Дело № 2а-1776/2021 74RS0029-01-2021-002906-05
РЕШЕНИЕ
1 сентября 2021 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Шапошниковой О. В.,
при секретаре: Минцизбаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Кузьминой ИВ о взыскании недоимки
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Кузьминой И.В., в котором просила взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а именно: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за период, истекший до 01.01.2017 года в размере 161 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС в размере 5163,54 руб., из них за 2017 год – 4589,97 руб., за 2018 год 573,57 руб.), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ в размере 25506,24 руб., из них за 2017 год – 22899,14 руб., за 2018 год 2607,10 руб.). В обоснование иска указано, что налогоплательщиком Кузьминой И.В. в добровольном порядке не исполнены требования об уплате страховых взносов.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимал.
Административный ответчик Кузьмина И.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена путем направления судебного извещения заказным почтовым отправлением, которое возвращено в суд с пометкой «истек срок хранения». Суд счел Кузьмину И.В. надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства в связи с уклонением от получения почтовой корреспонденции.
Исследовав представленные суду документы, суд пришел к выводу, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу.
Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации размер страховых взносов в фиксированном размере на 2017 г. определен следующим образом: фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование – 23400 руб., фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование – 4590 руб.; 2018 г. определен следующим образом: фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование – 26545 руб., фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование – 5840 руб.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При рассмотрении дела судом установлено, что Кузьмина И.В. в период с 26.02.2016 по 05.02.2018 осуществляла предпринимательскую деятельность, что подтверждается представленной выпиской из ЕГРИП.
В силу положений главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации Кузьмина И.В. являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате страховых взносов Кузьминой И.В. выставлены и направлены требования об уплате налогов, сборов, пени от 21.09.2017 № 36564 со сроком исполнения до 11.10.2017 (л.д. 15), от 07.12.2017 № 51062 со сроком исполнения до 27.12.2017 (л.д. 20-21), от 25.01.2018 № 2707 со сроком исполнения до 14.02.2018 (л.д. 25-27), от 05.03.2018 № 8798 со сроком исполнения до 27.03.2018 (л.д.31-33), от 30.03.2018 № 10133 со сроком исполнения до 19.04.2018 (л.д.36-37).
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В установленный законом срок, а именно в 10.08.2018, налоговый орган обратился к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузьминой И.В. недоимки, а после отмены судебного приказа на основании заявления Кузьминой И.В. определением мирового судьи от 24.03.2021, действуя в соответствии с абз.2 п. 3 ст. 48 НК РФ, налоговый орган в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа 22.06.2021 обратился в суд с административным иском о взыскании недоимки.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение и исследовав доказательства, представленные налоговым органом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогу и пени в части направления требований об уплате налогов, штрафов и пени, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
В силу части 8 указанной статьи правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В силу части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В подтверждение направления требований от 21.09.2017 № 36564, от 07.12.2017 № 51062, от 25.01.2018 № 2707, от 05.03.2018 № 8798, от 30.03.2018 № 10133 налоговым органом представлены списки на отправку (л.д. 16-18, 21-23, 26-28, 32-34, 37), принятые на исполнение Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» и направленные простой корреспонденцией без расписки.
В 2017 г. и 2018 г. с Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» в лице главного редактора были заключены государственные контракты на оказание услуг по курьерской доставке служебной корреспонденции, в соответствии с которыми доставка корреспонденции осуществлялась в почтовые ящики получателей по адресам, указанным на конверте, без какой-либо расписки, подтверждающей получение корреспонденции адресатом.
Между тем, из смысла пункта 6 стати 69 НК РФ следует, что доставка требования должна осуществляться одним из способов, указанным в данной норме и позволяющим проверить факт и дату получения требований либо факт уклонения от его получения.
Направление требований об уплате страховых взносов, пени в адрес административного ответчика посредством курьера такой возможности не предоставляет, а положения закона, устанавливающие, что при направлении требования по почте заказным письмом соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом, в данном случае не применимы.
В силу подпункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Доказательств наличия у Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи суду не представлено.
Административным истцом суду не представлены сведения о регистрации у Кузьминой И.В. личного кабинета налогоплательщика, как и доказательств направления указанных требований через личный кабинет налогоплательщика налоговым органом не представлено.
В силу статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Вместе с тем, данная обязанность в части соблюдения процедуры направления требований в адрес ответчика налоговым органом не выполнена.
Нарушение порядка направления указанных налоговых требований свидетельствует о несоблюдении порядка взыскания недоимки, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении части исковых требований Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области о взыскании с Кузьминой И.В. недоимки в сумме 30830,78 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Кузьминой ИВ о взыскании недоимки – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2021 г.