Дело № 2-60/2024
УИД 42RS0037-01-2022-002883-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 28 марта 2024 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего Корытникова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Нижегородовой А.А.,\
с участием:
представителя истца Ленинг М.А.,
третьего лица Патрушевой Л.Н.,
представителя третьего лица Щербаха И.Ю.,
представителя третьего лица Андреева М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юртиной Н.И. к Администрации г. Юрги о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Юртина Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Юрги о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании заключить договор социального найма.
Требования мотивированы тем, что 09.12.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, а именно ***, в ***. 16.12.2021 ответчиком был дан письменный отказ в заключении договора социального найма жилого помещения, в котором было сказано, что:
- истец не имеет документов, подтверждающих вселение на законных основаниях;
- отсутствуют документы, подтверждающие законность перепланировки.
Считает подобный отказ нарушающим его законное право на заключение договора социального найма жилого помещения в связи со следующими обстоятельствами:
- Общежитие находилось в ведении государственного образовательного учреждения, а Истец являлась сотрудником государственного органа - Юргинского городского суда. По ходатайству председателя Юргинского городского суда и на основании Решения администрации училища совместно с профсоюзным органом, истцу была предоставлена *** общежитии. Истец вселена и проживает в спорном жилом помещении с 12.05.2000 (длительный период-22 года), что подтверждается справкой *** от 25.04.2001, данной директором ***, сведениями миграционной службы о регистрации по месту жительства, и открытым на имя истца лицевом счете в ООО УК «Ремстрой-Индустрия». Вселение в квартиру было произведено на основании ордера и договора найма жилого помещения от 12.05.2000.
- Истец постоянно проживает в спорном жилом помещении, осуществляет оплату жилья и коммунальных услуг за жилое помещение что подтверждается: квитанциями об оплате коммунальных платежей, отметкой в паспорте гражданина о постоянной регистрации по указанному месту жительства.
- Жилой дома (общежитие) перешло в муниципальную собственность г. Юрги, что подтверждается Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области ***-р о 29.11.2007 о передаче государственного имущества в собственность муниципальную собственность.
Согласно ст. 109 ЖК РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 в ред. N 3 от 28.03.1998) для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно - бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 110 ЖК РСФСР (в ред. № 3 от 28.03.1998) прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
Постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении примерного положения об общежитиях» от 11.08.1988 № 328, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 № 726, утверждено Примерное положение об общежитиях.
Согласно п. 10 данного Положения жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
Исходя из положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 (вопрос 21), разъяснил, что при передаче в муниципальную собственность жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Таким образом, факт принятия решения о передаче здания общежития, которое находилось в государственной собственности и было закреплено за ГОУ НПО «ПУ ***», и перешло в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Спорная квартира предоставлена истцу в установленном законом порядке до передачи дома в муниципальную собственность, в силу чего с истцом, проживающим в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
Поскольку спорное жилое помещение не предоставлялось истцу впервые, а имело место изменение правоотношений сторон в связи с изменением правового статуса жилого помещения при его передаче в муниципальную собственность, то положения Жилищного кодекса Российской Федерации о порядке предоставления жилого помещения по договору социального найма не распространяются на отношения, возникающие при изменении правового статуса жилого помещения.
Таким образом, считает, что истец имеет все законные основания для признании права пользования занимаемым жилым помещением, на условиях договора социального найма, и на заключение с ним договора социального найма жилого помещения.
На момент вселения истца в квартиру она представляла из себя две жилые комнаты и часть общего коридора и общего туалета, отгороженные перегородкой. До вселения истца, в указанном помещении проживала семья Зерниных, которые в 1996г. обращались к директору училища Ф.А.Б. с просьбой о разрешении перепланировки и присоединении к своим комнатам части общего коридора и туалета. С учетом мнения соседей, которые дали на перепланировку письменное согласие, директор училища утвердил новый план квартиры и разрешил перепланировку и присоединение к квартире части общего коридора и туалета. Путем перепланировки, произведенной Зерниными была возведена перегородка в общем коридоре, установлен умывальник, возведена перегородка в помещении общего коридора для устройства душевой комнаты, установлено сантехническое оборудование (душевая стойка).
Поскольку перепланировку осуществляла не истец, то обязанности по согласованию ее у истца не возникло, тем более что перепланировка была ранее согласована самим собственником общежития с жильцами дома.
В результате перепланировки изменилась общая площадь квартиры которая составляла 30,9 кв.м., а за счет присоединения нежилого помещения - коридора и туалета площадью 9,0 м.кв., составляет в настоящее время 39,9 кв.м. Бывшие наниматели сведений в БТИ не вносили, иным образом перепланировку не узаконили.
В 2020г. в технический паспорт *** были внесены изменения, в апреле 2022 г. от ООО «Юргапроект» получено заключение, которым установлено, что в результате перепланировки объемно-планировочное решение здания в целом сохранено, присоединение сантехники выполнено в соответствии с санитарными правилами, работы по перепланировке не влияют на несущую конструкцию здания в целом.
Так, согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ, и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе -заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Кроме того, на момент возникновения спорных правоотношений, а именно перевода части нежилого помещения в жилое действовал Жилищный кодекс РСФСР от 1983г.
Перепланировку и переустройство квартиры и мест общего пользования осуществил собственник всего жилого дома, которым на тот момент являлось училище. Именно собственник принял решение о включении мест общего пользования в площадь *** предоставить его в пользование на условиях договора социального найма Зерниным. На момент перепланировки и включения мест общего пользования в общую площадь квартиры собственник единолично владел как комнатами в доме, так и местами общего пользования.
Нормы права, которые были введены в действие ЖК РФ на момент осуществления собственником указанных действий, не распространяются.
В соответствии со ст. 17 ЖК РСФСР, действовавшим на момент перепланировки:
Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Правовыми нормами главы 3 ЖК РФ предусмотрен специальный порядок перевода нежилых помещений в жилые. В спорном случае отсутствуют законные ограничения для такого перевода (ст. 24 ЖК РФ), поскольку перевод спорного нежилого помещения был осуществлен собственником до введения в действия указанной нормы, в связи с чем считаю возможным перевод спорного нежилого помещения площадью 9,0 кв. м. в жилое, а также сохранение спорного помещения, *** перепланированном состоянии
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Считает, что при разрешении спора в настоящий момент, то есть в период действия настоящего ЖК РФ, следует руководствоваться нормами:
В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Правовыми нормами главы 3 ЖК РФ предусмотрен специальный порядок перевода нежилых помещений в жилые. В спорном случае отсутствуют законные ограничения для такого перевода (ст. 24 ЖК РФ), в связи с чем считает возможным признание спорного нежилого помещения площадью 9,0 кв. м. жилым в составе ***, а также сохранение спорного помещения, *** перепланированном состоянии.
Помимо того, вопрос о признании нежилого помещения жилым и сохранении квартиры в перепланированном виде имеет право ставить не только собственник помещения, но и лица, владеющие указанным помещением на законных основаниях. Я являюсь таким владельцем и наравне с собственником имею право защищать свои права пользования предоставленным мне жилым помещением.
Просит суд признать за истцом право пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма, а именно квартирой *** в *** в ***, обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения по адресу: ***71, признать нежилое помещение (часть коридора и туалет) на 2-ом этаже *** в ***, расположенного рядом с квартирой ***, площадью 9,0 кв.м. жилым помещением ***, сохранить квартиру по адресу: ***71 в перепланированном виде общей площадью 39,9 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Ленинг М.А. исковые требования поддержала просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представителя ответчика Семенчикова И.А. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании третье лицо Патрушева Л.Н. и её представитель Щербах И.Ю. возражали относительно удовлетворения иска, просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица ГУ Отдел Пожарного надзора по г. Юрга Андреев М.Ю. оставил решение спорна на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, причины неявки суду не сообщили.
Судом постановлено о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости и допустимости и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 109 ЖКРСФСР (действовавшего до 01.03.2005 в ред. № 3 от 28.03.1998) для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 110 ЖК РСФСР (в ред. № 3 от 28.03.1998) прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
Постановлением Совета Министров РСФСР «Об утверждении примерного положения об общежитиях» от 11.08.1988 № 328 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 № 726, утверждено Примерное положение об общежитиях.
Согласно п. 10 данного Положения жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
Исходя из положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006. 14.06.2006 (вопрос 21), разъяснил, что при передаче в муниципальную собственность жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Так, согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее общее имущество в многоквартирном доме).
Судом установлено, что 09.12.2021 Юртина Н.И. обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, а именно ***, в ***. 16.12.2021 ответчиком был дан письменный отказ в заключении договора социального найма жилого помещения, в котором было сказано, что:
- истец не имеет документов, подтверждающих вселение на законных основаниях;
- отсутствуют документы, подтверждающие законность перепланировки.
Общежитие по адресу ***, находилось в ведении государственного образовательного учреждения, а Юртина Н.И. являлась сотрудником государственного органа Юргинского городского суда. По ходатайству председателя Юргинского городского суда и на основании решения администрации училища совместно с профсоюзным органом, Юртиной Н.И. была предоставлена *** общежитии. Юртина Н.И. вселена и проживает в спорном жилом помещении с 12.05.2000 (длительный период-22 года), что подтверждается справкой *** от 25.04.2001, данной директором ПУ - ***, сведениями миграционной службы о регистрации по месту жительства, и открытым на имя Юртиной Н.И. лицевом счете в ООО УК «Ремстрой-Индустрия». Вселение в квартиру было произведено на основании ордера и договора найма жилого помещения от 12.05.2000.
Согласно представленным документам и показаниям свидетелей Юртина Н.И. постоянно проживает в спорном жилом помещении, осуществляет оплату жилья и коммунальных услуг за жилое помещение что подтверждается: квитанциями об оплате коммунальных платежей, отметкой в паспорте гражданина о постоянной регистрации по указанному месту жительства.
Жилой дома (общежитие) перешло в муниципальную собственность г. Юрги, что подтверждается Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 1321-р о 29.11.2007 о передаче государственного имущества в собственность муниципальную собственность.
Таким образом, факт принятия решения о передаче здания общежития, которое находилось в государственной собственности и было закреплено за ГОУ НПО «ПУ ***», и перешло в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно доводам истца и показаниям свидетеля на момент вселения истца в квартиру она представляла из себя две жилые комнаты и часть общего коридора и общего туалета, отгороженные перегородкой. До вселения истца, в указанном помещении проживала семья Зерниных, которые в 1996г. обращались к директору училища Ф.А.Б. с просьбой о разрешении перепланировки и присоединении к своим комнатам части общего коридора и туалета. С учетом мнения соседей, которые дали на перепланировку письменное согласие, директор училища утвердил новый план квартиры и разрешил перепланировку и присоединение к квартире части общего коридора и туалета. Путем перепланировки, произведенной Зерниными была возведена перегородка в общем коридоре, установлен умывальник, возведена перегородка в помещении общего коридора для устройства душевой комнаты, установлено сантехническое оборудование (душевая стойка).
В результате перепланировки изменилась общая площадь жилого помещения которая составляла 30,9 кв.м., а за счет присоединения нежилого помещения -коридора и туалета площадью 9,0 м. кв., составляет в настоящее время 39,9 м. кв. Бывшие наниматели сведений в БТИ не вносили, иным образом перепланировку не узаконили.
В 2020г. в технический паспорт *** были внесены изменения, в апреле 2022г. от ООО «Юргапроект» получено заключение, которым установлено, что в результате перепланировки объемно-планировочное решение здания в целом сохранено, присоединение сантехники выполнено в соответствии с санитарными правилами, работы по перепланировке не влияют на несущую конструкцию здания в целом.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № *** ООО «ТЭПЦ «Регион 70» Произведенная перепланировка и переустройство жилого помещения - *** в *** соответствует требованиям СНиП, а именно СП 54.13330.2016 «Дома жилые многоквартирные», «СП-54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные», Работы по перепланировке ***, не повлияли на несущую способность конструкций здания,, приведение *** в *** в прежнее состояние нецелесообразно.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В силу статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», (в редакции, действовавшей на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не содержат.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
Согласно статье 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. (часть 1)
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. (часть 2).
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц. (часть 4).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса. Границы между смежными помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений статьи 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Понятие «реконструкция» установлено пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ применительно к объектам капитального строительства, в соответствии с которым реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
К объектам капитального строительства относятся здание (в том числе многоквартирный дом), строение, сооружение и объекты незавершенного строительства, кроме некапитальных строений, сооружений (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ и часть 6 статьи 15 ЖК РФ).
Помещение в многоквартирном доме является обособленной частью здания (многоквартирного дома), но не является самостоятельным объектом капитального строительства (пункт 1 статьи 141.4 ГК РФ и пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).
Часть 2 статьи 40 ЖК РФ допускает возможность реконструкции не всего многоквартирного дома, а отдельных помещений в нем.
При этом действующее законодательство понятие «реконструкция помещения в многоквартирном доме» не содержит.
На основании изложенного при разрешении вопроса об отнесении работ, выполненных собственником помещения в многоквартирном доме, к реконструкции следует применять положения пункта 14 статьи 1 ГрК РФ (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).
Основным отличием перепланировки от реконструкции является объект, в отношении которого осуществлены изменения. Так, перепланировка выполняется в помещениях (как в жилых, так и нежилых), расположенных в многоквартирном доме, а работы, проводимые в отношении здания (сооружения) или помещения, которое в нем находится, и в результате которых изменены параметры самого дома (его части) либо произведена замена, восстановление несущих конструкций, является реконструкцией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (часть 4 статьи 29 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение сформировано из двух комнат, так же общего коридора и туалета, путем возведения в коридоре перегородки и входной двери, отсутствия доказательств проведения реконструкции здания в соответствии с требованиями действующего законодательства, реконструкция привела к уменьшению общего имущество собственников помещений многоквартирного дома, однако согласие собственников помещение на реконструкцию дома получено не было, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При этом показания опрошенных в судебном заседании свидетелей не опровергают вышеизложенные обстоятельства и не могут служить доказательством легальности произведенной реконструкции.
Доводы истца, что реконструкция была проведена до предоставления спорного помещения в пользование по договору найма, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не представлены ни договор найма, ни ордер с указанием площади помещения соответствующей спорной, а также доказательства внесения изменений в техническую документацию жилого дома, доказательства согласования реконструкции в соответствии с требованиями законодательства действовавшего как на момент реконструкции, так и на момент обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Юртиной Н.И. (паспорт серия *** ***, выдан *** ***) к Администрации г. Юрги (ИНН ***, ОГРН ***) о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании нежилого помещения жилым, сохранении квартиры в перепланированном виде оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда - подпись - А.Н. Корытников
Решение принято в окончательной форме 04.04.2024.