№2а-207/2021
УИД 80RS0003-01-2021-000160-62
Категория 3.119
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
c. Дульдурга 25 марта 2021 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,
при секретаре Доржиевой О.Б.,
с участием помощника прокурора Дульдургинского района Шестакова С.В.,
представителя административного ответчика – Администрации сельского поселения «Бальзино» – Бобрышевой С.А., действующей на основании прав по должности,
представителя заинтересованного лица – председателя Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» - Прохоровой Т.М., действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-207/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Дульдургинского района Нимаевой С.Б. к Администрации сельского поселения «Бальзино» о признании бездействия незаконным, обязании произвести финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Заместитель прокурора Дульдургинского района Нимаева С.Б. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Дульдургинского района проведена проверка исполнения избирательного законодательства в период подготовки к проведению досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино».
На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 67 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 года № 385-ЗЗK «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В ходе проверки установлено, что решением Совета сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино» выборы назначены на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение было опубликовано в газете «Ленинец» ДД.ММ.ГГГГ.
Сметой расходов организации и проведения выборов, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ муниципальной избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» предусмотрено финансирование в сумме <данные изъяты> руб.
В целях финансирования муниципальной избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» в ПАО «Сбербанк России» открыт расчетный счет №.
Согласно информации администрации муниципального района «Дульдургинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № и муниципальной избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ, данная комиссия профинансирована только на <данные изъяты> % (на сумму <данные изъяты> рублей).
Таким образом, административным ответчиком - администрацией сельского поселения «Бальзино» финансирование досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, не произведено в полном объеме, остаток денежных средств в размере 167 900 рублей не перечислены, несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством финансирование соответствующей избирательной комиссии осуществляется не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Учитывая, что решение Совета сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино» опубликовано в газете «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, то финансирование муниципальной избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» должно было быть осуществлено, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае со стороны административного ответчика — администрации сельского поселения «Бальзино» имеет место бездействие, создающее угрозу срыва избирательной кампании и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц на реализацию конституционного права на участие в выборах и референдуме, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Бальзино», выразившееся в неисполнении обязанности по финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино»; обязать администрацию сельского поселения «Бальзино» произвести финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> рублей, путем перечисления на расчетный счет №, открытой муниципальной избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» в ПАО «Сбербанк России». С учетом особых обстоятельств, связанных со значимостью последствий замедления исполнения решения суда, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Шестаков С.В. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, уточнил. Просил признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Бальзино», выразившееся в неисполнении обязанности по финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов Главы сельского поселения «Бальзино»; обязать Администрацию сельского поселения «Бальзино» произвести финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> рублей, путем перечисления на расчетный счет №, открытой муниципальной избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» в ПАО «Сбербанк России». Суду пояснил, что по результатам проверки соблюдения законодательства о выборах при организации досрочных выборов Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что финансирование подготовки и проведения предвыборной компании и выборов проведено не в полном объеме, что создает угрозу срыва избирательной кампании и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц на реализацию конституционного права на участие в выборах. Просит суд заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации сельского поселения «Бальзино» – Бобрышева С.А., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что действительно финансирование мероприятий по выборам проведено не в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – председателя Муниципальной избирательной комиссии Сельского поселения «Бальзино» - Прохорова Т.М., действующая на основании прав по должности, не возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что избирательная компания будет проведена надлежащим образом.
Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.6 ст. 239 КАС РФ, прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 67 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 № 385-ЗЗK «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования. Эта комиссия распределяет финансовые средства между нижестоящими избирательными комиссиями.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают следующими полномочиями - организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 17 указанного закона полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно.
В силу ч. 4 ст. 67 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами, выделенными из местного бюджета на подготовку и проведение муниципальных выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, установленные настоящим Законом края.
В соответствии с ч.2 ст. 68 Закона Забайкальского края, денежные средства перечисляются на счета, открываемые избирательным комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, - в филиалах публичного акционерного общества «Сбербанк России».
Решением Совета сельского поселения «Бальзино» от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Уставом сельского поселения «Бальзино» назначены досрочные выборы Главы сельского поселения «Бальзино».
Данное Решение напечатано в общественно-политической газете муниципального района «<адрес>» «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ за номером №.
Согласно смете расходов избирательной комиссии на подготовку и проведение муниципальных выборов в <адрес> в бюджете запланировано - <данные изъяты> рублей.
Административным ответчиком - Администрацией СП «Бальзино» финансирование досрочных выборов Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, произведено частично, а именно перечислены денежные средства в объеме <данные изъяты> рублей, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей не перечислены.
В данном случае со стороны административного ответчика - Администрации сельского «Бальзино» имеет место бездействие, создающее угрозу срыва избирательной кампании и, как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц на реализацию конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ч.6 ст. 239 КАС РФ, прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 27 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде интересы пострадавших.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заместителя прокурора Дульдургинского района Забайкальского края о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения «Бальзино», выразившегося в неисполнении обязанности по финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В силу ч. 1 ст. 157 КАС РФ изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска административным ответчиком приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В силу ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В связи с тем, что признание административного иска административным ответчиком не противоречит КАС РФ и другим федеральным законам, и не нарушает права других лиц, суд принимает признание иска, что в соответствии со ст.157 КАС РФ является основанием для удовлетворения административного искового заявления.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Учитывая особые обстоятельства, суд считает, что в соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ данное решение подлежит немедленному исполнению, так как замедление исполнения этого решения непосредственно затрагивает избирательные права неопределенного круга граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Дульдургинского района Нимаевой С.Б. к Администрации сельского поселения «Бальзино» о признании бездействия незаконным, обязании произвести финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов Главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Бальзино», выразившееся в неисполнении обязанности по финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов Главы сельского поселения «Бальзино».
Обязать Администрацию сельского поселения «Бальзино» произвести финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением досрочных выборов главы сельского поселения «Бальзино», назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 167 900 (сто шестьдесят семь тысяч девятьсот) рублей, путем перечисления на расчетный счет №, открытой муниципальной избирательной комиссией сельского поселения «Бальзино» в ПАО «Сбербанк России».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение пяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 25 марта 2021 года.
Судья Д.Б. Эрдынеев