Решение по делу № 3а-56/2021 от 16.10.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-56/2021г.

29 января 2021 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилова Н.Г.,

представителя заинтересованного лица Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности Гаджимаммаева Т.Р.,

представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности Алхасова М.А.,

прокурора Дибирова Д.М.,

при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаджиевой Х.Н. об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», , <дата>, утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением в которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).

Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> ) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу Республика Дагестан, <адрес>, был включен в Перечень ) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2017 – 2019 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), работ по ремонту крыши (8), утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период 2023-2025 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9); в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5); в плановый период 2038 – 2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и крыши (8).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, <дата>, была осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой многоквартирный жилой <адрес> был включен в Перечень (позиция ) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2032 – 2034 гг. – работ по ремонту крыши, в том числе, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю (8); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3) и водоснабжения (4).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> », опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, <дата>, Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой <адрес> включен в Перечень (позиция 3324) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2032-2034 гг. – работ по ремонту крыши (8); в плановый период 2035-2037 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), водоотведения (5), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период 2038-2040 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3) и водоснабжения (4).

Гаджиева Х.Н. в лице представителя по доверенности Салаутдиновой Б.А., обратившись в суд с административным иском о признании недействующей позиции 3225 Перечня в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> , в ходе судебного разбирательства дела в связи с тем, что обжалованная ею редакция Перечня утратила силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», заявленные административные исковые требования уточнила, заявив требования о признании недействующими столбцов 14, 15 и 16 строки 3324 Перечня, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> в части: переноса ремонта крыши с планового периода 2017-2019 г.г. на плановый период 2032-2034 гг. (столбец 14); переноса ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2017-2019 г.г., ремонта подвальных помещений из планового периода 2023-2025 гг. и ремонта внутридомовой инженерной системы водоотведения из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг. (столбец 15); переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и водоснабжения из планового периода 2023-2025 гг. на плановый период 2038-2040 гг. (столбец 16).

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований указано, что перенос сроков и сокращение перечня планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлены при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.

В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа «<адрес>» и ООО «Спецсервисконтроль-М».

В письменных возражениях представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Аскеровой Р.И., поданных на административное исковое заявление Гаджиевой Х.Н. до уточнения ею заявленных административных исковых требований, содержится просьба об отказе в удовлетворении административного иска по тем основаниям, что внесение изменений в Программу, повлекших перенос сроков и сокращение перечня планируемых ремонтных работ в отношении <адрес>, было осуществлено Правительством Республики Дагестан в строгом соответствии с действующим законодательством, в рамках имеющихся полномочий с соблюдением предусмотренного порядка на основании сведений, предоставленных администрацией городского округа «<адрес>», было обусловлено необходимостью актуализации Программы. В связи с тем, что перенос сроков ремонта и сокращение перечня ремонтных работ было обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений других многоквартирных домов, включенных в Перечень, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> на изменение сроков ремонтных работ и сокращение их перечня, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требовалось.

В судебном заседании представители административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Джалилов Н.Г., представители заинтересованных лиц Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан по доверенности Алхасов М.А. и Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по доверенности Гаджимаммаев Т.Р. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать по доводам, аналогичным тем, которые изложены в письменных возражениях на административный иск представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по доверенности Аскеровой Р.И.

Административный истец Гаджиева Х.Н., ее представитель по доверенности Салаутдинова Б.А., Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, администрация городского округа «<адрес>» и «Спецсервисконтроль-М», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца, его представителя и представителей указанных заинтересованных лиц.

Рассмотрев административное дело в рамках заявленных уточненных административных исковых требований, заслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от <дата> «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.

Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).

Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от <дата> критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 – 2040 годы.

Как усматривается из материалов административного дела административный истец Гаджиева Х.Н. является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> Республики Дагестан.

В результате внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> изменений произошло сокращение объема ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> ) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу: перенос работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю из планового период 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; перенос на плановый период 2035-2037 гг. работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2017-2019 гг., работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, из планового периода 2023 – 2025 гг. и работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения из планового периода 2032 – 2034 гг.; перенос на плановый период 2038-2040 гг. из планового периода 2023-2025 гг. работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и водоснабжения (столбцы 14, 15 и 16 строки 3324).

Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное оспариваемое административным истцом изменение сроков проведения ремонтных работ в многоквартирном жилом <адрес> и сокращение объема планируемых работ произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от <дата> «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».

При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> ) сроков капитального ремонта и сокращение перечня планируемых видов ремонтных работ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что произведенный перенос сроков капитального ремонта многоквартирного <адрес> и сокращение перечня планируемых видов ремонтных работ произведены в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованными.

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> «О внесении изменений постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> » и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.

В этой связи вышеуказанный довод о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> решения о переносе на более поздние сроков капитального ремонта дома и сокращения перечня планируемых работ не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и лифтового оборудования в других многоквартирных домах на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые Гаджиевой Х.Н. положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> ) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> ) ремонтных работ в запланированные сроки, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию не действующими с даты их принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административное исковое заявление Гаджиевой Х.Н. удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия столбцы 14, 15 и 16 строки 3324 подраздела «<адрес>» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> , в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> , в части:

- переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю из планового период 2017-2019 гг. на плановый период 2032-2034 гг. (столбец 14);

- переноса на плановый период 2035-2037 гг. работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, газоснабжения, работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода 2017-2019 гг., работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, из планового периода 2023 – 2025 гг. и работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения из планового периода 2032 – 2034 гг. (столбец 15);

- переноса на плановый период 2038-2040 гг. из планового периода 2023-2025 гг. работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и водоснабжения (столбец 16)

многоквартирного дома, расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>.

Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято <дата>

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов

3а-56/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура РД
Гаджиева Хадижат Надирбеговна
Ответчики
Правительство РД
Другие
ООО "Спецсервисконтроль-М"
Государственная жилищная инспекция РД
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйчтва РД
Салаутдинова Белла Асельдаровна
Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
администрация городского округа "город Хасавюрт" РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Абдулхалимов Мурад Магомедович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
16.10.2020Регистрация административного искового заявления
16.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
04.12.2020Подготовка дела (собеседование)
15.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее