72RS0019-01-2020-002902-96 |
Дело № 33а-5673/2020 |
В суде первой инстанции № 2а-1730/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
02 декабря 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Глушко А.Р. |
судей |
Елфимова И.В., Ревякина А.В. |
при секретаре |
Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лапина Николая Александровича на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 17 сентября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска Лапина Николая Александровича к Следственному отделу по городу Тобольск Следственного управления Следственного комитета РФ, Следственному управлению Следственного комитета России по Тюменской области о признании незаконным письменного решения № ОТИС240 от 24 июня 2020 года Следственного отдела по г.Тобольску Следственного управления Следственного комитета РФ, Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области о передаче заявления Лапина Николая Александровича от 10.06.2020 г. о совершении должностных преступлений судебными приставами-исполнителями Сафоновой Лианы Радиковны, Власовой Натальи Анатольевны на рассмотрение Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области, о возложении обязанности на Следственного отдела по г. Тобольску Следственного управления Следственного комитета РФ, Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области в течении 30 дней с момента вступления судебного решения по делу в законную силу, устранить в полном объеме допущенные нарушения, путем регистрации заявления Лапина от 10 июня 2020 г. о совершении должностных преступлений судебными приставами исполнителями Сафоновой Лианы Радиковны, Власовой Натальи Анатольевны в установленном нормативно-правовыми актами порядке, провести его проверку, принять одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст.146 настоящего Кодекса, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по последственности в соответствии со ст.151 настоящего кодекса, уведомлении о принятом решении- отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения представителя Следственного отдела по городу Тобольск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, а также Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области Маскаева О.Ю., полагавшего, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лапин Н.А. обратился в суд с административным иском к Следственному отделу по городу Тобольск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (далее по тексту также – СО СК по г. Тобольск, Следственный отдел), Следственному управлению Следственного комитета России по Тюменской области (далее по тексту также – СУ СК по Тюменской области) об оспаривании решения Следственного отдела по г. Тобольску, Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области № ОТИС240 от 24.06.2020 г. о передаче заявления Лапина Н.А. от 10.06.2020 г. о совершении должностных преступлений судебными приставами-исполнителями Сафоновой Л.Р., Власовой Н.А. на рассмотрение Тобольского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области (далее по тексту также – Тобольский МОСП); о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения, путем регистрации заявления Лапина от 10.06.2020 г. о совершении должностных преступлений судебными приставами-исполнителями Сафоновой Л.Р., Власовой Н.А. в установленном нормативно-правовыми актами порядке, провести его проверку, принять одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьёй 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – УПК РФ), об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, уведомлении о принятом решении. Требования мотивированы тем, что 10.06.2020 г. Лапин Н.А. обратился в Следственный отдел по г. Тобольск с заявлением о проведении проверки по факту неправомерных действий должностных лиц службы судебных приставов Тобольского МОСП Власовой Н.А. и Сафоновой Л.Р. В его заявлении содержались сведения о совершении преступления должностными лицами, которые в отсутствии судебного решения и исполнительного документа о взыскании 2885 рублей, придавая своим действиям видимость законности, воспользовавшись исполнительным листом № ФС 020162097 от 12.08.2019 г., выданным Тобольским городским судом Тюменской области по административному делу № 2а-857/2019, 26.08.2019 г. возбудили исполнительное производство № 121491/19/72010-ИП, обратили взыскание на денежные средства Лапина Н.А. как физического лица в размере 2885 рублей, ограничили регистрационные действия в отношении транспортного средства, запретили выезд за пределы Российской Федерации. В то время как заявление Лапина Н.А. в силу части 3 ст. 8 Федерального закона № 59 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» передано на рассмотрение в Тобольский МОСП УФССП России по Тюменской области.
Лапин Н.А. в судебном заседании суда первой инстанции на административном иске настаивал.
Представитель административных ответчиков Скипин Д.А. в судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения заявленных требований возражал.
Заинтересованные лица судебные приставы-исполнители Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Сафонова Л.Р., Власова Н.А. против удовлетворения административного иска возражали.
Представитель заинтересованных лиц Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Лапин Н.А., который в апелляционной жалобе просит решение Тобольского городского суда Тюменской области от 17 сентября 2020 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что с Лапина Н.А. судебными приставами-исполнителями были взысканы денежные средства на основании документа, не являющегося исполнительным документом, а именно: расшифровки налоговой задолженности заместителя начальника налоговой инспекции № 7, что содержит признаки общественного опасного деяния, ответственность за которое предусмотрена статьями 285, 286, 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – УК РФ). Полагает, что судом первой инстанции были исследованы представленные доказательства, однако надлежащей правовой оценки они не получили.
На апелляционную жалобу поступили возражения СУ СК по Тюменской области в лице представителя Маскаева О.Ю., в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Лапина Н.А удовлетворению не подлежащими.
Административный истец Лапин Н.А., заинтересованные лица судебные приставы-исполнители Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Сафонова Л.Р., Власова Н.А., представители заинтересованных лиц Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9).
В соответствии с требованиями ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению заявленных административным истцом требований является как не соответствие оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, так и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее по тексту также - Федеральный закон № 403-ФЗ) следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Основными задачами Следственного комитета, в частности, являются: 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина; 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц.
В силу норм статьи 11 Федерального закона № 403-ФЗ в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд (часть 1). Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2). Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд (часть 3). В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение (часть 4).
Приказом Следственного комитета России от 11.10.2012 г. № 72 утверждена инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), пунктом 20 которой предусмотрено, что заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК. Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших. Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу части 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту также – Федеральный закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1). Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Тобольским городским судом Тюменской области в рамках административного дела № 2а-857/2019 был выдан исполнительный лист ФС № 020162097 от 12.08.2019 г., согласно которому, в пользу взыскателя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области (далее по тексту также - МИФНС № 7, Инспекция) с должника Лапина Н.А. подлежали взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 г. за 2017 год в сумме 20 800 рублей, пени 75,23 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 г. за 2017 год в сумме 4335 рублей, пени 15,68 рублей.
МИФНС № 7 15.08.2019 г. обратилась в Тобольский МОСП с заявлением № 734, зарегистрированным 22.08.2019 г. за № 121491, о возбуждении исполнительного производства, указывая, что должником Лапиным Н.А. была произведена частичная оплата налога, в связи с чем Инспекция просит произвести взыскание на основании исполнительного листа ФС № 020162097, но в сумме 2 855 рублей, согласно расшифровке задолженности.
В соответствии с частью 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП Сафоновой Л.Р. от 26.08.2019 г. в отношении должника Лапина Н.А. было возбуждено исполнительное производство № 121491/19/72010-ИП о взыскании задолженности в размере 2 855 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП Власовой Н.А. исполнительное производство № 121491/19/72010-ИП окончено в связи с тем, что требования исполнительного листа ФС № 020162097 выполнены в полном объеме: денежные средства перечислены заявкой на кассовый расход № 313410 от 11.09.2019 г.
Лапин Н.А. 10.06.2020 г. обратился в Следственный отдел по г. Тобольску с заявлением о привлечении к уголовной ответственности судебных приставов-исполнителей Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Сафоновой Л.Р. и Власовой Н.А., указывая, что в то время, как установленная определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 22 июля 2019 г. общая задолженность по страховым платежам, составляющая 25 225,91 рублей, с него уже была взыскана, в полном объёме, судебными приставами-исполнителями Сафоновой Л.Р. и Власовой Н.А. было возбуждено исполнительное производство, обращено взыскание на принадлежащие Лапину Н.А. денежные средства, ограничены выезд за пределы Российской Федерации и распоряжение транспортными средствами, то есть совершены действия, которые Лапин Н.А. полагал незаконными. Полагая, что в действиях судебных приставов-исполнителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных частью 1 ст. 285 УК РФ, частью 1 ст. 286 УК РФ, частью 1 ст. 293 УК РФ, статьи 315 УК РФ, Лапин Н.П. просил провести проверку и возбудить в отношении указанных лиц уголовное дело.
Основываясь на части 3 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, заместителем руководителя СО СК по г. Тобольск заявление Лапина Н.А. от 24.06.2020 г. было правомерно направлено для рассмотрения начальнику Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области для проверки действий подчиненных сотрудников.
Второго июля 2020 года начальником Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Сидоровым В.А. в рамках своей компетенции Лапину Н.А. направлен ответ по существу обращения Лапина Н.А.
Выражая несогласие с решением Следственного отдела по г. Тобольску, Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области № ОТИС240 от 24.06.2020 г. о передаче заявления Лапина Н.А. от 10.06.2020 г., Лапин Н.А. обратился с административным исковым заявлением в Тобольский городской суд Тюменской области.
Судебная коллегия, поскольку из изложенного следует, что исполнительное производство № 121491/19/72010-ИП от 26.08.2019 г. в отношении должника Лапина Н.А., в рамках которого судебными приставами-исполнителями были совершены указываемые административным истцом действия, было возбуждено на основании соответствующего требованиям действующего законодательства исполнительного документа и заявления взыскателя, полагает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных административным истцом требований, поскольку какого-либо незаконного бездействия при рассмотрении обращения административного истца со стороны Следственного отдела по г. Тобольску, направившего обращение Лапина Н.А. от 10.06.2020 г. в установленном порядке для рассмотрения уполномоченному лицу – начальнику Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области, допущено не было. При этом из материалов дела так же следует, что вышеуказанное обращение Лапина Н.А. указанным должностным лицом службы судебных приставов-исполнителей было рассмотрено и заявителю дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Судом первой инстанции также обоснованно указано, что административный истец не лишен права на обращение в суд с административным иском об обжаловании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных административным истцом требований, поскольку оспариваемые действия по передаче заявления Лапина Н.А. от 10.06.2020 г. в Тобольский МОСП совершены надлежащим образом уполномоченным лицом компетентного органа в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных законом порядка и срока, являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству, в связи с чем правовые основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют, вследствие чего судебная коллегия оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лапина Николая Александровича оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии