**.**. №... сейф-пакеты, использовавшиеся **.**.**. при досрочном голосовании, не опечатывались, подписи членов участковой избирательной комиссии на месте опечатывания не ставились, в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место не помещались. При изложенных обстоятельствах не представляется возможным с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Определением суда от **.**.**. Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района г. Сыктывкара (далее – ТИК Эжинского района г. Сыктывкара) привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика.

В судебном заседании административный истец Воробьёв В.В., представитель административного истца Никулин А.В. участие не принимали, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии с положениями ч. 3 ст. 243 КАС РФ в отсутствие административного истца и его представителя.

Представитель административного ответчика – председатель УИК №... Олиновская Е.В. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что она являлась членом участковой избирательной комиссии. О каких-либо нарушениях в ходе голосования ей ничего не известно. Просит в иске отказать, считает, что административное исковое заявление подано за пределами срока исковой давности.

Представитель заинтересованного лица ТИК Эжвинского района г. Сыктывкара Плотникова О.М. поддержала письменные возражения. Также указала, что при просмотре видеозаписей видно, что при упаковке и распаковке сейф-пакетов каких-либо замечаний и жалоб не поступало.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Коми Якочкина А.А. в судебном заседании с требованиями не согласна по доводам письменных возражений.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, вынести частное определение в адрес Избирательной комиссии Республики Коми, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (ч. 3 ст. 3 Закона № 67-ФЗ).

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается (ч.ч. 5, 7 ст. 3 Закона № 67-ФЗ).

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» (далее – Закон № 88-РЗ) для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума территориальными избирательными комиссиями формируются участковые комиссии.

Участковая комиссия организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную избирательную комиссию; объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования (ч. 4 ст. 28 Закона № 88-РЗ).

Решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума может быть отменено по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 77 Федерального закона (ст. 91 Закона № 88-РЗ).

Согласно п. 1.1 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (п. 1.2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ).

Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (п. 1.4 ст. 77 Закона № 67-ФЗ).

Как установлено судом, Постановлением Государственного Совета Республики Коми от **.**.** №... на **.**.** года были назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми ...

Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от **.**.** года №... Воробьёв В.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми ... по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением «...

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от **.**.** года №... была сформирована участковая избирательная комиссия №... (далее – УИК №... Председателем УИК №... назначен З.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от **.**.** года №... утвержден Перечень помещений для голосования участковых избирательных комиссии, помещений территориальных избирательных комиссий, в которых применяются средства видеонаблюдения и трансляции изображения на выборах, назначенных на **.**.**.

Помещение для голосования УИК №... располагалось по адресу: ...

Итоги выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми ... на избирательном участке №... были оформлены протоколом №... об итогах голосования, подписанным **.**.** в ...

Административный истец Воробьёв В.В., оспаривая решение УИК №... оформленное протоколом №..., указывает на то, что **.**.** в течение дня у магазина «по адресу ... неустановленными лицами осуществлялся подкуп избирателей с целью склонения их к голосованию за определенных кандидатов, о чем ему стало известно из социальных сетей.

Указанные доводы Воробьёва В.В. являлись предметом проверки его заявления от **.**.** года, зарегистрированного ОП №... УМВД России по г. ... в КУСП №... от **.**.** года.

По результатам проверки определением старшего инспектора ОИАЗ ОП №... УМВД России по ... Н. от **.**.** года в возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ..., отказано на основании ... за отсутствием события административного правонарушения.

Таким образом, доводы административного истца о подкупе избирателей не нашли подтверждения в ходе проверки правоохранительными органами, иные доказательства в обоснование данных доводов административным истцом суду не предоставлены.

Проверяя доводы административного истца о вбросе избирательных бюллетеней в стационарный ящик для голосования **.**.** судебном заседании были просмотрены видеозаписи из помещения УИК №... за указанный истцом период, на которых данные факты не обнаружены.

Административный истец ссылается на нарушение требований к порядку хранения УИК №... бюллетеней досрочного голосования.

Пунктом 6.2 Постановления ЦИК России от **.**.** №... «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования **.**.** года» предусмотрено, что по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом.

Центральной избирательной комиссией РФ разъяснены вопросы обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования **.**.** (протокол заседания ЦИК РФ от **.**.** N №...

