Судья Кузьминых Н.А. Дело № 2-3444/2024
УИД 35RS0001-01-2024-002652-73
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 ноября 2024 года № 33-5425/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Белозеровой Л.В., Вахониной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшовой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения представителя мэрии города Череповца Кокоулиной Ю.А., судебная коллегия
установила:
главный государственный санитарный врач по городу Череповцу, Череповецкому, Шекснинскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому, Бабаевскому районам Череповецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее – Череповецкий территориальный отдел Управления Роспотребназора по Вологодской области) обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 16» (далее – МАДОУ «Детский сад № 16», образовательное учреждение), мэрии города Череповца, муниципальному автономному учреждению «Центр комплексного обслуживания» (далее – МАУ «ЦКО») о возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе плановых проверочных мероприятий, проведенных специалистами Череповецкого территориального отдела Управления Роспотребназора по Вологодской области, в деятельности МАДОУ «Детский сад № 16» выявлены многочисленные нарушения обязательных требований санитарного законодательства, образовательному учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений №... с указанием срока исполнения – до <ДАТА>. МАДОУ «Детский сад № 16» <ДАТА> предоставлена отсрочка исполнения предписания сроком до <ДАТА>. Решением Управления Роспотребназора по Вологодской области от <ДАТА> в предоставлении дальнейшей отсрочки исполнения предписания отказано.
С учетом уточнения исковых требований просил обязать в срок до <ДАТА> исполнить законные требования в части соблюдения санитарных правил, а именно:
мэрию города Череповца профинансировать мероприятия по устранению нарушений санитарных правил по адресу: Вологодская область, г. Череповец:
- проведение работ по устранению дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком с отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств в туалетной группы № 4 (стены, откосы окон), в хозяйственном помещении (стены), в группе № 5 в буфетной, в хозяйственной комнате (стены), в групповой группы № 6 (потолок и стены), в туалетной (стены и потолок) в здании по <адрес>,
- работы по замене окон на окна из цельного стеклополотна, обеспечивающие возможность их мытья и проветривания, по устранению дефектов и повреждений подоконников в здании по <адрес> группах №№ 2, 3, 4, 5, 8, в здании по <адрес> в раздевалках групп №№ 9, 12,
- работы по замене ламп на лампы, обеспечивающие нормативный уровень освещенности в группах №№ 4, 5, 8 в здании по <адрес>;
МАУ «ЦКО» организовать проведение указанных работ;
Департамент образования Вологодской области предоставить субвенцию на приобретение в МАДОУ «Детский сад № 16» по адресу<адрес> <адрес> мебели (стулья, диваны) с покрытием, допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств во всех группах;
МАДОУ «Детский сад № 16» устранить нарушения требований законодательства и выполнить работы по адресу: <адрес> <адрес>:
- обеспечить поверхность без дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком с отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств в туалетной группы № 4 (стены, откосы окон), в хозяйственном помещении (стены), в группе № 5 в буфетной, в хозяйственной комнате (стены), в групповой группы № 6 (потолок и стены), в туалетной (стены и потолок) в здании по <адрес>,
- обеспечить ровные поверхности оконных блоков, их открывание и мытье, ровные поверхности подоконников в здании по <адрес> группах №№ 2, 3, 4, 5, 8, в здании по <адрес>А в раздевалках групп №№ 9, 12,
- обеспечить использование мебели (стулья, диваны) с покрытием, допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств во всех группах в здании по <адрес>,
- обеспечить нормативные уровни освещенности в группах №№ 4, 5, 8 в здании по <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены в качестве соответчика Департамент образования Вологодской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Управление образования мэрии города Череповца и Финансовое управление мэрии города Череповца.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 16 июля 2024 года исковые требования Череповецкого территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области к МАДОУ «Детский сад № 16», мэрии города Череповца, Департаменту образования Вологодской области, МАУ «ЦКО» о возложении обязанности удовлетворены.
На мэрию города Череповца возложена обязанность в срок до <ДАТА> обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений по адресу: <адрес> <адрес>:
- проведение работ по устранению дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком с отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, в туалетной группы № 4 (стены, откосы окон), в хозяйственном помещении (стены), в группе № 5 в буфетной, в хозяйственной комнате (стены), в групповой группы № 6 (потолок и стены), в туалетной (стены и потолок) в здании по <адрес>;
- проведение работ по замене окон на окна из цельного стеклополотна, обеспечивающих возможность их мытья и проветривания, по устранению дефектов и повреждений подоконников в здании по <адрес> группах №№ 2, 3, 4, 5, 8, в здании по <адрес>А в раздевалках групп №№ 9, 12;
- проведение работ по замене ламп на лампы, обеспечивающие нормативный уровень освещенности в группах №№ 4, 5, 8 в здании по <адрес>.
На МАУ «ЦКО» возложена обязанность в срок до <ДАТА> организовать проведение работ по устранению нарушений санитарных правил по адресу: <адрес> <адрес>:
- устранение дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком с отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, в туалетной группы № 4 (стены, откосы окон), в хозяйственном помещении (стены), в группе № 5 в буфетной, в хозяйственной комнате (стены), в групповой группы № 6 (потолок и стены), в туалетной (стены и потолок) в здании по <адрес>;
- замена окон на окна из цельного стеклополотна, обеспечивающих возможность их мытья и проветривания, по устранению дефектов и повреждений подоконников в здании по <адрес> группах №№ 2, 3, 4, 5, 8, в здании по <адрес> в раздевалках групп №№ 9, 12;
- замена ламп на лампы, обеспечивающие нормативный уровень освещенности в группах №№ 4, 5, 8 в здании по <адрес>.
На МАДОУ «Детский сад № 16» возложена обязанность в срок до <ДАТА> устранить нарушения требований законодательства и выполнить работы по адресу: <адрес> <адрес>:
- обеспечить поверхность без дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком с отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, в туалетной группы № 4 (стены, откосы окон), в хозяйственном помещении (стены), в группе № 5 в буфетной, в хозяйственной комнате (стены), в групповой группы № 6 (потолок и стены), в туалетной (стены и потолок) в здании по <адрес>;
- обеспечить ровные поверхности оконных блоков, их открывание и мытье, ровные поверхности подоконников в здании по <адрес> группах №№ 2, 3, 4, 5, 8, в здании по <адрес>А в раздевалках групп №№ 9, 12;
- обеспечить использование мебели (стулья, диваны) с покрытием, допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств во всех группах в здании по <адрес>;
- обеспечить нормативные уровни освещенности в группах №№ 4, 5, 8 в здании по <адрес>.
На Департамент образования Вологодской области возложена обязанность в срок до <ДАТА> предоставить субвенцию на приобретение в МАДОУ «Детский сад № 16» по адресу: <адрес> <адрес> мебели (стулья, диваны) с покрытием, допускающим проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств во всех группах.
С МАУ «ЦКО» и МАДОУ «Детский сад № 16» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 75 рублей с каждого.
В апелляционной жалобе мэрия города Череповца просит решение суда изменить, отказать в удовлетворении требований к мэрии города Череповца. В обоснование указывает, что понуждение мэрии к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает принцип разделения властей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика мэрии города Череповца Кокоулина Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что МАДОУ «Детский сад № 16» является образовательной организацией и осуществляет деятельность по основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, в группах комбинированной направленности, в том числе адаптированную образовательную программу.
На основании решения от <ДАТА> №... в отношении МАДОУ «Детский сад № 16» Череповецким территориальным отделом Управления Роспотребназора по Вологодской области проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований законодательства, указанные в акте контрольного (надзорного) мероприятия от <ДАТА> №....
Согласно предписанию об устранении выявленных нарушений №... от <ДАТА> выявлены следующие нарушения: не обеспечены ровные поверхности в туалетной группы № 4 (стены, откосы окон), в хозяйственном помещении (стены), в группе № 5 в буфетной, в хозяйственной комнате (стены), в групповой группы № 6 (потолок и стены), в туалетной (стены и потолок) в здании по <адрес>; не обеспечено наличие ламп с одинаковым светоизлучением в групповой группы № 1, в групповой группы № 3, в раздевалке группы № 8, не обеспечено рабочее состояние всех светильников в физкультурном зале, в групповой группы № 1, групповой группы № 2, в групповой и буфетной группы № 5, в спальне группы № 6, в спальне группы № 7 в здании по <адрес>; не обеспечены ровные поверхности оконных блоков, их открывание и мытье, ровные поверхности подоконников в группах №№ 2, 3, 4, 5, 8 (<адрес> <адрес>), в раздевалках групп №№ 9, 12 (<адрес> <адрес>); не обеспечено использование мебели (стульев, диванов) с покрытием, допускающим влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств, во всех группах в здании по <адрес>; не обеспечено проведение химической чистки или дезинфекционной обработки постельных принадлежностей с периодичностью один раз в год; не обеспечено проведение инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха не реже 1 раз в 10 лет (при обследовании технического состояния вентиляции) в зданиях по <адрес>; не обеспечены нормативные уровни освещенности в групповых групп №№ 4, 5, 8 в здании по <адрес>. Указан срок их устранения – до <ДАТА>.
<ДАТА> МАДОУ «Детский сад № 16» предоставлена отсрочка исполнения предписания сроком до <ДАТА>.
<ДАТА> решением Череповецкого территориального отдела Управления Роспотребназора по Вологодской области в предоставлении дальнейшей отсрочки исполнения предписания отказано.
В настоящее время нарушения санитарных правил и норм в зданиях МАДОУ «Детский сад № 16», расположенных по адресу: <адрес> <адрес>, не устранены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормативными положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), статьями 11, 25, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), статьей 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, проанализировав устав образовательного учреждения, Положение о Департамента образования Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 20 октября 2009 года № 1586, установив, что в настоящее время нарушения норм санитарного законодательства в МАДОУ «Детский сад № 16», расположенном по адресам: <адрес> не устранены, а финансовое обеспечение мероприятий по устранению нарушений санитарных норм осуществляется из бюджета города Череповца и бюджета Вологодской области, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Основываясь на положениях статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание необходимость применения комплекса мероприятий (выделение средств, проведение конкурсных процедур), заявленный истцом срок на устранение нарушений судом первой инстанции отмечен как недостаточный, в связи с чем установлен срок для исполнения решения до <ДАТА> для всех ответчиков.
В силу положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков, не освобожденных от уплаты государственной пошлины, а именно МАДОУ «Детский сад №...» и МКУ «ЦКО» в доход бюджета города Череповца взыскана государственная пошлина в размере 75 рублей с каждого.
Решение суда в части удовлетворения требований к МАДОУ «Детский сад № 16», МАУ «ЦКО», Департаменту здравоохранения Вологодской области сторонами в апелляционном порядке не обжаловано, в связи с чем законность и обоснованность решения суда в указанной части в пределах, установленных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверке не подлежит.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части возложения на мэрию города Череповца обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, полагая доводы жалобы заслуживающими внимания.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 года, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 1 статьи 28 указанного Закона установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020 года утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20), направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательное учреждение несет ответственность за здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 41 указанного Закона).
Учитывая положения статьи 9 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4 части 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1).
Исходя из нормативных положений Федерального закона № 131-ФЗ, следует, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.
Устав образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад № 16» устанавливает, что его учредителем является муниципальное образование «Город Череповец», функции и полномочия учредителя учреждения в пределах своей компетенции осуществляет мэрия города, управление образования мэрии города. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Череповец». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет комитет по управлению имуществом города (пункт 1.3).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между ведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут быть установлены условия предоставления средств из соответствующего бюджета, в соответствии с которым предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (абзац первый пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом (абзац второй пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно мэрия города, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета, производит финансирование деятельности муниципального учреждения, его материально-техническое обеспечение.
При этом понуждение мэрии города Череповца к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ей учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Данная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года по делу № 18-КГ23-195-К4.
Согласно статье 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Понуждение органов местного самоуправления к финансированию отдельных направлений расходов приводит к необходимости ограничения финансирования других полномочий органов местного самоуправления, которые также должны быть исполнены в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Череповце, утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 26 июня 2008 года № 78, участниками бюджетного процесса в городе Череповце являются глава города Череповца, городская Дума, мэрия города, контрольно-счетная палата города Череповца, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств (статья 6). При этом, за каждым из участников бюджетного процесса указанным Положением закреплены конкретные бюджетные полномочия. Окончательное определение объемов финансирования и утверждение городского бюджета осуществляется Череповецкой городской Думой.
В суд апелляционной инстанции представителем мэрии города Череповца представлены сведения об объемах субсидий на иные цели МАУ «ЦКО», предоставленных в 2022-2023 годах, а также плановые суммы на 2024 год. Так, на выполнение мероприятий подпрограммы «Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений города и обеспечение их безопасности» муниципальной программы «Развитие образования» на 2022-2024 годы предоставлено в 2022 году ... тыс. рублей, в 2023 году ... тыс. рублей, в 2024 году ... тыс. рублей, на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций - в 2022 году ... тыс. рублей, в 2023 году ... тыс. рублей, в 2024 году ... тыс. рублей, на обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений – в 2022 году ... тыс. рублей, в 2023 году ... тыс. рублей, в 2024 году ... тыс. рублей.
Таким образом, возложение на мэрию города Череповца обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений само по себе не может привести к восстановлению нарушенных прав и, соответственно, не свидетельствует об исполнимости судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на мэрию города Череповца обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16 июля 2024 года отменить в части удовлетворения исковых требований Череповецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области к мэрии города Череповца о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений по адресу: <адрес> <адрес>:
- проведение работ по устранению дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком с отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, в туалетной группы № 4 (стены, откосы окон), в хозяйственном помещении (стены), в группе № 5 в буфетной, в хозяйственной комнате (стены), в групповой группы № 6 (потолок и стены), в туалетной (стены и потолок) в здании по <адрес>;
- проведение работ по замене окон на окна из цельного стеклополотна, обеспечивающих возможность их мытья и проветривания, по устранению дефектов и повреждений подоконников в здании по <адрес> группах №№ 2, 3, 4, 5, 8, в здании по <адрес>А в раздевалках групп №№ 9, 12;
- проведение работ по замене ламп на лампы, обеспечивающие нормативный уровень освещенности в группах №№ 4, 5, 8 в здании по <адрес>.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области к мэрии города Череповца о возложении обязанности отказать.
В остальном решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16 июля 2024 года оставить без изменения.
Председательствующий Е.С. Махина
Судьи: Л.В. Белозерова
А.М. Вахонина
Мотивированное судебное постановление изготовлено 11 ноября 2024 года.