Решение по делу № 3а-246/2021 от 12.07.2021

3а-246/2021                                                                                                                     КОПИЯ

УИД 62ОS0000-01-2021-000185-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2021 года                                                                   г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием

представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Секина А.Г.,

представителя министерства природопользования Рязанской области Матюхиной В.В.,

при секретаре Кирдянове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-246/2021 по административному исковому заявлению первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Макушенко Е.А. о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области «Спасское лесничество», утвержденного постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №49 (в ред. постановлений министерства природопользования Рязанской области от 11.02.2020 № 9, от 21.12.2020 № 32),

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Макушенко Е.А. обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнения - о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области «Спасское лесничество», утвержденного постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №49 (в ред. постановлений министерства природопользования Рязанской области от 11.02.2020 № 9, от 21.12.2020 № 32), в части включения в эксплуатационные леса в таблице 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента лесных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий – памятников природы «Болото без названия в кв. 18 и 28 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 3 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 41 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 63, 64, 74, 75 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 32 Тонинского лесничества», «Болото Дубское», «Озеро Дубское», «Озеро Ковяжное», «Тонинский заказник», а именно: кварталов 3, 41, 18, 28, 63, 64, 74, 75 Кудомского лесничества, кварталов 1-88 Тонинского лесничества, кварталов 7, 21, 38, 39, 53, 54 Ижевского лесничества, кварталов 81-91 Павловского лесничества Спасского района.

Заявленные требования обоснованы тем, что на территории ГКУ РО «Спасское лесничество» расположены памятники природы «Болото без названия в кв. 18 и 28 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 3 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 41 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 63, 64, 74, 75 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 32 Тонинского лесничества», «Болото Дубское», «Озеро Дубское», «Озеро Ковяжное», «Тонинский заказник», сведения о чем содержатся в таблице 5 пункта 1.1.7 «Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ)» Лесохозяйственного регламента.

Несмотря на это, таблицей 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента леса, расположенные на вышеуказанной особо охраняемой природной территории, отнесены к категории эксплуатационных, что противоречит положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации.

Неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам не соответствует целям их создания, поскольку допускает осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством.

Несоответствующие федеральному законодательству нормы Лесохозяйственного регламента нарушают интересы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, а также интересы неопределенного круга лиц, на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В письменных отзывах Министерство природопользования Рязанской области возразило против удовлетворения административного иска. Указало, что Лесохозяйственный регламент разработан в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 27.02.2017 №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».

Привело доводы о том, что проектирование лесничеств, эксплуатационных и защитных лесов, принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых на которых располагаются защитные леса, относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Лесного кодекса РФ, обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные, эксплуатационные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости.

Работы по лесоустройству (таксация лесов) в границах ГКУ РО «Спасское лесничество», согласно Приложению 28 к Лесному плану Рязанской области (утв. постановлением Губернатора Рязанской области от 29.12.2018 №167-пг «Об отверждении Лесного плана Рязанской области»), будут проведены в 2025-2026 годах. По результатам таксации лесов, предложения исполнителя работ будут направлены Министерством в Рослесхоз, для подготовки и принятия соответствующего приказа по отнесению эксплуатационных лесов, расположенных в границах ООПТ к защитным лесам с категорией защитности - «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». На основании изданного приказа в установленном порядке будут внесены изменения в Лесохозяйственный регламент.

Административный ответчик полагает, что указанного прокуратурой нарушения прав неопределенного круга лиц не происходит, так как режим охраны ООПТ строго соблюдается при назначении рубок, как при заготовке древесины, так и при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Считает, что удовлетворение требований прокурора может привести к негативным последствиям для леса, поскольку целевое назначение лесов, находящихся в границах ООПТ будет неопределенным в течении нескольких лет до вынесения Рослесхозом соответствующего приказа. В настоящее время Министерство не имеет реальной возможности устранить несоответствие в нормах лесохозяйственного регламента.

В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - Рязанский межрайонный природоохранный прокурор Секин А.Г., поддержал уточненные административные исковые требования.

Представитель административного ответчика министерства природопользования Рязанской области Матюхина В.В. - возразила против удовлетворения административного иска.

На основании части 5 статьи 213 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц - Федерального агентства лесного хозяйства и ГКУ РО «Спасское лесничество», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд считает уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Из материалов дела судом установлено, что лесохозяйственный регламент государственного казенного учреждения Рязанской области «Спасское лесничество», подведомственного министерству природопользования Рязанской области, утвержден постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №49 (в ред. постановлений министерства природопользования Рязанской области от 11.02.2020 № 9, от 21.12.2020 № 32).

Текст документа опубликован в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv.ryazan.ru, 22.12.2017, «Рязанские ведомости», № 220, 26.12.2017 (Постановление) (на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2020, 23.12.2020).

В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240, министерство природопользования Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений и др.

К полномочиям Министерства природопользования Рязанской области относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (подпункт 8 пункта 1 раздела III Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240).

Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории ГКУ РО «Спасское лесничество» располагаются особо охраняемые природные территории:

-памятники природы «Болото без названия в кв. 18 и 28 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 3 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 41 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 63, 64, 74, 75 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 32 Тонинского лесничества», «Болото Дубское», объявленные Решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 N 30/2 "О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области" в целях сохранения в естественном состоянии торфяных месторождений, имеющих научную ценность, являющихся регуляторами водного режима рек, озер и уровня грунтовых вод на прилегающих территориях, а также местами произрастания ценных ягодников и редких, исчезающих видов растений и обитания важных в охотохозяйственном отношении и редких видов реликтовых животных и птиц, в том числе Серого журавля;

-памятники природы «Озеро Дубское», «Озеро Ковяжное», объявленные Решением Исполкома Рязоблсовета депутатов трудящихся от 30.12.1974 N 366 "О признании водных объектов памятниками природы", как характерные или уникальные примеры природных условий, ценные в научном, культурно - познавательном и оздоровительном отношениях;

-памятник природы «Тонинский заказник», организованный Решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 28.09.1987 N 301/16 (ред. от 15.08.2012) "О закреплении охотничьих угодий", с целью охраны и воспроизводства охотничьих зверей и птиц, сохранения среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ.

В связи с этим суд полагает, что министерство природопользования Рязанской области, являющееся исполнительным органом государственной власти Рязанской области, утверждая Лесохозяйственный регламент ГКУ РО «Спасское лесничество», отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.

Положениями статей 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого постановления) определено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. При этом в числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в частности на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные же леса имеют иные цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

При этом в силу пункта 3 указанной статьи законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ на территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в части 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации и частях 1 и 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации, введенных в действие с 1 июля 2019 года.

Перечень особо охраняемых природных территорий в границах ГКУ РО «Спасское лесничество» с указанием номеров кварталов или их частей представлен в таблице 5 пункта 1.1.7 Лесохозяйственного регламента.

Вместе с тем, на территории лесничества не выделена категория защитных лесов "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях".

В нарушение статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации таблицей 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента указанные выше леса, расположенные в границах названных особо охраняемых природных территорий, отнесены к категории эксплуатационных, а именно: кварталы 3, 41, 18, 28, 63, 64, 74, 75 Кудомского лесничества, кварталы 1-88 Тонинского лесничества, кварталы 7, 21, 38, 39, 53, 54 Ижевского лесничества, кварталы 81-91 Павловского лесничества Спасского района.

Данная информация подтверждается сведениями Рязанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 14.05.2021 № Ф23/01-05/37.

Министерство природопользования Рязанской области указало, что названные в административном иске лесные участки, расположенные на территориях ООПТ были переданы во временное пользование ОАО «Бельковский лесокомбинат» и ООО «Ока-Хольц» по договорам аренды от 30.08.2016 и от 24.11.2008 года.

Неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам не соответствует целям их создания, поскольку допускает осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством.

Согласно преамбуле (абзац второй) Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Несоответствующие федеральному законодательству нормы Лесохозяйственного регламента нарушают интересы неопределенного круга лиц на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Также нарушены интересы Российской Федерации, поскольку лесной фонд и животный мир в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью и соответственно неисполнение требований, закрепленных действующим природоохранным законодательством, приведет к ненадлежащему проведению мероприятий в данной сфере.

Суд отклоняет возражения административного ответчика, находя, что они фактически сводятся к доводам о нецелесообразности удовлетворения заявленных требований, в связи с необходимостью последующего осуществления затратных мероприятий по приведению Лесохозяйственного регламента в соответствие с требованиями Федерального законодательства.

Эти доводы противоречат целям Федерального законодательства в сфере защиты особо охраняемых природных территорий и не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска прокурора, поданного в соответствии со статьей 208 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля.

Учитывая, что до вынесения решения судом оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд считает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Макушенко Е.А. о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области «Спасское лесничество», утвержденного постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №49 (в ред. постановлений министерства природопользования Рязанской области от 11.02.2020 № 9, от 21.12.2020 № 32), удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент государственного казенного учреждения Рязанской области «Спасское лесничество», подведомственного министерству природопользования Рязанской области, утвержденный постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №49 (в ред. постановлений министерства природопользования Рязанской области от 11.02.2020 № 9, от 21.12.2020 № 32), в части включения в эксплуатационные леса в таблице 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента лесных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий – памятников природы «Болото без названия в кв. 18 и 28 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 3 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 41 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 63, 64, 74, 75 Кудомского лесничества», «Болото без названия в кв. 32 Тонинского лесничества», «Болото Дубское», «Озеро Дубское», «Озеро Ковяжное», «Тонинский заказник», а именно: кварталов 3, 41, 18, 28, 63, 64, 74, 75 Кудомского лесничества, кварталов 1-88 Тонинского лесничества, кварталов 7, 21, 38, 39, 53, 54 Ижевского лесничества, кварталов 81-91 Павловского лесничества Спасского района.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Рязанские ведомости» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2021 года.

Судья-подпись                                        В.Н. Логвин

Копия верна

Судья                                                          В.Н. Логвин

3а-246/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Волжская межрегиональная Природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство природопользования Рязанской области
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Логвин Валерий Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация административного искового заявления
12.07.2021Передача материалов судье
15.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.08.2021Предварительное судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее