Дело № 2-5893/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Сергиев Посад, МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Додеус О.С.,
при секретаре Алымове П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елисеевой Ольги Вадимовны к ГУ-УПФ РФ №12 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 12 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с имеющимся 25-летним стажем педагогической деятельности.
Однако, в назначении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ей было отказано, из-за отсутствия у нее требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом не были включены в стаж на соответствующих видах работ периоды ее работы: период ухода за ребенком до достижения им № лет, после ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды ее обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ просила суд признать отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, зачесть период ухода за ребенком до достижения им № лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж и обязать назначить досрочную страховую пенсию, в связи с педагогической деятельностью, с момента обращения за ней.
Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования и правовое обоснование заявленного иска поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ №12 по г. Москве и Московской области по доверенности ФИО7 исковые требования не признала и суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 12 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в досрочном назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет. В бесспорном порядке зачтено в педагогический стаж ДД.ММ.ГГГГ. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в педагогический стаж ни в календарном, ни в льготном порядке по причине того, что отпуск по уходу за ребенком имел место быть после ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Ответчик не включил в педагогический стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не предусмотрен законодательством, регламентирующим определение стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
Изучив материалы дела, выслушав мнение стороны истца и объяснения представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 12 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ N № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Зачтенный пенсионным органом специальный стаж истца на момент ее обращения за назначением пенсии составил ДД.ММ.ГГГГ при требуемом - 25 лет. В специальный стаж истца не включены перечисленные выше спорные периоды трудовой деятельности ФИО1
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление N 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "м" п. 1, п. 3 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила N 516) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила N 781)
Согласно пункту 3 Правил N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Судом установлено, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в педагогический стаж ни в календарном, ни в льготном порядке.
Доводы истца ФИО1 о несогласии с отказом в принятии к зачету периода ухода за ребенком, отклоняются судом как основанные на неверном толковании закона.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом ст. 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста полутора лет был предоставлен истцу ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не только в льготном, но и в календарном порядке.
Учитывая, что истец в ходе судебного разбирательства уточнила свои требования и просила суд не рассматривать вопрос о включении в педагогический стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то судом данные требования по существу не рассматриваются.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что оснований для зачета периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в педагогический стаж не имеется, у истца отсутствует необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочную пенсию, с ДД.ММ.ГГГГ, то исковые требования ФИО1 о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, об обязании ГУ-УПФ РФ №12 по г. Москве и Московской области назначить истцу досрочную страховую пенсию, в связи с педагогической деятельностью, с момента обращения за ней, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ-УПФ РФ №12 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, зачете периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Решение принято в окончательной форме 27 ноября 2019 года.
Судья Додеус О.С.