Дело № 2-1022/2024
УИД 91RS0001-01-2024-001199-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2024 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего, судьи Снетковой Д.А.,
при секретаре ФИО7,
с участием представителя истца ФИО8,
третьего лица ФИО2,
представителя ответчика ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, к Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица: МКУ Департамент жилищной политики Администрации города Симферополя Республики Крым, ФИО2, о признании постановления недействительным, обязании совершить определенные действия,-
установил:
ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, который ДД.ММ.ГГГГ был уточнен, и просила:
1. Признать Постановление Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ №, в части снятия ее и несовершеннолетних детей - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также матери - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с учета в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, недействительным.
2. Обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым восстановить ее и несовершеннолетних детей - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также матери - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Требования мотивированы тем, что Постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ №, истец и ее несовершеннолетние дети - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. сняты с учета в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для вынесения постановления послужило соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого по договору мены от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истец и ее дети обеспечены общей жилой площадью выше учетной нормы в размере 10,0 кв.м.
Считает указанное постановление незаконным в части снятия ее и несовершеннолетних детей с квартирного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям.
Согласно данного соглашения ФИО2 передано взамен изымаемого жилого помещения другое равноценное жилое помещение по адресу, <адрес>, общей площадью 56,0 кв. м, кадастровый №. Изъятое взамен предоставленного жилого помещения, <адрес>, общей площадью 55,00 кв.м. по адресу: <адрес> принадлежало истцу и ФИО2 на праве общей долевой собственности по ? доли.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцу на праве собственности принадлежит не вся квартира, а 1/2 доли квартиры, то есть 27,5 кв.м. При таких обстоятельствах, обеспеченность истца и ее детей составляет 9,1 кв. м на человека, то есть ниже учетной нормы на одного члена семьи для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, установленной решением Симферопольского городского совета от 04.07.2019 года №2043 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».
Считает, что указанное постановление является законно вынесенным только в отношении ее матери ФИО10, которой в результате мены перешло право собственности на ? квартиры, что составляет 27,5 кв.м.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого но договору социального найма установлена 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Дети истца не являются собственниками жилья, а значит не относятся к лицам, которые обеспеченны площадью жилого помещения по норме предоставления более 18 кв. м. площади жилого помещения, поскольку не имеют право на приватизацию указанного жилого помещения.
То есть, дети истца как были лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, так ими и остались, поскольку в частной собственности или по договору социального найма жилья до настоящего времени не имеют.
Определением суда (протокольной формы) от 11 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ Департамент жилищной политики Администрации города Симферополя Республики Крым».
Определением суда (протокольной формы) от 13 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО2.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали и просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признала, просила в иске отказать.
Третье лицо ФИО2 иск поддержала в полном объёме, просила удовлетворить.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы учетного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Судебным разбирательством установлено, что ФИО2 решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ г.р. принята на учет нуждающихся в жилом повешении с составом семьи 4 человека: ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4
Впоследствии ФИО2 с семьей проживала по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 55,5 кв.м. Данное жилое помещение принадлежало на праве общей долевой собственности по 1/2 доле ФИО2, ФИО5 на основании соглашения о разделе квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Переселение граждан из вышеуказанного многоквартирного дома производится в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Симферополя Республики Крым с одной стороны и ФИО2, ФИО5 с другой стороны заключено Соглашение о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого по договору мены, согласно которому администрация города предоставляет ФИО2, ФИО5 взамен изымаемого жилого помещения другое равноценное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 56,0 кв. м. Договор мены жилого помещения заключен ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеются заявления ФИО2 и ФИО11, согласно которых они просят предоставить жилое помещение взамен аварийного, расположенного по адресу: <адрес>, на 8 этаже, осмотр жилого помещения произведен, замечаний и нареканий не имеют, претензий к Администрации не имеют, дали согласие на заключение договора мены по вышеуказанному адресу (л.д. 69, 70).
ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права общей долевой собственности за ФИО2 и ФИО5 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 56,0 кв. м. В материалах учетного дела ФИО2 отсутствуют документы, подтверждающие право на предоставление дополнительной жилой площади.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения членов семьи ФИО2 выше учетной нормы в размере 10,0 кв.м, на одного члена семьи для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, установленной решением Симферопольского городского совета от 04 июля 2019 № 2043 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и о признании утратившим силу решения 21-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 мая 2015 № 272 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения».
На основании статьи 35 Закона Республики Крым от 06 июля 2015 № 130-ЗРК/2015 постановлением администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4 сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как утратившие основания, которые в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 21.03.2014 года, давали право быть принятыми на квартирный учет.
Согласно решению Симферопольского городского совета Республики Крым от 04.07.2019 № 2043 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и о признании утратившим силу решения 21-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 28.05.2015 № 272 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения", на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах учетная норма площади жилого помещения составляет 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Суд не находит доводы истца о том, что обеспеченность ее и детей составляет 9,1 кв.м. на человека, обоснованными, поскольку истец рассчитывает площадь исходя из того, что ей на праве собственности принадлежит ? квартиры площадью 56 кв.м. Вместе с тем, на учёт была поставлена ФИО2, а истец и ее дети состояли на учёте в составе семьи ФИО2, в связи с чем суд полагает необходимым рассчитывать учетную норму площади жилого помещения исходя из общей площади квартиры, а именно 56 кв.м.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 14 кв.м., что более учетной нормы, установленной решением 112-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва от 04.07.2019 №2043 «Об установлении нормы предоставления и четной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и о признании утратившим силу решения 21-ой сессии Симферопольского городского та Республики Крым I созыва от 28.05.2015 №272 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения».
В силу п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В Обзоре судебной практики рассмотрения судами в 2013-2014 года дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015 года, говорится, что наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее также - снятие граждан с учета, снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях), являлась утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ), а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).
Исходя из вышеуказанного, суд считает, что Администрация г. Симферополя обосновано сняла с квартирного учета ФИО2 в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая имеющие в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО5 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 (паспорт гражданина РФ, серии №, №) – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Судья Снеткова Д.А.
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2024 года.
Судья Снеткова Д.А.