Дело № 2-1777/2023
11RS0004-01-2023-002506-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васёвчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 06 декабря 2023 года гражданское дело по иску Давыденковой О. А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недоплаченной компенсации при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Давыденкова О.А. обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании недоплаченной компенсации при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование требований истец указала, что до **.**.** включительно замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №... в Межрайонной ИФНС №... по Республике Коми. **.**.** Межрайонная ИФНС №... по Республике Коми реорганизована путем присоединения к Управлению ФНС России по Республике Коми. **.**.** истец была уволена в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от **.**.** №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Согласно выданных расчетов денежного содержания ответчик не включил в состав среднего заработка истца при расчете отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при сокращении выплаченные средства материального стимулирования и суммы дополнительного стимулирования. Истец полагает, что выплаты в виде материального стимулирования относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следовательно, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при сокращении. Общая сумма невыплаченных отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при сокращении составляет 197 164,88 руб. Истец просит взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 11 695,24 руб., отпускные выплаты в сумме 103 588,97 руб., компенсацию при сокращении в сумме 81 880,67 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 ТК РФ по состоянию на дату вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., судебные расходы в сумме 3000 руб.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика УФНС России по Республике Коми Власова Н.В., действующая на основании доверенности, посредством видеоконференц-связи на базе Сыктывкарского городского суда, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Давыденкова О.А. в соответствии с приказом №... Межрайонной ИФНС №... по Республике Коми от **.**.** проходила государственную гражданскую службу в должности старшего государственного инспектора отдела камеральных проверок №... Межрайонной ИФНС №... по Республике Коми, последняя должность - главный государственный инспектор отдела камеральных проверок №... Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.** №... «О расторжении служебного контракта с работниками (освобождении от должности) с Давыденковой О.А. был прекращен (расторгнут) служебный контракт с **.**.**.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.** №... истцу Давыденковой О.А. предоставлен ежегодный отпуск в количестве 11 календарных дней с **.**.** по **.**.**.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми **.**.** №... истцу Давыденковой О.А. предоставлен ежегодный отпуск в количестве 10 календарных дней с **.**.** по **.**.**.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.** №... истцу Давыденковой О.А. предоставлен ежегодный отпуск с **.**.** по **.**.**.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.** №... истцу Давыденковой О.А. предоставлен ежегодный отпуск с **.**.** по **.**.**.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.** №... истцу Давыденковой О.А. предоставлен ежегодный отпуск с **.**.** по **.**.**.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №... по Республике Коми от **.**.** №... истцу Давыденковой О.А. предоставлен ежегодный отпуск с **.**.** по **.**.**.
Из искового заявления Давыденковой О.А. следует, что при расчете отпускных выплат при выходе в очередной трудовой отпуск в указанные периоды, а также при расчете четырехмесячного денежного содержания, подлежащего выплате при увольнении в связи с сокращением штата и компенсации за неиспользованные отпуска ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные истцу в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, что привело к уменьшению денежных выплат при прекращении служебных отношений. Приведенные суммы материального стимулирования были начислены истцу согласно расчетным листкам.
УФНС по Республике Коми не оспаривало математическую правильность расчетов истца, но считают, что средства материального стимулирования не подлежат включению в денежное содержание федеральных гражданских служащих при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчете 4-х месячного содержания при сокращении.
С доводами ответчика суд не соглашается в силу следующего.
Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Ч.1 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
Согласно ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил, согласно абз. 1 которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных пп. "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. "а" - "г" п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. "д" - "ж" п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
П. 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, а, следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением и отпускных выплат относится определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев этим выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Указанные правовые позиции изложены в судебных актах Верховного суда РФ (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 №34-КГ19-4, от 28.08.2017 №2-КГ17-13).
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и 8 Правил № 562 исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ №79, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.236 ТК РФ при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Истцу подлежат взысканию проценты за задержку выплаты заработной платы на день вынесения решения суда **.**.** в сумме 24 747,83 руб.
Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленумом Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом достоверно установлено, что ответчиком нарушены трудовые права истца, выразившиеся в несвоевременной выплате в полном объеме компенсации денежного содержания при увольнении, отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера причиненных истцам нравственных страданий, приняв во внимание характер и объем нарушения трудовых прав истца, степень физических и нравственных страданий и с учетом требований разумности и справедливости, полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3000 рублей каждой, полагая указанную сумму отвечающей требованиям разумности и справедливости.
В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса).
Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» предусмотрен порядок распределения судебных издержек, понесенных взыскателем на стадии исполнения решения суда, связанных с участием в судебных заседаниях по рассмотрению заявлений должника об отсрочке, о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения, согласно которому понесенные взыскателем судебные издержки возмещаются должником (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Как следует из содержания указанных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования, при этом, виды подлежащих возмещению расходов и стадии процесса, на которых они могут быть заявлены, законом не ограничены.
Для защиты своих интересов в суде Давыденкова О.А. обратилась за юридической помощью к Хаёрову А.А. и уплатила за составление искового заявления 3000 руб., что подтверждается электронным чеком №...cg84n1i от **.**.**.
С учетом обстоятельств дела, объема защищаемого права, степени сложности дела, разумности пределов возмещения расходов, суд приходит к выводу о взыскании с УФНС России по Республике Коми в пользу Давыденковой О.А. понесенных расходов на оплату юридических услуг 3000 руб.
Суд не усматривает оснований для взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в меньшем размере.
Суд разрешает данное дело в пределах тех требований, которые заявлены истцом (п. 3 ст.196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1101486269) в пользу Давыденковой О. А. (паспорт №...) недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания при сокращении в размере 87 880,67 (Восемьдесят семь тысяч восемьсот восемьдесят рублей 67 копеек) рублей, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 11 695,24 (Одиннадцать тысяч шестьсот девяносто пять рублей 24 копейки) рублей (без учета удержаний НДФЛ), недоплаченную оплату отпуска в размере 103 588,97 (Сто три тысячи пятьсот восемьдесят восемь рублей 97 копеек) рублей (без учета удержаний НДФЛ), проценты за задержку выплаты заработной платы на **.**.** в сумме 24 747,83 (Двадцать четыре тысячи семьсот сорок семь рублей 83 копеек) рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3000 (Три тысячи) рублей, судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023