УИД 29RS0025-01-2020-000701-84
стр. 022а, г/п 00 руб.
Судья Шерягина С.Н. № 2а-99/2021 21 июля 2021 года
Докладчик Калашникова А.В. № 33а-4560/2021 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Лобановой Н.В.,
судей Витязева А.В., Калашниковой А.В.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 5 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», управлению строительства и инфраструктуры администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать создание (обустройство) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Калашниковой А.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение шести месяцев со дня выступления решения суда в законную силу организовать создание (обустройство) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований «Лойгинское», «Илезское», «Синицкое», «Дмитриевское», «Лихачевское», «Березницкое» Устьянского района Архангельской области.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которого выявлены нарушения закона в действиях администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» по созданию (обустройству) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Устьянского района. По данному факту в адрес главы администрации 1 августа 2019 года было внесено представление прокурора об устранении нарушений, однако до настоящего времени места (площадки) накопления коммунальных отходов на территориях отдельных муниципальных образований не созданы. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводит к образованию стихийных несанкционированных свалок, загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний.
Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 5 апреля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
С указанным решением не согласилась администрация муниципального образования «Устьянский муниципальный район», подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что надлежащим административным ответчиком по делу является Управление строительства и инфраструктуры администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», которое как специальный отраслевой орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства обязан в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также производить их утилизацию и обработку. Осуществление функций Управления обеспечено финансированием из местного бюджета. Исполнение судебного решения администрацией приведет к неэффективному расходованию средств местного бюджета. Также ссылается на то, что вывоз твердых коммунальных отходов с территорий муниципальных образований «Лойгинское», «Илезское» осуществляется бестарным способом.
В поданных на апелляционную жалобу возражениях участвующий в деле прокурор Мальцев В.С., общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав прокурора Кокоянина А.Е., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного прокуратурой анализа исполнения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения закона в действиях администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» по созданию (обустройству) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях отдельных муниципальных образований Устьянского района Архангельской области.
1 августа 2019 года в адрес главы администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» прокурором Устьянского района внесено представление об устранении выявленных нарушений путем принятия мер к обустройству и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Устьянского района; согласования таких мет с Роспотребнадзором.
До настоящего места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований «Лойгинское», «Илезское», «Синицкое», «Дмитриевское», «Лихачевское», «Березницкое» Устьянского района не созданы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления обязанность, возложенная на него Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Архангельской области от 18 марта 2013 года № 634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области», по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию коммунальных отходов надлежащим образом не исполнена, в связи с чем возложил на администрацию обязанность организовать создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
С такими выводами судебная коллегия согласна, так как они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из пункта 20 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 5 апреля 2019 года № 406 утверждены схемы размещения мест (контейнерных площадок) в границах территорий сельских населенных пунктов, в том числе, муниципальных образований «Березницкое», «Дмитриевское», «Лихачевское», «Синицкое», «Илезское», «Лойгинское».
Постановлениями администрации Устьянского муниципального района от 10 января 2020 года № 19, 20, от 27 мая 2020 года № 670, от 5 июня 2020 года № 746 определены места вывоза твердых коммунальных отходов на территориях населенных пунктов указанных муниципальных образований.
13 июня 2019 года органом местного самоуправления утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схем мест (площадок) их накопления на территории сельских поселений администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район».
29 июля 2019 года схемы направлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области для согласования.
Учитывая, что в силу закона обязанность по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию коммунальных отходов лежит на администрации муниципального района, фактическое отсутствие мест накопления твердых коммунальных отходов на спорных территориях судом установлено, достаточные меры по созданию и содержанию мест (площадок) накопления коммунальных отходов не приняты, административный иск удовлетворен правильно.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по своевременному и бесперебойному оказанию услуг по обращению с отходами, а также производству их утилизации и обработки лежит на Управлении строительства и инфраструктуры администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», фактически являющееся структурным подразделением администрации, не освобождает администрацию муниципального образования «Устьянский муниципальный район» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Доводы об осуществлении административным ответчиком мероприятий, направленных на исполнение требований прокурора в период рассмотрения дела, могут быть оценены в рамках исполнения судебного акта.
Иным доводам апелляционной жалобы дана должная оценка в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устьянского районного суда Архангельской области от 5 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июля 2021 года
Председательствующий |
Судьи |