Дело № 2а-185/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 12 февраля 2019 г.
Семилукский районный суд Воронежской области
в составе судьи Толубаевой Л.В.,
при секретаре Анохиной С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Воронежской области (далее МИ ФНС № 8 по Воронежской области) к Воробьевой Галине Николаевне о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС № 8 по Воронежской области обратилась в суд с иском к Воробьевой Г.Н., указав, по сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними органов муниципальных образований, представляемым в налоговые органы, Воробьева Г.Н. является собственником имущества: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, дата регистрации права 28.10.1993 года, жилого дома по тому же адресу, дата возникновения права 26.04.2016 года. Следовательно, в соответствии со ст. 400 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, и обязана уплачивать его в сроки, установленные НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками- физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала определения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п.9 чт. 409 НК РФ. Кроме того, по сведениям органов осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на административного ответчика зарегистрированы транспортные средства: автомобиль <данные изъяты>, дата регистрации права 13.04.2001 года, дата утраты права 07.02.2018, <данные изъяты>, дата возникновения права 29.12.2005, дата утраты 07.02.2018 года. Следовательно, Воробьева Г.Н. является плательщиком транспортного налога, который обязан платить в сроки, установленные ст. 363 НК РФ и ст.2.1 Закона Воронежской области от 27.12.2002 года № 80 – ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области». Воробьева Г.Н. не исполнил свою обязанность по уплате налога за 2015,2016 годы, в связи с чем у нее образовалась задолженность по налогу на имущество в размере 357 руб., на которую начислены пени в размере 0,29 руб., по транспортному налогу 7875,92 руб., на которые начислены пени в размере 42,51 руб.. МИ ФНС № 8 административному ответчику выставлены требования об уплате налога от 18.12.2016 года № 15547, и от 12.12.2017 года № 10158,, предложено уплатить налог в добровольном порядке в срок, указанный в требовании. От добровольной уплаты ответчику уклонился. Административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 2 в Семилукском районе Воронежской области был выдан судебный приказ 12.07.2018 года, который по заявлению Воробьевой Г.Н. отменен 26.07.2018 года. Административный истец просит взыскать с ответчика в свою пользу недоимку по налогам и пени.
В судебное заседание представитель административного истца – МИ ФНС России №8 по Воронежской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. В своем заявлении просил рассматривать дело в отсутствие. Заявленные требования поддерживает.
Административный ответчик Воробьева Г.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом, данных об уважительности причин неявки, ходатайства об отложении рассмотрения дела в распоряжении суда нет.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, нахожу требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу положений статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
Как установлено в судебном заседании Воробьева Г.Н. является собственником имущества: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, дата регистрации права 28.10.1993 года, жилого дома по тому же адресу, дата возникновения права 26.04.2016 года, а также собственником транспортных средств: автомобиль <данные изъяты>, дата регистрации права 13.04.2001 года, дата утраты права 07.02.2018, <данные изъяты>, дата возникновения права 29.12.2005, дата утраты 07.02.2018 года.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 402 Налогового кодекса РФ регламентированы вопросы налоговой базы, в частности, определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии со 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Как регламентировано пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из административного искового заявления, административный истец просит взыскать с Воробьевой Г.Н. недоимку по сроку уплаты 01.12.2016 года по транспортному налогу за 2015 год с учетом частичной оплаты в сумме 2615,92 руб., по налогу на имущество за 2015 год - 55 руб..
Вместе с тем, к административному исковому заявлению приложено налоговое требование N 15547, согласно которому за Воробьевой Г.Н. по состоянию на 18.12.2016 года, числится задолженность по уплате транспортного налога в сумме 5260 руб., налога на имущество в сумме 55 руб., пени в сумме 28,34 руб., которую она обязана была оплатить до 01.03.2017 года. Кроме того, у в указанном уведомлении имеется ссылка на то, что общая задолженность Воробьевой Г.Н. составляет 14862,16 руб., в том числе по налогам (сборам) 10547 руб..
Однако, согласно ч. 1 ст. 408, ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2015 года подлежал уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря 2016 года.
В суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам за 2015 год, административный истец обратился 11.07.2018 года, то есть по истечении шести месяцев с даты, установленной требованием об уплате недоимки за 2015 год.
При таких данных, в нарушение ч. 4 ст. 289 КАС РФ административный истец не исполнил обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, с заявлением о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании недоимки за 2015 год административный истец не обращался.
Поэтому заявленные требования в части взыскания недоимки по налогам на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2015 год удовлетворению не подлежат.
Непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Как установлено в судебном заседании 20.07.2017 года в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 29189304 со сроком уплаты налогов не позднее 01.12.2017 года (л.д. 20).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Согласно требованию № 10157 от 12.12.2017 года за Воробьевой Г.Н. числится недоимка по налогам на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2016 год со сроком уплаты до 01.12.2017 года в размере 5562 руб., на которую начислены пени в размере 15 руб. 29 коп. Согласно указанному требованию недоимка должна быть уплачена административным истцом в срок до 30.01.2018 года... (л.д.<данные изъяты>).
В добровольном порядке Воробьевой Г.Н. обязанность по уплате законно установленных налогов не исполнена.
11.07.2018 года МИ ФНС № 8 обратилось с заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам. 12.07.2018 года мировым судьей судебного участка № 2 в Семилукском судебном районе выдан судебный приказ, который 26.07.2018 года по заявлению Воробьевой Г.Н. отменен (л.д.<данные изъяты>).
10.01.2019 года административный истец обратился в суд с настоящим иском, что свидетельствует о том, что налоговым органом после отмены судебного приказа приняты надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки, выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налога; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания задолженности, административным истцом исполнена, полномочия на обращение в суд с указанными требованиями подтверждены; расчет взыскиваемых сумм проверен и оснований полагать его неправильным не имеется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что в 2016 году Воробьева Г.Н. являлась собственником вышеуказанных автомобилей, и имущества, у неё возникла обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, которая ею в установленный срок исполнена не была, что является основанием для взыскания такой задолженности и пеней в судебном порядке по заявлению налогового органа.
Расчет взысканной суммы налога является математически верным в отношении каждого из транспортных средств, соответствует требованиям закона, произведен с учетом установленных величин ставок налога и коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, а также с учетом правильным данных о мощности автомобилей, периодах их регистрации (снятия с регистрации) в течение налогового (отчетного) периода (статья 362 НК РФ). Расчет налога на имущество физических лиц исчислен с учетом коэффициента в соответствии со ст. 408 НК РФ.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год лиц в сумме 5562 руб., и пени в размере 15.29 руб..
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Принимая во внимание изложенное, с Воробьевой Г.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 223,10 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИ ФНС России №8 по Воронежской области к Воробьевой Галине Николаевне о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Воробьевой Галины Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН №, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в доход государства (УФК по Воронежской области (МИ ФНС России № 8 по Воронежской области), ИНН 3628009995, КПП 362801001 на р/с 40101810500000010004 в ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области, БИК 042007001) задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени за 2016 год в размере 5577 (пять тысяч пятьсот семьдесят семь) руб. 29 коп., из которых: 5260 руб. (пять тысяч двести шестьдесят) руб. транспортный налог КБК 18210604012021000110, ОКТМО 20649416, пени в сумме 14 (четырнадцать) руб. 46 коп. КБК 18210604012022100110, ОКТМО 206491416; 302 (триста два) руб. налог на имущество физических лиц КБК 18210601030101000110 ОКТМО 20649416, пени в размере 0 рублей 83 копеек КБК 18210601030102100110 ОКТМО 20649416.
В удовлетворении требований МИ ФНС России №8 по Воронежской области о взыскании с Воробьевой Г.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени за 2015 года - отказать
Взыскать с Воробьевой Галины Николаевны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 223 (двести двадцать три) руб. 10 коп.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года