Решение по делу № 2-1108/2019 от 27.12.2018

Дело № 2-1108/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Платто Н.В.

при секретаре Дроновой Д.А.,

с участием представителя истца Липиной С.М.,

представителя ответчика Оникул Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

14 февраля 2019 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об обязательстве устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика:

- организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на территории следующих земельных участков лесного фонда: в ... в пределах следующих географических координат: ...

- обязать разработать проект рекультивации земель земельных участков, расположенных в ... в пределах следующих географических координат: ... и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

В судебном заседании представитель истца подержала заявленные требования, просит обязать ответчика организовать сбор и вывоз отходов на указанных земельных участках лесного фонда в срок до ** ** ** и обязать разработать проект рекультивации земель земельных участков в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика с иском не согласилась, указывая на отсутствие субсидий из федерального бюджета на исполнение требований прокурора.

Представители третьих лиц ГУ РК «Прилузское лесничество» и Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, извещены, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право на благоприятную окружающую среду гарантировано гражданам статьей 42 Конституции Российской Федерации. Статьей 36 Конституции Российской Федерации также установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду в силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Судом установлено, что ** ** ** Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Прилузского районного комитета по охране окружающей среды произведен осмотр территории сельского поселения «Черныш», по результатам которого составлено заключение от ** ** **.

Согласно указанному заключению на территории государственного лесного фонда выявлены две исторически сложившиеся свалки отходов:

1) несанкционированная свалка расположена в пределах следующих координат:... Данная свалка расположена на землях государственного лесного фонда в ... участкового лесничества, что подтверждается выпиской с Публичной кадастровой карты;

2) несанкционированная свалка расположена в пределах следующих координат...

Согласно сведениям Публичной кадастровой карты данная свалка расположена на землях государственного лесного фонда в ....

Площадь, занимаемая под свалку, составляет ...

При этом сведения о данных местах расположения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствуют.

Таким образом, установлен факт несанкционированного размещения на землях лесного фонда отходов IV-V классов опасности. Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 указанного Закона).

Согласно статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Положения пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статьями 51, 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В частности, пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда.

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, в силу статей 60.1 – 60.3 Лесного кодекса РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам), которая включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов; правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14).

Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

В силу пунктов 2, 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Пунктом 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми таким органом согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 №452, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого являются: обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов (пункты 5, 6, 8 и 12 пункта 9 Положения).

Согласно части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что возложение на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти обязанности по созданию условий для устранения причиненного природным объектам вреда и обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории отходами возможно случае, если выявленный факт загрязнения не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным землепользователем, землевладельцем своих обязанностей по защите и охране земель или такое лицо не установлено.

При этом следует учитывать, что в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, обязательным условием которой является наличие вины, а устанавливается факт выполнения пользователем, землевладельцем предусмотренной законом обязанности по содержанию, защите и охране земельного участка.

Принимая во внимание, что земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование отходов, относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, при этом пользователей, землевладельцев этих участков, осуществивших несанкционированное складирование отходов, не установлено, суд находит исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Соответственно, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, осуществляющее в Республике Коми полномочия собственника земельных участков лесного фонда, следует возложить обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на территории земельных участков лесного фонда, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельных участков.

При этом суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая объем работы, обеспечение финансирования: до ** ** ** – по требованию о принятии мер по организации сбора и вывоза отходов и в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу – по требованию о разработке проекта и провеению мероприятий по рекультивации земель.

Оснований для увеличения указанного срока суд не усматривает. В случае недостаточности предоставленного времени ответчик не лишен права в дальнейшем обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора.

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в срок до ** ** ** организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на территории следующих земельных участков лесного фонда: ... в пределах следующих географических координат: ...

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель земельных участков, расположенных в ... в пределах следующих географических координат: ... и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.В.Платто

...

2-1108/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства
ГУ РК Прилузское лесничество
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее