Судья: Ивонинская И.Л. УИД 39RS0002-01-2023-00074-14
Дело № 2-2154/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-5159/2023
27 сентября 2023 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Чашиной Е.В.
судей Алексенко Л.В., Теплинской Т.В.
при секретаре Юдиной Т.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Горбатова Ф.А. на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 21 июня 2023 года по иску Горбатова Федора Александровича к МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств об отмене приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Алексенко Л.В., объяснения истца Горбатова Ф.А. и его представителя - Булки М.А., поддержавших апелляционную жалобу, представителей ответчика МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств - Лебедева С.В. и Придава О.А., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбатов Ф.А. обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа спортивных единоборств (далее - МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств, школа спортивных единоборств) об отмене приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что работает в школе спортивных единоборств в должности тренера на основании трудового договора от 01.03.2007. Приказом от 31.08.2021 №№ он был отстранен от работы с 01.09.2021 до предоставления сертификата о вакцинации против новой коронавирусной инфекции или медотвода. Приказ об отстранении от работы издан на основании постановления главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 №12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям». Вступившим в законную силу решением суда от 16.03.2022 истцу было отказано в удовлетворении требований о признании приказа незаконным.
Вместе с тем действие постановления главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 №12 прекращено 15.01.2022 истечением последнего установленного срока вакцинации по эпидемическим показаниям. Как указано в письме Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 02.11.2022, в настоящее время вакцинация против этой инфекции по эпидемическим показаниям не предусмотрена, обязанность работодателей требовать от работников предоставления данных о прохождении вакцинации не установлена.
С учетом изложенного полагал, что основания для отстранения его от работы с 15.01.2022 отсутствуют. Однако работодатель, подтвердив право истца приступить к работе, приказ от 31.08.2021 не отменил и о дате выхода на работу истца не уведомил, чем, по мнению истца, нарушил положения ст.76 ТК РФ об обязанности допустить работника к работе после устранения обстоятельств, являющихся основанием для отстранения от работы. Такими действиями работодателя истцу причинен материальный ущерб и моральный вред.
Просил отменить приказ от 31.08.2021 № № об отстранении его от работы, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в период с 15.01.2022 по день вынесения решения суда и компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Рассмотрев дело, суд принял решение, которым Горбатову Ф.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Горбатов Ф.А. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Анализируя положения ст.76 ТК РФ, Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказа Минздрава РФ от 06.12.2021 №1122н, полагает, что он мог быть отстранен от работы на основании постановления главного санитарного врача от 23.06.2021 №12 только на период действия этого постановления, то есть до 15.01.2022. Выводы суда об обратном считает несостоятельными.
Указывает, что прививка от коронавирусной инфекции относится к обязательным профилактическим прививкам для некоторых категорий граждан, в том числе для лиц, работающих в сфере образования, только по эпидемическим показаниям. В случае стабилизации заболеваемости коронавирусной инфекцией обязательная вакцинация против данной инфекции по эпидемическим показаниям прекращается после истечения сроков, установленных решением главного санитарного врача, соответственно, у работников прекращается обязанность по вакцинации, а у работодателей прекращается право требования от работников предоставления сертификатов о такой вакцинации. Таким образом, обстоятельства, явившиеся основанием для отстранения работника от работы, будут считаться прекращенными либо с даты предоставления сертификата о вакцинации, либо с даты окончания проведения вакцинации по эпидемическим показаниям (истечение сроков вакцинации).
Ссылаясь на ответ Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 02.11.2022, считает, что после окончания сроков вакцинации работодатель не вправе требовать от работника предоставления сертификата о вакцинации. Поскольку работодатель в письме от 18.11.2022 сообщил, что истец имеет право приступить к работе на основании соответствующего приказа, и приказом от 15.03.2023 он был допущен к работе, считает вывод суда об обстоятельствах, устраняющих основания для отстранения, необоснованным.
По мнению истца, судебные акты, принятые ранее по его спору с ответчиком, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку он обжалует не законность приказа об отстранении, а отказ работодателя отменить этот приказ и допустить его к работе в связи с прекращением обстоятельств, послуживших основанием для отстранения.
В судебном заседании истец Горбатов Ф.А. и его представитель - Булка М.А. доводы апелляционной жалобы поддержали. Представители ответчика МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств - Лебедев С.В. и Придава О.А., возражая против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Горбатов Ф.А. работает в МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств в должности тренера-преподавателя с 01.03.2007.
В соответствии с Уставом МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств является образовательной организацией осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим и предпрофессиональным) программам в области физической культуры и спорта.
Приказом от 24.06.2021 № 83-0 в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, разрастанием темпов распространения новой коронавирусной инфекции, недопущением дальнейшего роста и с тем, что тренеры-преподаватели и педагоги дополнительного образования, проводящие учебно-тренировочные занятия, могут подвергать или подвергаться высокому риску заражения COVID-19, на всех работников возложена обязанность ознакомиться с постановлением Главного Государственного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 №12, а также представить в администрацию учреждения до 20.08.2021 копию сертификата профилактической прививки от COVID-19.
16.08.2021 был составлен акт № № об отказе истца об отказе от вакцинации и в тот же день Горбатову Ф.А. вручено уведомление, что в случае непредставления к 30.08.2021 сертификата о вакцинации от COVID-19 или иного документа, подтверждающего наличие прививки, при отсутствии медотвода, с 01.09.2021 он будет отстранен от выполнения трудовых обязанностей без сохранения заработной платы.
С уведомлением Горбатов Ф.А. ознакомлен 31.08.2021.
Приказом от 31.08.2021 № № Горбатов Ф.А. с 01.09.2021 отстранен от работы на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ, Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления главного государственного врача по Калининградской области от 23.06.2021 №12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям», внутреннего приказа школы 24.06.2021 № 83-0, до предоставления сертификата о вакцинации COVID-19 или медотвода в администрацию школы.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 16.03.2022 Горбатову Ф.А. было отказано в удовлетворении исковых требований к МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств о признании незаконным приказа от 31.08.2021 №93-О об отстранении его от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 15.06.2022 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Горбатова Ф.А. – без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2022 решение суда и апелляционное определение оставлены без изменения, кассационная жалоба Горбатова Ф.А. – без удовлетворения.
Принимая такое решение, судебные инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», принимая во внимание перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 (с последующими изменениями) и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1867-О, исходили из того, что поскольку истец работает в сфере образования, был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции и о последствиях отказа от вакцинации, однако от прохождения вакцинации отказался при отсутствии к тому медицинских противопоказаний, действия работодателя по отстранению работника от работы являются законными и обоснованными. Поскольку судом не установлен факт нарушения трудовых прав Горбатова Ф.А. со стороны ответчика, в удовлетворении требований истца о взыскании среднего заработка за время отстранения от работы, а также денежной компенсации морального вреда отказано.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ выводы суда относительно законности приказа об отстранении Горбатова Ф.А. от работы до предоставления им сертификата от вакцинации или медотвода имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для отмены с 15.01.2022 приказа от 31.08.2021 № № об отстранении Горбатова Ф.А. от работы и взыскании с этой даты в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула у суда первой инстанции также не имелось.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 закона).
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абзац 2 ст.1 закона).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзацы 2,4 п.1 ст.2 закона).
В силу ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст.11 закона).
Согласно ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок. Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего Федерального закона.
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст.35 закона).
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 п.2 ст.50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подп.6 п.1 ст.51).
Согласно п.18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 №65 (действовали до 01.09.2021), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п.66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №4 (действуют с 01.09.2021).
Согласно п.1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22.05.2020 №15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (п.16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.01.2020 №66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Согласно абзацу 4 п.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Работодатель в соответствии с абзацем 8 ч.1 ст.76 ТК РФ обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2 ст.76 ТК РФ).
Согласно ч.3 ст.76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Перечень включает, в том числе, работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п.12).
Согласно ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Приказом Минздрава России от 09.12.2020 №1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н, внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.
Таким образом, из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существует два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 №134 на территории Калининградской области с 16.03.2020 в целях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был введен режим повышенной готовности.
Проанализировав данные эпидемиологического мониторинга, результаты эпидемиологического анализа, отметив ухудшение эпидемической ситуации, нарастание темпов распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь вышеназванными Федеральными законами и нормативно-правовыми актами, Главный государственный санитарный врач по Калининградской области 23.06.2021 вынес постановление №12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям» (далее – постановление от 23.06.2021 №12).
Постановлением от 23.06.2021 №12 предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работающих в сфере образования.
На руководителей организаций, учреждений индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области в указанной сфере возложена обязанность в срок до 20.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ, не менее 60% от общей численности сотрудников (в редакции постановления от 17.08.2021 – в срок до 30.08.2021, а в редакции от 17.11.2021 - не менее 80% сотрудников в срок до 15.11.2021).
Руководителям предприятий, организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Калининградской области, организовать прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, работников, сотрудников в возрасте 60 лет и старше, а также работников, сотрудников с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы (сахарным диабетом, ожирением), в срок до 15.12.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 15.01.2022 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (в редакции постановления от 17.11.2021 №20).
Вместе с тем, указанные в постановлении от 23.06.2021 №12 даты (15.11.2021, 15.01.2022) определяют только сроки проведения полного курса вакцинации отдельных категорий лиц, проведение которой были обязаны организовать работодатели.
Вопреки доводам иска, повторяющимся в апелляционной жалобе, истечение сроков обязательной вакцинации, указанных в постановлении от 23.06.2021 №12, не свидетельствует о стабилизации эпидемической ситуации, исключающей обязанность вакцинации против COVID-19 именно 15.01.2022 (дата обязательной вакцинации вторым компонентом вакцины лиц, достигших определенного возраста и имеющих хронические заболевания).
Напротив, вакцинация против COVID-19 по эпидемическим показаниям для всего населения с 18 лет на территории Калининградской области была продолжена и после 15.01.2022, что подтверждается и письмом Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 11.05.2023 (в период с 01.01.2022 по 30.03.2023 вакцинацию прошло еще 170106 человек).
Кроме того, учитывая, что исполнение постановления Главного государственного санитарного врача обязательно для исполнения в силу прямого указания Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, лица, не прошедшие вакцинацию в установленные сроки, являются нарушителями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не выполнившими в период действия в Калининградской области установленных вышеназванным постановлением ограничительных мер.
Ответчик, исполняя требование постановления Главного государственного санитарного врача от 23.06.2021 №12 обоснованно отстранил истца от работы, Горбатов же, вакцинацию в установленные сроки не прошел, нарушив тем самым требования закона в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не только 15.11.2021, но и продолжая нарушать в дальнейшем, что подтверждается и судебными актами, принятыми в период с 16.03.2022 по 10.10.2022.
В связи с изложенным, ссылки истца на письмо Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 02.11.2022 о том, что действие постановления Главного санитарного врача по Калининградской области от 23.06.2021 №12 прекращено истечением 15.01.2022 последнего установленного срока вакцинации по эпидемическим показаниям, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Судебная коллегия также учитывает, что постановление Правительства Калининградской области от 16.03.2020 №134 «О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции» было признано утратившим силу только 21.09.2023 в связи с принятием Правительством Калининградской области постановления от 21.09.2023 №452-п «Об отмене на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области, введенного в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также ограничительных мероприятий (карантина), введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Калининградской области».
С учетом изложенного оснований полагать, что по состоянию на дату принятия судебного решения (21.06.2023) эпидемическая ситуация на территории Калининградской области исключала обязанность вакцинации против COVID-19, что, в свою очередь, возлагало бы на работодателя обязанность отмены приказа от 31.08.2021 №№, у суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имелось.
Допуск Горбатова Ф.А. на основании его личного заявления от 06.03.2023 приказом МАУ ДО ДЮСШ спортивных единоборств от 13.03.2023 №№ к работе тренера-преподавателя по каратэ 16.03.2023 без проведения обязательной вакцинации, не свидетельствует о том, что обстоятельства, являвшиеся основанием для его отстранения от работы, отпали.
При этом допуск работника к работе ранее даты, с которой утратили силу ограничительные меры, принятые на территории Калининградской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, прав Горбатова Ф.А. не нарушает, и не является основанием для взыскания в его пользу среднего заработка за период отстранения от работы, законность которого установлена вступившим в законную силу решением суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, и не могут повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.09.2023.
Председательствующий:
Судьи: