Дело № 2-507/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Пасичник З.В.,
при секретаре Бойко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышевой Елены Павловны к Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, отделу №5 г.Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Чернышева Е.П. обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением, в котором просит признать право собственности в порядке приватизации на кв. № дома № расположенную по адресу: <адрес >.
В обоснование заявленных требований указано, что истица зарегистрирована и проживает на основании договора социального найма №1385 от 26.08.2013 года в спорной квартире, которая является государственной собственностью и находится в ведении Министерства обороны РФ.
Собрав всю необходимую документацию, истица обратилась с заявлением о приватизации жилого помещения в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения отдел №5 г. Калининграда, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департамент имущественных отношений МО РФ, Министерство обороны РФ.
Однако до настоящего времени вопрос о передаче ей спорного жилого помещения в собственность не решен, что расценено ею как отказ.
Право на приватизацию жилого помещения истицей не реализовано, что подтверждается соответствующими справками.
Истица надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, посредством телефонограммы, выразила согласие на рассмотрение дела без своего участия.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, отдела №5 г.Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в материалы дела предоставлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей ответчиков.
От представителя Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, поступили письменные возражения на заявленные требования, полагают заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В материалы дела предоставлены также письменные возражения ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на заявленные требования. В частности, указано, что спорная квартира, состоит на техническом и бюджетном учете Учреждения и оно является его правообладателем, в соответствии с приказом Министерства обороны РФ №1871 от 17.12.2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», при этом, учреждение является правопреемником ФГУ «Гурьевска КЭЧ района». Жилой дом <адрес > разукрупнен на вторичные объекты недвижимости, на основании приказа Директора департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 13.02.2017 года №452. Квартира № в которой проживает истица, закреплена на праве оперативного управления за учреждением.
В адрес учреждения поступили письменные обращения истицы (вх. №1-464 от 23.10.2019 года) о приватизации спорного жилого помещения. Однако по сообщению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» №184/06-15/3382н от 25.11.2019 года, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес > является служебным и приватизации не подлежит.
На основании изложенного, просят в удовлетворении исковых требований, отказать.
Изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес >, является двухкомнатной квартирой, общей площадью 50,5 кв., что следует из технического паспорта на квартиру АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости-Федеральное БТИ» Калининградского филиала по состоянию на 20.08.2019 года.
В обоснование заявленных требований, истицей в материалы дела предоставлен ордер №88 от 08.07.1991 года, выданный КЭЧ Калининградского района на занятие Серяковой М.И. на состав семьи 3 человека, вышеуказанной квартиры, жилой площадью 31,4 кв., в качестве члена семьи Серяковой М.В. указана ее дочь Серякова (Чернышева Е.П.).
26.08.2013 года Отделом №5 Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской федерации и Чернышевой Е.П. заключен договор социального найма №1385, вышеуказанного жилого помещения, в соответствии с п.1 которого, наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное пользование и владение, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес >. В качестве члена семьи нанимателя Чернышевой Е.П. указана ее дочь ФИО1 (ДД.ММ.ГГ года рождения).
Из поквартирной карточки на квартиру установлено, что в настоящее время в ней зарегистрирована одна Чернышева Е.П. (с 20.07.1999 года), что также подтверждается сведениями Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области.
Несовершеннолетняя Надъярная А.Э. по данным домовой книги зарегистрирована по адресу: <адрес >, совместно с отцом Надъярным Э.В.
Наниматель Серякова М.В. в связи со смертью снята с регистрационного учета по спорному жилому помещению 09.07.2013 года.
Из пояснений истицы, ранее данных в ходе судебного разбирательства установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено ФГУ «Гурьевска КЭЧ» ее матери Серяковой М.И., которая являлась гражданской служащей в воинской части.
В материалы дела предоставлена трудовая книжка на имя Серяковой М.В., из которой установлено, что последняя в период с 15.02.1968 года по 05.2010 года работала в войсковой части 12285, а впоследствии в войсковой части 95825 в качестве гражданского служащего.
14.10.2019 года истица обратилась с заявлением в Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений МО РФ», Отдел №5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» о приватизации, занимаемой ею квартиры.
29.10.2019 года за исх.№141/2-11480 ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений МО РФ» направило в адрес истицы сообщение, в котором ей было разъяснено, что вопрос о передаче в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения, будет решен после получения из ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, администрации Гурьевского городского округа Калининградской области документов, подтверждающих отсутствия у жилого помещения статуса служебного.
Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.09.2019 года № КУВИ-001/2019-23363535, сведения о зарегистрированных правах Чернышевой Е.П. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, отсутствуют.
Из справки АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Калининградского филиала №Ф39/2501с от 26.08.2019 года, Чернышева (Серякова) Е.П. не значится в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на квартиры и домовладения по договору приватизации в г.Калининграде и Калининградской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.12.2019 года №КУВИ-001/2019-3155195
сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес >, отсутствуют.
Аналогичная информация содержится в ответе АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Калининградского филиала №Ф39/26/1 от 13.01.2020 года,
Согласно ответу на запрос суда администрации Гурьевского городского округа от 27.12.2019 года № 17/17926, квартира №, находящаяся в жилом доме №, расположенном по адресу: <адрес >, муниципальной собственностью МО «Гурьевский городской округ» не является и в реестре муниципального имущества не значится.
По запросу суда Территориальным Управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом Калининградской области от 14.01.2020 года № 39-ак-04/110 в материалы дела предоставлена выписка из реестра федерального имущества от 13.01.2020 года №3/1 в соответствии с которой, правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес >, является Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в качестве основания возникновения права собственности РФ, указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации» «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской Федерации, краев, областей, автономной области и т.д.» от 27.12.1991 года №3020-1.
По данным ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от 25.11.2019 года №184/06-15/33824, направленным в адрес ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по результатам обращения истицы, следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес >, является служебным жилым помещением и не подлежит приватизации.
Разрешая исковые требования Чернышевой Е.П. по существу, суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности (далее - Перечень). В данный Перечень включен военный городок <адрес >.
Из вышеназванного Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих жилищный фонд, военный городок <адрес > исключен распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года N 1470-р.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Материалами дела установлено, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Порядок обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах РФ был установлен в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 года N 285 (утратил силу с 26.06.2000 года), согласно которому жилые помещения в ведомственных домах Министерства обороны РФ предоставлялись военнослужащим, а также рабочим и служащим, работающим в воинских частях. Последние обязаны были освободить занимаемые жилые помещения после прекращения трудовых отношений с воинскими частями, т.е. жилые помещения им предоставлялись временно, а не в бессрочное пользование на основании ст. 10 ЖК РСФСР.
Таким образом, предоставленное Серяковой М.В., как работнику воинской части и членам ее семьи, в том числе и истице, спорное жилое помещение, принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации, находилось в обособленном, а затем и в закрытом военном городке, то есть в силу закона являлось служебным, поэтому исключение его из специализированного жилого фонда должно производится согласно положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 12 Правил и порядка отнесения помещений к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42) на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
Суд полагает, что спорное жилое помещение не могло быть предоставлено Серяковой М.В., а впоследствии истице по договору от 26.08.2013 года №1385, бессрочно по договору социального найма, поскольку находилось в обособленном военном городке, где закрепленные за военным ведомством жилые помещения предназначены для обеспечения ими военнослужащих, а также рабочих и служащих, работающих в воинских частях, в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту «м» пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Судом установлено, что решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось. В настоящее время оно закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Само по себе исключение военного городка п. Сосновка, Гурьевского района, Калининградской области из Перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.
Каких-либо доказательств того, что с момента издания Распоряжения Правительства РФ относительно исключения п. Сосновка (военный городок) из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность, материалы дела не содержат.
Таким образом, спорное жилое помещение является служебным, решение об исключении данного жилого помещения из категории служебного надлежащим органом не принималось.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Доказательств изменения статуса указанного жилого помещения либо его исключении из служебного жилищного фонда в установленном законом порядке в процессе рассмотрения дела предоставлено не было.
Предоставленные в дело стороной истца судебные акты в отношении иных жилых помещений в <адрес > безусловным основанием, для удовлетворения заявленных требований, не являются.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения искового заявления Чернышевой Е.П. не имеется, поскольку действующим законодательством передача служебного жилого помещения в собственность запрещена.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Чернышевой Елены Павловны о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру кв. <адрес > дома № расположенную по адресу: <адрес >, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 21.04.2020 года.
Председательствующий: Пасичник З.В.