УИД: 59OS0000-01-2020-001415-94
№ 3а-1753/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 декабря 2020 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Елисеевой К.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Меньтиной А.С.,
административного истца Бондаренко А.М.,
представителя административного истца Пастуховой В.А.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Артемьевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бондаренко Антона Михайловича о признании недействующим пункта ** таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28.11.2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
установил:
постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019№874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 874-п) утверждено приложение 1 Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
Постановление №874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2.12.2019 и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 48, том 2 9.12.2019, вступило в силу с 1.01.2020.
Пунктом 1 Постановления №874-п определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2020 год определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к Постановлению.
Пунктом 2772 таблицы № 1 приложения к Постановлению №874-п в перечень включён объект недвижимости нежилое здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Бондаренко А.М., являясь собственником указанного здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2772 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28.11.2019№ 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», полагая, что здание не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не является ни административно-деловым, ни торговым центром. Земельный участок под зданием имеет вид разрешенного использования «для оздоровительной деятельности». По информации из ЕГРН объект является зданием столовой площадью 530,1 кв.м. В технической документации указано назначение помещений: тамбур, обеденный зал, раздаточный стол, кухня, производственные цеха. Фактическое использование здания ответчиком не исследовалось. Здание столовой входит в комплекс зданий и земельных участков детского загородного оздоровительного лагеря «***». Наличие столовой является необходимым условием осуществления деятельности детского лагеря и не может быть отнесено к оказанию услуг общественного питания. Оспариваемые правовые предписания нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Административный истец и представитель административного истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возражал против удовлетворения заявленных требований. Здание включено в Перечень исходя из наименования – столовая, предусматривающего использование в целях размещения объектов общественного питания. Оспариваемое Постановление принято с соблюдением установленного порядка и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заинтересованное лицо на стороне административного истца ООО «ЗКОЦ «***» в судебное заседание представителя не направило.
Прокурор прокуратуры Пермского края в заключении считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства административного дела.
По смыслу пунктов 1, 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций отнесён к региональным налогам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектом обложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве объектов основных средств (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от6.10.1999№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015№ 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019№874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. Пунктом 2772 таблицы № 1 в указанный Перечень включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Таким образом, на административного истца, являющегося собственником указанного здания, вследствие принятия оспариваемого нормативного правового акта возложена обязанность по уплате налога на имущество, исходя из размера кадастровой стоимости.
Постановление Правительства Пермского края от 28.11.2019№874-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7.09.2007 №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5.10.2007 №223-П, указа губернатора Пермского края от10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Проверяя порядок принятия, опубликования оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.
Налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, на территории Пермского края введён Законом Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" с 1.01.2018.
Статьей 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК (в ред. от 05.11.2019) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;
3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, определяется Правительством Пермского края.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи:
- административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Оценив наличие оснований для отнесения здания к административно-деловому или торговому центру, суд приходит к следующим выводам.
Здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****, имеет площадь 530,1 кв.м, что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Согласно выписке из ЕГРН, здание с кадастровым номером **, расположено на земельном участке с кадастровым номером **, имеющим вид разрешенного использования «для оздоровительной деятельности», что не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Назначение здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости – нежилое здание, что также не позволяет отнести его к административно-деловым или торговым центрам.
Административный ответчик в обоснование включения здания в Перечень на 2020 год как торгового центра (комплекса) ссылается на наименование здания по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, - "здание столовой".
Данное обстоятельство не может свидетельствовать о правомерности включения здания в Перечень на 2020 год, поскольку само по себе, без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения находящихся в нем помещений, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования, не предусмотрено в качестве признака торгового центра (комплекса) в понятии, изложенном в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Возражения Правительства Пермского края в этой части не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с техническим паспортом здания (по состоянию на 16.12.2004 и действующим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в здании расположены помещения с назначением: обеденный зал 335,5 кв.м, раздаточный стол 7,3 кв.м, кухня 43,1 кв.м, производственные цеха 63,5 кв.м, холодная камера 10 кв.м, хлеборезка 4,3 кв.м, которые в совокупности составляют более 20% и по назначению предусматривают размещение в них объектов общественного питания.
Вместе с тем, здание столовой в составе комплекса зданий, строений и земельных участков находится в аренде у ООО «ЗКОЦ «Салют», одним из видов деятельности которого, согласно пункту 2.2. Устава организации, является организация детского круглогодичного оздоровительного лагеря. ООО «ЗКОЦ «Салют» заключен договор на охрану территории детского лагеря, включающий условие обеспечения пропускного режима на охраняемый объект. Из фотографий и схемы загородного лагеря «Салют» следует, что здание столовой находится на закрытой огороженной территории, вход и въезд на территорию осуществляется через пропускной пункт.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2013 № 73, в качестве обязательных требований к соответствующим учреждениям отдыха и оздоровления детей предусматривают организацию полноценного питания детей, для чего должна быть обустроена столовая (пищеблок), которая располагается в зоне проживания детей, при этом территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения, территория детского оздоровительного лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих зон в зависимости от их функционального назначения: зона проживания, зона физкультурно-оздоровительных сооружений и зона хозяйственного и технического назначения.
Исходя из изложенного, наличие здания столовой является необходимым условием осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей.
Принимая во внимание, что здание "столовая" входит в состав детского загородного оздоровительного лагеря "***", обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований по пребыванию детей на отдыхе, деятельность "столовой" в качестве объекта общественного питания самостоятельного значения не имеет, обусловлена сезонным (временным) пребыванием детей на отдыхе и оздоровлении, а получателями услуг, оказываемых в данной столовой, является ограниченный круг лиц, то есть определенное количество детей, находящихся на отдыхе в детском лагере.
Следовательно, фактическое использование столовой нельзя отнести к оказанию услуг общественного питания в том смысле, который следует из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение объектов общественного питания, то есть здание не соответствует критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах включение здания столовой в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019№ 874-п, нельзя признать правомерным.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Пермского края достоверных доказательств соответствия здания с кадастровым номером ** признакам, закрепленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая, что на момент включения здания с кадастровым номером ** в Перечень Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), а также о размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов его общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемый Перечень на 2020 год принадлежащего Бондаренко А.М. здания с кадастровым номером **.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Исходя из того, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), дает основания для расчета налога на имущество, подлежащего оплате административным истцом за 2020 год в повышенном размере, признание его недействующим с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорного здания из Перечня на 2020 год, путем признания соответствующего пункта недействующим со дня его принятия.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Пермского края - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат возмещению за счет административного ответчика.
Согласно разъяснению, данному в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50, исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Пермского края, оно является надлежащим ответчиком по заявленному административному иску.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Бондаренко Антона Михайловича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2772 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Бондаренко Антона Михайловича расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-1753/2020 Пермского краевого суда
Мотивированное решение суда изготовлено 18.12.2020.