К делу №а-2139/2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года г. Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Литвиненко Т.А.
при секретаре Щербатовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зуевой Татьяны Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Зуевой Даны Константиновны и Шишкиной Елены Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Шишкиной Александры Георгиевны к администрации муниципального образования Крымский район о признании бездействия незаконным
УСТАНОВИЛ:
Зуева Т.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Зуевой Д.К. и Шишкина Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Шишкиной А.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования Крымский район незаконным.
Свое заявление мотивируют тем, что они, административные истцы, являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> СССР <адрес>.
Жилой многоквартирный <адрес> года постройки, этажность -2, материал стен каменные, перекрытия деревянные, капитальный ремонт в жилом доме никогда не производился. На сегодняшний день, дом находится в аварийном состоянии, и всем проживающим представляет угрозу жизни и здоровья.
Начиная с 2012 года, они обращались, как устно, так и письменно на имя главы муниципального образования <адрес>, с просьбой инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания.
Их последнее письменное обращение на имя главы администрации муниципального образования <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, в котором они просили администрацию муниципального образования <адрес> осуществить мероприятия по оценке соответствия многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> СССР <адрес> требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
До марта 2019 года они ждали ответ на свое обращение, не получив ответа, они обратились в Крымскую межрайонную прокуратуру с жалобой на бездействие администрации муниципального образования <адрес>, просили провести проверку законности игнорирования их обращений в администрацию муниципального образования <адрес>.
Заместитель Крымского межрайонного прокурора советник юстиции ФИО9 провел по их жалобе проверку и выявил нарушения в действиях администрации муниципального образования <адрес> и вынес соответствующее представление, которое они приложили к административному исковому заявлению.
По их просьбе Торгово-промышленная палата провела экспертизу ДД.ММ.ГГГГ, на предмет заключения о техническом состоянии жилых помещений многоквартирного жилого дома, с целью выявления имеющихся дефектов и деформаций, определения степени пригодности конструкций к дальнейшей эксплуатации жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> СССР, <адрес>. ФИО10 Шабиневич сделала вывод, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> СССР, <адрес>, находится в аварийном состоянии, не пригоден для проживания.
В связи с вышеизложенным, им всем, жильцам существует угроза для проживания, а администрация муниципального образования <адрес> никак не реагирует на сложившуюся ситуацию.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административные истцы считают бездействие администрации муниципального образования Крымский район незаконным, и поэтому они была вынуждены обратиться в суд с данными требованиями.
Административные истцы Зуева Татьяна Анатольевна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Зуевой Даны Константиновны и Шишкина Елена Валерьевна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Шишкиной Александры Георгиевны в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении административного дела в их отсутствие, на административных исковых требованиях настаивали и в соответствии со ст. 291 КАС РФ не возражали против проведения упрощенного процесса судопроизводства.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Крымский район Краснодарского края Азаров Д.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании фактически согласился с тем, что по данному аварийному дому администрацией МО Крымский район до настоящего время еще не произведена оценка.
Третьи лица, привлеченные в административное дело Корягин В.Ю., Плиска А.П., Сухоцкая Л.Г., Репина О.В., Пискова О.Н., Малеев С.Н., Щербакова Е.Ю., Щербакова К.А., Витальев В.И., Степина О.Б. в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении административного дела в их отсутствие, поддержали административные исковые требования.
Представитель третьего лица привлеченного к участию в деле Торжинской А.А. –Рыбникова О.М. действующая на основании доверенности от 22.08.2019 года с иском не согласилась, поскольку не считает аварийным помещение нежилого назначения, принадлежащее на праве собственности ее доверительнице.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Зуевой Татьяны Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Зуевой Даны Константиновны и Шишкиной Елены Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Шишкиной Александры Георгиевны законными и подлежащими удовлетворению.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд, признав административное заявление обоснованным, принимает решение об обязанности и соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее по тексту - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (пункт 7 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта2015 года № 269).
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33).Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2013 года № 311). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02 августа 2007 года № 494, от 25 марта 2015 года №269).
В соответствии с заключением №360-03/7138 от 17.10.2017г. многоквартирное жилое помещение имеет значительные деформации стен, ограждающих конструкций. Конструктивные характеристики надежности и безопасности строительных конструкций жилого помещения затронуты. Визуальный осмотр показал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул.60 лет образования СССР <адрес> находится в аварийном состоянии, не пригодно для дальнейшего проживания и подлежит сносу.
Из материалов дела усматривается, что письменное обращение от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации МО <адрес> с просьбой признать многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> СССР, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, оставлено без ответа со стороны администрации МО <адрес>.
Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <адрес>, в пределах своих полномочий неправомерно бездействуя, не принимает решение, связанное с признанием жилого многоквартирного дома непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещений, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений.
Несмотря на техническое состояние указанного многоквартирного жилого дома, администрацией МО Крымский район не предпринимаются меры, направленные на признание многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, поскольку дальнейшее проживание в указанном доме создает угрозу жизни и здоровью проживающих граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд полагает требования административных истцов о признании незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в неосуществлении процедур, установленных пунктами 42-51 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного по адресу: <адрес> СССР, <адрес>, подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального образования Крымский район обязанности инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, подготовить в представить документы, указанные в пунктах 44, 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания жилого многоквартирного дома, определив срок в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Зуевой Татьяны Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Зуевой Даны Константиновны и Шишкиной Елены Валерьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Шишкиной Александры Георгиевны к администрации муниципального образования Крымский район о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в неосуществлении процедур, установленных пунктами 42-51 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Крымский район Краснодарского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда инициировать процедуру, установленную пунктами 42-51 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, подготовить и представить в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, документы, указанные в пунктах 44,45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания непригодным для проживания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> СССР, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения
Судья. подпись Копия верна