33-2743/2022 судья Царькова Т.А.
2-40/2022
УИД 62RS0001-01-2020-003755-02
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2022 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Рогозиной Н.И., Масловой О.В.,
при секретаре Русановой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цырульникова Сергея Алексеевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о перерасчете пенсии, с апелляционной жалобой Цырульникова Сергея Алексеевича на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 18 июля 2022 года,
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Масловой О.В., объяснения истца Цырульникова С.А. и его представителя Климова А.А., представителя ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Рогожкиной А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Цырульников С.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Рязани с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Рязани о перерасчете пенсии. Требования мотивированы тем, что с 01.05.2000г. ему, как работнику летно-испытательного состава, была назначена пенсия за выслугу лет на основании решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001г. в соответствии с п.1 ст.79, ст. 83 Закона РФ №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г., п.1 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. № 384. Согласно решению суда его выслуга в льготном исчислении на момент назначения пенсии составляла 47 лет.
С 01.01.2002г. ответчик без его согласия и выбора, незаконно произвел оценку его пенсионных прав (конвертацию) по правилам п.6 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из размера пенсии за выслугу лет, исчисленной из среднемесячного заработка, с учетом специального стажа, приобретенного до 01.01.2002г. Результатом незаконной конвертации явилось незаконное лишение истца с 01.02.2002г. получения пенсии за выслугу лет, назначенной на основании решения суда.
С 01.01.2010г. в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ изменился порядок пенсионного обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава. У указанных граждан появилось право на получение одновременно двух пенсий - досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Однако, несмотря на указанные законоположения, в нарушение требований законодательства, ответчик по настоящее время по состоянию на 31.10.2020 г. продолжает выплачивать ему только одну страховую пенсию по старости, размер которой составляет 47 715 руб. 09 коп.
Как гражданин из числа работников летно-испытательного состава, которому пенсия за выслугу лет назначена до вступления в силу Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», то есть в период действия Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1, полагал, что имеет право на перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет, назначенной на основании решения суда и право на получение трудовой пенсии по старости за период с 01.01.2002г. по 31.12.2009г.
Также имеет право на перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной по решению суда, путем установления с 01.01.2010г. пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости.
03.09.2019г. он обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Рязани с заявлением о перерасчете ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава с 01.01.2002г. путем выплаты разницы между пересчитанной и фактически выплаченной суммой пенсии за период с 01.01.2002г. по 04.09.2019г., а также о дальнейшей выплате пенсии в размере, определяемом Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Письмом от 30.09.2019г. исх.№ пенсионный орган в удовлетворении требований истца отказал, указав, что у него отсутствует право на пенсию за выслугу лет.
Истец считает данный отказ ответчика в перерасчете пенсии незаконным, в связи с чем, он был вынужден обратиться в суд.
Изначально просил суд обязать ответчика осуществить перерасчет и выплату ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава за период с 01.01.2002г. по 31.12.2009г. в сумме 1 207 890 руб. 24 коп.; осуществить перерасчет и выплату ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава за период с 01.01.2010г. по 31.10.2020г. в сумме 1 656 230 руб. 11 коп. и в дальнейшем выплачивать истцу пенсию за выслугу лет в размере, определенном после перерасчета пенсии, с учетом последующей индексации.
В ходе судебного разбирательства требования истца неоднократно уточнялись.