Из разъяснений ЦИК РФ следует, что при опечатывании (запечатывании) сейф-пакета могут использоваться печати (средства), имеющие свойства, гарантирующие невозможность их снятия без повреждения, в том числе может использоваться клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета. Помещение бюллетеней из переносного (стационарного) ящика для голосования в сейф-пакет необходимо производить в помещении участковой комиссии (помещении для голосования) в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пунктах 1 и 1.2 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частях 1 и 1.2 статьи 32 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

**.**.** года проведено досрочное голосование избирателей на избирательном участке №... В материалы дела представлены акты о проведении досрочного голосования с использованием переносного ящика и сейф-пакетов от **.**.** года, а также видеозаписи из помещения УИК №..., на которых запечатлены действия членов избирательной комиссии по подсчету избирательных бюллетеней за **.**.** года перед упаковыванием их в сейф-пакеты, с составлением соответствующих актов. После запечатывания сейф-пакетов клейкой лентой они были подписаны членами УИК №... и помещены для обеспечения сохранности в сейф, находившийся в помещении УИК №.... При вскрытии данных сейф-пакетов **.**.** была проверена их целостность и сохранность. При всех указанных действиях **.**.** года присутствовавшие члены участковой избирательной комиссии, наблюдатели никаких замечаний ни в устном, ни в письменном виде не выразили. В правоохранительные органы с подобными нарушениями обращений не было.

Таким образом, нарушений процедуры работы с сейф-пакетами в соответствии с вышеприведенным Порядком досрочного голосования, с учетом разъяснений ЦИК РФ о порядке запечатывания и вскрытия сейф-пакетов в действиях УИК №... не усматривается.

В соответствии с ч. 25 ст. 77 Закона № 67-ФЗ после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

Протокол №... участковой избирательной комиссии №... об итогах голосования подписан **.**.** года в ...

Административное исковое заявление направлено Воробьёвым В.В. в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара **.**.** года.

Представителем административного ответчика УИК №... заявлено о пропуске административным истцом срока оспаривания решения избирательной комиссии об итогах голосования.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, права на участие в референдуме, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

В силу ч. 7 ст. 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

На основании ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

При установленных обстоятельствах, исходя из того, что указанные в административном исковом заявлении нарушения не нашли подтверждения материалами дела, оснований для признания решения УИК №... от **.**.** года, оформленное протоколом №... незаконным и его отмене не имеется. В удовлетворении административного иска следует отказать, в том числе, по причине пропуска срока обращения с данным иском.

Оснований для вынесения частного определения в адрес Избирательной комиссии Республики Коми по ходатайству прокурора суд не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 КАС РФ частное определение выносится при выявлении случаев нарушения законности.

Как установлено, постановлением мирового судьи ... от **.**.**. по делу №... возбужденному по обращению Воробьёва В.В., председатель УИК №... З. привлечен к административной ответственности ..., в связи с выдачей наблюдателю Г. копии протокола №..., не заверенной надлежащим образом. З. был освобожден от должности председателя УИК №... постановлением председателя ТИК Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** года №... что свидетельствует о принятии соответствующих мер в связи с выявленными нарушениями о порядке выдачи копии протокола УИК, которые, вместе с тем, не влекут последствий в виде признания незаконным и отмене решения об итогах голосования, оформленного протоколом №... от **.**.** года.

Руководствуясь ст.ст. 243-244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Воробьёва Виктора Викторовича к участковой избирательной комиссии №..., Территориальной избирательной комиссии Эжвинского района г. Сыктывкара о признании незаконным и отмене решения участковой избирательной комиссии №... от **.**.** об итогах голосования по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми ..., оформленное протоколом №... об итогах голосования, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение пяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено 01.06.2021 года.

Судья Т.Ю. Арефьева

2а-53/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воробьев Виктор Викторович
прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Эжвинского района г. Сыктывкара
Участковая избирательная комиссия № 109
Другие
Никулин Андрей Владимирович
Избирательная комиссия Республики Коми
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Арефьева Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация административного искового заявления
25.09.2020Передача материалов судье
30.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Производство по делу возобновлено
27.11.2020Судебное заседание
18.02.2021Производство по делу возобновлено
18.02.2021Судебное заседание
11.05.2021Производство по делу возобновлено
12.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее