Дело № 2-1245/2024
УИД: 91RS0022-01-2024-001126-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Тимохиной Е.В., при секретаре Джеляловой Э.И., с участием помощника прокурора ФИО3, представителей ответчиков ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города ФИО1 Республики ФИО1, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», Администрации города ФИО1 Республики ФИО1, Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, а также обеспечить пожарную безопасность объекта, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики ФИО1, Отдел надзора и деятельности по г. ФИО1 УНД ГУ МЧС России по ФИО1, ОВО по городскому округу ФИО1-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по ФИО1»,
установил:
Прокурор города ФИО1 Республики ФИО1, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», Администрации города ФИО1 Республики ФИО1, Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1» » об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, а также обеспечить пожарную безопасность объекта.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города в ходе проверки выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объекта образования - МБОУ «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1». Как установлено при проведении проверки, в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в вышеуказанном объекте образования отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Также, в нарушение пункта 37 Постановления № 1479, п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 в указанном учреждении отсутствует эвакуационное освещение, находящееся в круглосуточном режиме работы или включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения. Бездействие должностных лиц Администрации города ФИО1 Республики ФИО1, МКУ «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1», руководителя учреждения образования отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении образования, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, сотрудников образовательного учреждения, в связи с чем прокурор города обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора города ФИО1 ФИО3 поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, и по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель ответчика Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать в их удовлетворении, мотивируя отсутствием в настоящее время денежных средств муниципального органа на вышеуказанные мероприятия.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1» ФИО5 в судебном заседании при рассмотрении заявленных требований полагалась на смотрение суда, пояснив, что все необходимые действия для выделения денежных средств на антитеррористические и противопожарные мероприятия Управлением предпринимаются.
Представитель МБОУ «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», при надлежащем извещении, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела ее отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики ФИО1 в судебное заседание не явился, предоставил суду письменные пояснения по делу.
Иные участники процесса, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, заявлений об отложении слушания по делу суду не предоставили.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которых следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города ФИО1 Республики ФИО1 в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а также пожарной безопасности объекта образования - МБОУ «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1» расположена по адресу: <адрес>.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МБОУ Школа № является: 85.13 Образование основное общее.
Согласно Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», утвержденному постановлением Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями), учредителем образовательного учреждения является Муниципальное образование городской округ ФИО1 Республики ФИО1, в лице Администрации города ФИО1 Республики ФИО1, функции и полномочия Учредителя осуществляется Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1».
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На основании части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и требования законов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются, в том числе, недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму.
Пунктом 11 указанной Концепции установлено, что основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной.
Согласно подпункту «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее - Требования), в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе, мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В нарушение п. п. «д» п. 24 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБОУ Школа №.
Положением п. п. «а» п. 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Как установлено судом, МБОУ Школа № относится к III категории опасности.
В нарушение п. п. «а» п. 25 Требований в МБОУ Школа № отсутствует система охранной сигнализации.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Частью 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Постановление №) эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Положением ДД.ММ.ГГГГ Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – СП 1.13130) в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
В нарушение п. 37 Постановления №, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 в МБОУ Школа № отсутствует эвакуационное освещение, находящееся в круглосуточном режиме работы или включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным казенным учреждением «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1» в адрес главы Администрации города ФИО1 Республики ФИО1 направлены письма о дополнительном финансировании для исполнения мероприятий по антитеррористической защищенности в образовательных организациях муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1, в том числе, на установку дополнительного освещения МБОУ «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1».
При этом, до настоящего времени, требования по комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении образования, не выполнены, антитеррористические и противопожарные мероприятия в МБОУ «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1» не осуществлены, что не оспаривалось представителями ответчиков в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, принимая во внимание, что до настоящего времени в учреждении образования - МБОУ «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1» требования по комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении образования, не выполнены, антитеррористические и противопожарные мероприятия не осуществлены, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористически актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, сотрудников образовательного учреждения, суд полагает исковые требования прокурора города ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города ФИО1 Республики ФИО1 удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», Администрацию города ФИО1 Республики ФИО1, Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1» обеспечить оборудование объекта (территории) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», расположенного по адресу: <адрес>, эвакуационным освещением, находящемся в круглосуточном режиме работы или включающегося автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», Администрацию города ФИО1 Республики ФИО1, Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации города ФИО1 Республики ФИО1» обеспечить оборудование объекта (территории) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № г. ФИО1 Республики ФИО1», расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО1 через Феодосийский городской суд Республики ФИО1 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Тимохина