В окончательном варианте истец просил суд признать незаконным перевод пенсии по выслуге лет, получаемой им на основании решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001г. в соответствии с п. 1 ст. 79, ст. 83 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и п. 1 Положения «О порядке назначения и выплате пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384), произведенный ответчиком 01.01.2002г., в трудовую (страховую) пенсию по старости. Признать пенсию, назначенную и выплачиваемую ему за период с 01.05.2000г. по настоящее время, пенсией за выслугу лет. Обязать ответчика произвести пересмотр выплачиваемой ему пенсии по выслуге лет с 01.05.2000г. как работнику летно-испытательного состава в соответствии со ст. 79, ст. 83 ФЗ РФ № 340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. №384 (Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 883), путем установления с 01.01.2010г. двух пенсий: пенсии по выслуге лет в соответствии с ФЗ РФ № 166 - ФЗ от 15.12.2009г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009г.) и трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2009г. (в редакции ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009г.), обязать ответчика установить ему трудовую (страховую) пенсию по старости как работнику летно-испытательного состава (получение второй пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 37 ФЗ РФ № 213 от 24.07.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признаний утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», согласно требованиям ст. 29.1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 6 ст. 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и выплатить ее с 01.01.2010г. по настоящее время. Обязать ответчика пересмотреть и установить ему пенсию по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава с 01.01.2010г. в соответствии с требованиями п. 6 ст. 37 ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признаний утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» и в соответствии со ст. 17.2 ФЗ РФ № 166-ФЗ от 15.12.2009г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и выплатить ее с 01.01.2010г. по настоящее время. Взыскать с ответчика трудовую (страховую) пенсию по старости с 01.01.2010г. по настоящее время с учетом валоризации и уплаченных страховых взносов; пенсию по выслуге лет с 01.01.2010г. по 17.06.2022г. в размере 3 232 200 руб. 28 коп.; трудовую (страховую) пенсию по старости с 01.01.2001г. по 17.06.2022г. с учетом валоризации и страховых взносов в размере 2 458 598 руб. 90 коп.
Определением суда от 02.02.2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Рязанской области, которое определением от 21.09.2021г. привлечено к участию в деле в качестве соответчика, с его исключением из числа третьих лиц.
Определением суда от 12.10.2021г. судом произведена замена ответчиков по делу на их правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 18 июля 2022 года Цырульникову С.А. отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о перерасчете пенсии.
Истец Цырюльников С.А., не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 18 июля 2022 года отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что основанием для отмены или изменения решения суда является несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что судом неосновательно применена ст.29 ФЗ РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. как основание для изменения вида пенсии. Изменение одного вида пенсии на другой (с пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава) действующим пенсионным законодательством РФ носит заявительный характер, ни пенсионный орган, ни другие организации и учреждения, осуществляющие назначение пенсии, ее расчет и выплату не могут изменить вид пенсии и рассматривать установленную законом (судом) пенсию, назначенную до 01.01.2002г. как другой вид пенсии. Ни в пенсионном деле №, ни в выплатном деле, ни в других документах, представленных истцом и ответчиком и исследуемых в суде, отсутствуют документы, подтверждающие изменение вида пенсии с пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава на трудовую пенсию по старости. Считает, что судом не правильно истолкован пункт 6 статьи 37 ФЗ РФ №213-ФЗ от 24.07.2009 года, который не применим к нему (абзац 1), так как он является получателем пенсии по выслуге лет как работник летно-испытательного состава, и его получаемая пенсия по выслуге лет подлежит пересмотру путем установления пенсии по выслуге лет в соответствии с ФЗ РФ №166-ФЗ от 15.12.2001г. (в редакции ФЗ РФ №213-ФЗ от 24.07.2009) и трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (в редакции ФЗ РФ№213-Ф3 от 24.07.2009г.), с учетом п. 3 ст. 31 ФЗ РФ №173-ФЗ от 17.12 2001г., а не получателем трудовой пенсии по старости, которая выплачивается с 01.01.2010г. в сохраненном виде. Кроме того, указанная в мотивированном решении суда ссылка на применение п.1 ст. 37 ФЗ РФ № 173 - ФЗ от 17.12.2001г. к Цырульникову С.А. не подлежит применению и оценке. Истец на 01.01.2002г. не достиг пенсионного возраста (возраст на 01.01.2002 года - 50 лет) и ему не могла быть назначена трудовая пенсия по старости из-за отсутствия оснований для ее получения. Указывает, что судом сделан вывод, что истцу проведена не оценка пенсионных прав, а конвертация в соответствии с п.п. 1-5 ст. 30 ФЗ РФ № 173 -ФЗ от 17.12.2001г. Однако конвертация пенсионных прав Цырульникова С.А. не допустима, так как на 01.01.2002г. он уже получал пенсию по выслуге лет как работник летно- испытательного состава. Считает, что он лишен права на получение двух пенсий на основании обжалуемого решения суда на основании ст. 27.1 ФЗ РФ №173-Ф3 от 17.12.2001 года (в редакции ФЗ РФ № 213 от 24.07.2009 года).
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в объеме доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения истца Цырульникова С.А., его представителя Климова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Рогожкиной А.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003г. N23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от 22.11.2001г. по иску Цырульникова С.А. к Рязанскому областному центру по начислению и выплате пенсий и пособий, Управлению социальной защиты населения администрации Рязанской области, территориальному отделу № 4 Управления социальной защиты населения администрации г.Рязани о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, вступившим в законную силу 04.12.2001г., исковые требования Цырульникова С.А. удовлетворены. На территориальный отдел № Управления социальной защиты населения администрации г.Рязани возложена обязанность назначить Цырульникову С.А. пенсию за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава с 01.05.2000г. С Рязанского областного центра по начислению и выплате пенсий и пособий в пользу Цырульникова С.А. взыскана недополученная пенсия за период с 01.05.2000г. по 30.11.2001г. в сумме 35 014, 99 руб. с учетом индексации и компенсационных выплат.
В соответствии с указанным решением суда истцу пенсионным органом выплачивается пенсия.
03.09.2019г. Цырульников С.А. обратился к начальнику УПФР в г.Рязани с заявлением, в котором просил пересчитать размер полагающейся ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с момента вступления в силу - с 01.01.2002г.; выплатить ему разницу между пересчитанной и фактически выплаченной суммой пенсии за весь период с момента вступления в силу указанного закона, в дальнейшем выплачивать ему пенсию как работнику летно-испытательного состава в размере, определенном указанным законом, с учетом его квалификации летчика первого класса; рассчитать долю страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях» №400 от 28.12.2013г. для принятия решения о заявлении на выплату соответствующей доли.
Письмом от 30.09.2019г. № пенсионным органом истцу сообщено, что основания для пересмотра пенсии на основании Федерального закона № 166-ФЗ отсутствуют, а также сообщено об отсутствии у него права на пенсию по выслуге лет в соответствии с Законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ.
06.05.2020г. истец вновь обратился к начальнику УПФР в г.Рязани с заявлением о предоставлении расчета пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2010г. по 01.03.2020г. как работнику летно-испытательного состава в соответствии с п. 2 ст. 17.2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", указав, что он имеет выслугу 47 лет в льготном исчислении, из них 11 лет 08 месяцев 01 день - в летно-испытательном составе.
Письмом от 29.05.2020 г. № пенсионным органом истцу разъяснены нормы пенсионного законодательства и порядок расчета его пенсии.
Разрешая спор, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Цырульниковым С.А. исковых требований, при этом исходил из того, что пенсионные права истца не нарушены, назначенная истцу в соответствии с ранее действовавшим законодательством на основании решения суда пенсия выплачивается в установленном размере, правовых оснований для установления истцу, как работнику летно-испытательного состава, с 01.01.2010г. права на пенсию по выслуге лет и трудовой пенсии по старости, а также оснований для перерасчета назначенной пенсии не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Как правильно указал суд первой инстанции, Закон Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым за истцом решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от 22 ноября 2001г. было признано право на пенсию за выслугу лет, с 01.01.2002 г. утратил силу.
Введенные в действие с 01.01.2002г. Федеральный закон от 15.12 2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31.12.2009г., не предусматривали такого вида пенсии, как пенсия за выслугу лет. Каких-либо специальных условий пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава данные законодательные акты не определяли, особого механизма индексации назначенных им пенсий за выслугу лет не установили.
Вместе с тем, положениями п.3 ст.31 Закона № 173-ФЗ были сохранены действовавшие до 01.01.2002г. льготные условия и нормы назначения пенсий указанной категории работников, предусмотренные нормативными правовыми актами, и было предписано применять эти условия и нормы при оценке пенсионных прав соответствующих лиц согласно нормам названного Закона.
Лицам, которые по состоянию на 31.12.2001г. являлись пенсионерами из числа работников летно-испытательного состава, с 01.01.2002г. была произведена оценка пенсионных прав (конвертация) по правилам п.6 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - исходя из размера пенсии за выслугу лет, исчисленного из среднемесячного заработка, с учетом специального стажа, приобретенного до 01.01.2002 г.
Положениями ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2009г., предусматривалось, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При этом, конвертация пенсионных прав лиц из числа работников летно-испытательного состава осуществлялась в соответствии с п.п. 1 - 5 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, однако расчетный размер трудовой пенсии исчислялся не по общим правилам, а согласно условиям и нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 и Положения № 384.
Положениями п.4 ст.29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (в редакции, действовавшей с 01.01.2002г.) предусматривалось, что если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.
Из анализа норм действовавшего пенсионного законодательства, суд первой инстанции сделал вывод о том, что порядок проведения конвертации пенсионных прав работников летно-испытательного состава предполагал преобразование назначенных им пенсий за выслугу лет в трудовые пенсии по старости, исчисленные по нормам данного Закона, которые выплачивались согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 173-ФЗ в ранее установленном размере без каких-либо ограничений, а также индексировались в порядке, предусмотренном ст.17 названного Федерального закона.
Действующий с 01.02.2002г. механизм индексации пенсий был установлен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2002г. №42, которым утвержден коэффициент индексации трудовой пенсии с 01.02.2002г. Другого механизма индексации пенсий законом либо постановлениями Правительства РФ предусмотрено не было.
Как установил суд первой инстанции, с 01.01.2002г. в связи с вступлением в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" пенсионный орган произвел конвертацию пенсионных прав истца, определенных решением суда от 22 ноября 2001г., исходя из установленного по состоянию на 31.12.2001г. размера пенсии, и после произведенной конвертации истцу продолжала выплачиваться пенсия в сохраненном размере, которая в дальнейшем индексировалась в установленном законом порядке.
С 01.01.2010г. вступил в действие Федеральный закон № 213-ФЗ от 24.07.2009г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в том числе введены новые нормы относительно работников летно-испытательного состава.
Так, статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" был дополнен статьей 7.2.
Положениями указанной нормы права установлено, что граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
Статья 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" была дополнена пунктом 8, согласно которому граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был дополнен ст. 27.1, положения которой предусматривают, что трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона № 213-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 года, гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.
В силу ч.6 ст.37 Федерального закона № 213-ФЗ трудовые пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные до 1 января 2010 года, в том числе исчисленные с применением статьи 40 настоящего Федерального закона, выплачиваются в сохраненном размере. По желанию указанных граждан им может быть установлена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона), и трудовая пенсия по старости (трудовая пенсия по инвалидности). Пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, установленные до 1 января 2010 года в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), подлежат пересмотру путем установления им пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и с учетом положений статьи 40 настоящего Федерального закона. При этом, если размер получаемой до 1 января 2010 года пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), за гражданином сохраняется пенсия за выслугу лет в более высоком размере.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определениях Конституционного Суда РФ от 24.06.2014г. № 1406-О, от 22.03.2012г. № 399-О-О и др., Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в частности исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.
Статья 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", так же как и статья 27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по сравнению с общим порядком назначения пенсий закрепляет льготный порядок пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава: пенсии им назначаются независимо от возраста при наличии необходимой продолжительности стажа работы, им предоставляется право на одновременное получение трудовой пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет. Кроме того, предусматривается возможность включения в требуемый стаж периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации, однако лишь в том случае, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на назначение данных пенсий.
Такое правовое регулирование, как отмечено Конституционным Судом РФ, направлено на существенное повышение уровня пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава и не может рассматриваться как затрагивающее конституционные права граждан из числа работников летно-испытательного состава, обратившихся за назначением трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет после введения его в действие (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 354-О-О, от 17 ноября 2011 года № 1534-О-О, от 22 марта 2012 года № 399-О-О, от 20 марта 2014 года № 524-О и др.).
При этом в части 6 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" законодатель для граждан из числа работников летно-испытательного состава, пенсионное обеспечение которых до 1 января 2010 года осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, закрепил право на сохранение ранее назначенных пенсий.
С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях". В связи с этим Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется только в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части ему не противоречащей.
Положения ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривают, что страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона № 400-ФЗ граждане из числа работников летно-испытательного состава, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.20 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 12 настоящего Федерального закона, в том числе периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при исчислении выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления страховой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.
Условия назначения пенсии лицам из числа работников летно-испытательного состава, установленные Федеральным законом № 400-ФЗ, аналогичны положениям ст.7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст.27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов пенсионного дела истца, копия которого приобщена к материалам дела, а также из решения Железнодорожного районного суда г.Рязани от 22 ноября 2001г., весь стаж истца состоит из его службы в Вооруженных Силах: с 08.08.1970 г. по 25.10.1974 г. - учеба в Тамбовском высшем военном училище летчиков, с 18.12.1974 г. по 03.10.1997 г. - военная служба в воинских частях на летных должностях, при этом с 03.12.1991 г. по 03.10.1997 г. в должности начальника станции летных испытаний, летчика-испытателя, исчисленной в льготном исчислении (1 год за 2 года), что в льготном исчислении составляет 11 лет 8 месяцев 1 день, что менее предусмотренной законодательством продолжительности 16 лет 8 месяцев.
Принимая во внимание, что помимо указанного стажа военной службы периодов работы в должностях летно-испытательного состава, составляющих не менее 2/3 требуемого стажа, у Цырульникова С.А. не имеется, основания для признания за ним права на пенсию за выслугу лет в связи с работой в должностях летно-испытательного состава в соответствии с нормами ст.7.2 Федерального закона № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст.27.1 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", равно как и в соответствии со ст.31 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отсутствуют.
Судом первой инстанции проверен размер получаемой истцом пенсии, выплачиваемой ему пенсионным органом, оснований для производства перерасчета не установлено. Как следует из решения суда, выводы которого основаны на материалах дела, пенсия истцу, назначенная ему в соответствии с ранее действовавшим законодательством, на основании решения суда, выплачивается в установленном размере, оснований для ее перерасчета в порядке, установленном новым правовым регулированием, в связи с отсутствием у Цырульникова С.А. соответствующего льготного стажа в необходимом размере, не имеется.
При указанных обстоятельствах вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм пенсионного законодательства РФ несостоятельны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, выводы суда подробно мотивированы.
Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что по состоянию на 01.01.2002г. истец уже получал пенсию по выслуге лет, как работник летно-испытательного состава, в связи с чем, основания для перерасчета пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава на трудовую пенсию по старости, по следующим основаниям.
Так, исходя из содержания пункта 3 статьи 31 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, применяются при оценке пенсионных прав данных лиц. Поскольку оценка пенсионных прав производится в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ (пункт 3 статьи 31 данного закона), на летчиков-испытателей, которым на 31.12.2001г. была установлена пенсия, при оценке их пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г. распространяются правила, предусмотренные пунктом 6 статьи 30 этого Закона.
Если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигнет размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере (п. 4 ст. 29 Закона).
Как следует из названия и содержания данной нормы, пенсии, которые были назначены до 01.01.2002г., пересчитываются по документам пенсионного дела.
Судом установлено, что лицам, которые по состоянию на 31.12.2001г. являлись пенсионерами из числа работников летно-испытательного состава, с 01.01.2002г. была произведена оценка пенсионных прав (конвертация) по правилам п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - исходя из размера пенсии за выслугу лет, исчисленного из среднемесячного заработка, с учетом специального стажа, приобретенного до 01.01.2002г., а порядок проведения конвертации пенсионных прав работников летно-испытательного состава предполагал преобразование назначенных им пенсий за выслугу лет в трудовые пенсии по старости, исчисленные по нормам данного Закона, которые выплачивались согласно п.4 ст.18 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ в ранее установленном размере без каких-либо ограничений, а также индексировались в порядке, предусмотренном ст.17 названного Федерального закона.
При этом, как установлено судом, ответчик произвел конвертацию пенсионных прав истца исходя из установленного по состоянию на 31.12.2001г. размера пенсии; размер пенсии Цырульникова С.А. за выслугу лет, назначенной на основании решения суда от 22.11.2001г., по состоянию на 31.12.2001г. составлял 5 188 руб. 67 коп. и с 01.01.2002г. не изменился, то есть с 01.01.2002г. после произведенной конвертации трудовая пенсия по старости истцу продолжала выплачиваться в сохраненном размере.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, начиная с 01.01.2010г. положения пенсионного законодательства не предусматривают возможности зачета в выслугу лет работникам летно-испытательного состава периодов военной службы в должностях летного состава в случае, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава менее двух третьих летно-испытательного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Наличие у истца периодов работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет в необходимом (т.е. не менее 2/3 от требуемого летно-испытательного стажа) для назначения пенсии по выслуге лет размере не установлено.
Следовательно, у Цырульникова С.А. отсутствует требуемый специальный стаж работы в должностях летно-испытательного состава 16 лет 8 месяцев, дающий право на пенсию по выслуге лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В целом, приведенные истцом в апелляционной жалобе доводы основаны на субъективной оценке доказательств, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку.
Несогласие истца с выводами суда и установленными по делу обстоятельствами, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Таким образом, решение районного суда является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 18 июля 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Цырульникова Сергея Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 02 ноября 2022 года.