Решение по делу № 33-15950/2017 от 24.11.2017

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Морозова Г.В.                        Дело №33-15950/2017

2.063г.

04 декабря 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Платова А.С.

судей: Емельянова В.А., Киселевой А.А.

при секретаре: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску Громогласова Петра Алексеевича к Федеральному государственному унитарному предприятию «Горно-химический комбинат» о признании права на дополнительное материальное обеспечение, обязании выдать справку,

по апелляционной жалобе представителя истца Громогласова П.А. – Малышкина А.В.

на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 14 июля 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Громогласова Петра Алексеевича к Федеральному государственному унитарному предприятию «Горно-химический комбинат» о признании права на дополнительное материальное обеспечение, обязании выдать справку, отказать».

            

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Громогласов П.А. обратился в суд с иском к ФГУП «ГХК» о признании права на дополнительное материальное обеспечение.

Требования мотивированы тем, что в период с 02.10.1968 года по 1979 года истец работал в ФГУП «ГХК» в должностях стрелка, каменщика 3-4 разряда, каменщика-бетонщика 4 разряда, штукатура 5 разряда.

Трудовой стаж на данном предприятии составил 10 лет 6 месяцев 26 дней, из которого 6 лет 18 дней отнесено к специальному стажу по Списку №1, дающему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В этой связи с 31.03.2005 года истцу была досрочно назначена пенсия по старости.

Между тем, истец полагал, что он обладает правом на дополнительное материальное обеспечение, поскольку выполняемые им работы прямо предусмотрены Списком №1 - 12418000-17541 - рабочие, специалисты и руководители, выполняющие работы в условиях радиационной вредности, подраздела №2418000 18 Монтажные, демонтажные и ремонтно-строительные работы внутри промышленных зданий и сооружений, загрязненных радиоактивными веществами», раздела «12400000 XXIV. Атомные энергетика и промышленность», и за период его трудовой деятельности на предприятии он неоднократно привлекался к работам, отнесенным к основному технологическому процессу.

В указанной связи истец просил признать за ним право на ДМО в соответствии с Указом Президента РФ №1563 от 23.08.2000 года «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» и обязать ответчика выдать ему справку о страховом стаже участия в виде деятельности согласно Перечня видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в размере 6 лет 18 дней.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Громогласова П.А. – Малышкин А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на неисследованность судом первой инстанции доводов истца и имеющихся в деле доказательств, подтверждающих участие истца в работах, дающих право на дополнительное материальное обеспечение согласно Перечня, утвержденного Указом Президента РФ №1563.

В судебное заседание явились представитель истца Громогласова П.А. – Малышкин А.В. (доверенность от 05.4.2017 года), представитель ответчика ФГУП «ГХК» - Никитина Т.С. (доверенность от 10.07.2017 года); истец Громогласов П.А., должным образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направил в судебное заседание своего представителя; представитель третьего лица ГУ УПФ РФ по Сергачскому району Нижегородской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Громогласова П.А. – Малышкина А.В. (доверенность от 05.4.2017 года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФГУП «ГХК» - Никитину Т.С. (доверенность от 10.07.2017 года), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ) в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов утвержден перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (далее именуется - перечень).

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем: гражданам, которым страховая пенсия по старости назначена в соответствии с пунктом 1 или 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанных условиях.

Из смысла п. 3 Указа Президента РФ N 1563 социальная поддержка распространяется не на всех граждан, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с пп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а только на специалистов, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом, при соблюдении перечисленных в п. 2 Указа условий.

Согласно Перечню к таким видам деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, отнесены: разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении; производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла; хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении; демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению; утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.

Таким образом, данная мера социальной поддержки определена Президентом РФ как адресная и установлена, исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2008 N 399-О-О, по смыслу Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья.

Принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а выделение в особую категорию лиц, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на социальное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного истолкования (Определения Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 392-О, 24.01.2008 N 40-О-О, 15.04.2008 N 263-О-О).

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации N 1563 и от 09 августа 2005 N 949 «О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», в порядке его реализации, Правительство Российской Федерации Постановлением от 01 сентября 2005 N 549 утвердило Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности), пунктом 2 которого определило, что дополнительное обеспечение в указанных случаях устанавливается при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, включенных в перечень организаций и воинских частей, а также военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, где осуществляются виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее соответственно - организации ядерного оружейного комплекса, военные представительства).

К таким категориям отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях (подп. «б» п. 3 Положения N 549).

В стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.Исходя из смысла п. 2 Указа и ч. 2 п. 2 Положения для назначения ДМО гражданам требуется иметь продолжительность стажа на видах деятельности, предусмотренных Перечнем, не менее половины требуемого для назначения пенсии по Списку № 1.

Пунктом 18 Положения N 549 Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" предоставляется право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности и с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение, а также по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения в установленном порядке по вопросам финансового обеспечения, установления, выплаты, перерасчета и индексации дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса.

Приказом Госкорпорации "Росатом" от 05.08.2009 N 552 утверждено Положение о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563.

В соответствии с пунктом 2 Положения N 552 основным критерием при определении производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 г. N 1563 является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.

В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.

В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса, например: работы, выполняемые службами ремонта и поверки контрольно-измерительных приборов, энергообеспечения и теплообеспечения, службами делопроизводства (в т.ч. закрытого), хозяйственного обслуживания, уборки производственных помещений и такие профессии, как ремонтники, электрики, сантехники, архивариусы, чертежники и т.п.

Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее - организации ядерного оружейного комплекса), создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (пункт 3 Положения).

В целях выработки единого подхода к определению производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предложения организаций ядерного оружейного комплекса по этим вопросам предварительно рассматриваются на заседании Комиссии Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" по вопросам реализации Указа, образуемой приказом генерального директора Госкорпорации "Росатом" (далее - Комиссия) (пункт 4). Производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса после рассмотрения и одобрения Комиссией (пункт 5 Положения N 552).

В соответствии с п. 5 Положения N 549 дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению N 1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению N 2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению N 3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, в которых он осуществлял трудовую деятельность.

В соответствии с п. 8 Положения дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса или из военного представительства.

Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений, право на дополнительное обеспечение возникает из совокупности обстоятельств, в том числе, при соблюдении условия осуществления предусмотренных Перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.

Основанием установления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, дополнительного обеспечения являются документы, представленные гражданином.

Основанием выдачи справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, является протокол заседания постоянно действующей комиссии организации.

Тот факт, что вопросы, связанные с установлением ДМО рассматриваются и разрешаются специально созданной для этих целей комиссией, указывает на то, что решение о праве на ДМО в каждом конкретном случае принимается индивидуально. Только такой способ принятия решений обеспечивает адресность дополнительного материального обеспечения, целью которого является поддержка граждан, непосредственно участвовавших в работах в условиях радиационной вредности.

В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Громогласов П.А. осуществлял трудовую деятельность в ФГУП «Горно-химический комбинат» в период с 02.10.1968г. по 22.11.1968г. в должности стрелка, с 22.11.1968г. по 01.10.1973г. в должности каменщика 3-4 разряда, с 02.10.1973г. по 10.07.1978г. в должности каменщика-бетонщика 4 разряда, с 10.07.1978г. по 18.07.1979г. в должности штукатура 5 разряда.

В соответствии с приказом от 27.11.1975г. №460 «О создании участка по ведению ремонтно-строительных работ по реконструкции и ремонту технологического оборудования ГРЗ без остановки производства» от РСЦ при ГРЗ создан мастерский участок по ведению ремонтно-строительных работ, связанных с вскрытием и ремонтом основного технологического оборудования в условиях II зоны в составе: мастер участка – 1 чел., рабочие бетонщики-каменщики 4 разряда – 14 чел., плотники-столяры 4разряда – 3 чел., облицовщики-плиточники 4 разряда – 2 чел., э/сварщики ручной сварки – 1 чел., изолировщики – 2 чел., пластикатчики 4 разряда – 2 человека

Как установлено судом, Громогласов П.А. в период с 22.11.1968г. по 18.06.1979г. работал каменщиком-бетонщиком в течение полного рабочего дня, за указанный период фактически отработал на льготных условиях по Списку №1 по подразделу 18 раздела XXIV 12418000-17541 – 6 лет 18 дней, в качестве лица, выполняющего ремонтно-строительные работы внутри промышленных зданий и сооружений, загрязненных радиоактивными веществами в условиях радиационной вредности; по Списку №2 по подразделу 4 раздела XXXIV 23604000-17541 в качестве лица, выполняющего работы в подземных условиях Горно-химического комбината, что подтверждается справкой ФГУП «ГХК» №607, определяющей особый характер работы или условия труда истца, необходимые для назначения льготной пенсии.

На основании протокола от 14.03.2005г. Громогласову П.А. назначена досрочная трудовая пенсия по старости по Списку №1 по п. п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Между тем, согласно письму от 10.09.2008г. ФГУП ГХК стаж работы Громогласова П.А. по п. 2 Перечня видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 23.08.2000г. №1563, составляет 09 месяцев 17 дней, что подтверждается выданной Громогласову П.А. комиссией по оперативному решению вопросов по реализации Указа Президента РФ от 23.08.2000г. №1563 справкой о страховом стаже в размере 09 месяцев 17 дней.

Впоследствии на основании обращения истца 10.03.2015г. состоялось повторное заседание постоянно действующей (рабочей) комиссии по оперативному решению вопросов по реализации Указа Президента РФ от 23.08.2000г. №1563, на рассмотрение которой был поставлен вопрос об установлении истцу Громогласову П.А. ДМО.

Между тем, в предоставлении вышеуказанной социальной гарантии Громогласову П.А. было отказано ввиду того, что период его работы, который может быть признан работой на производстве и в должности, указанной в Перечне, составляет 09 месяцев 17 дней, что подтверждается протоколом заседания комиссии.

Дав надлежащую оценку вышеприведенным обстоятельствам, руководствуясь положениями п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Громогласовым П.А. права на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 года.

Согласно мотивировочной части вступившего в законную силу решения Сергачского районного суда Нижегородской области от 12.02.2016г. из Перечня, составленного специалистами ФГУП «ГХК» и утвержденного в установленном порядке, следует, что профессия истца и выполняемая им работа бетонщика-каменщика в указанный перечень включена лишь в период с 01.07.1976г. по 31.12.1992 г. и составляет согласно решению комиссии от 10.03.2015 г. 09 мес. 17 дней.

Принимая во внимание указанное обстоятельство, имеющее в рамках разрешения настоящего спора преюдициальное значение, которое также подтверждается представленным суду журналом исчисления стажа во вредных условиях труда и иными доказательствами, суд правомерно отклонил доводы истца о том, что его стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, распространяется на период с 1970 года по 1979 год.

Доводы апелляционной жалобы Громогласова П.А. на необоснованную ссылку суда в оспариваемом решении на не представленный ответчиком в материалы дела Перечень производств, работ и профессий горно-химического комбината, соответствующих видам деятельности, определенным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку положения указанного Перечня, имеющие правовое значение в рамках разрешения настоящего спора, в полном объеме отражены во вступившем в законную силу решении Сергачского районного суда Нижегородской области от 12.02.2016г. по делу по иску Громогласова П.А. к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Сергачскому району Нижегородской области о назначении ДМО. Так, согласно названного Перечня, только персонально закрепленные каменщики, каменщики-бетонщики, штукатуры с постоянной нагрузкой, связанной с вскрытием и ремонтом основного технологического оборудования в условиях 2-ой зоны цеха №1 РХЗ получили право на установление ДМО. Истец, согласно материалам дела, на такие работы привлекался в течение 1976-1978 годов, стаж составил 09 месяцев 17 дней.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.

Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 14 июля 2017 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Громогласова П.А. – Малышкина А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:                        

Судьи:                                

33-15950/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Громогласов Петр Алексеевич
Ответчики
ФГУП ГХК
Другие
Малышкин Андрей Васильевич
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Киселева Альбина Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Передано в экспедицию
04.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее