Решение по делу № 2-480/2021 от 23.04.2021

Дело №2-480/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2021 года                                                             г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре – помощнике судьи Дорожковой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Купцовой В.А. к Администрации МО «г. Северобайкальск», главе Администрации МО «г. Северобайкальск» Котову О.А. об обязании предоставить акт и заключение обследования дома межведомственной комиссией, обязании вернуть очередь в льготный список, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма

УСТАНОВИЛ:

Купцова В.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО «г. Северобайкальск», главе Администрации МО «г. Северобайкальск» Котову О.А., в котором просила обязать ответчиков предоставить с учетом независимого заключения экспертной службы акт и заключение повторного обследования межведомственной комиссией дома по адресу г. <адрес> вернуть её очередь в льготный список во внеочередную очередь учета граждан РФ под №1, предоставить ей взамен непригодного аварийного жилья во внеочередном порядке жилое помещение не менее 61,2 кв.м. по договору социального найма в <адрес>, отвечающее санитарно-техническим нормам.

В судебное заседание ответчик- глава администрации МО «г. Северобайкальск» не явился, согласно представленного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

В судебном заседании истец Купцова В.А. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержала, суду пояснила, что дом по <адрес> был предоставлен ей по месту работы, ранее по указанному адресу она проживала с детьми, которые выросли и уехали в 2004 году, в настоящее время проживает в доме одна. В доме она делала сама почти каждый год косметический ремонт. Дом был построен на болоте, когда земля замерзала, стены дома начинали трещать, обои все были в трещинах, печка постоянно лопалась, полы сгнили, замену венцов дома она не осуществляла, в связи с отсутствием денежных средств. Отопление в доме перемерзло в 2019 году в дальнейшем она закрыла две комнаты, в доме топит печь. Возгорание в доме произошло в 2013 году в связи с замыканием электросчетчика, который находился на улице, счетчик не выдержал, поскольку ей приходилось включать обогреватели. В результате пожара сгорело несколько досок, ущерб был причинен не большой. В декабре 2017 года она собирала пакет документов для переселения. Сначала в 2015 году администрацией было дано заключение о том, что дом подлежит капитальному ремонту, в 2017 году она обратилась в администрацию, предоставила заключение независимой комиссии. в администрации ей сказали, что могут поставить на очередь. Полагала, что она подлежит участию в программе по переселению на основании заключения экспертизы. Представленное Администрацией заключение от ДД.ММ.ГГГГ впервые увидела при проведении беседы по иску, с результатами акта и заключения межведомственной комиссии согласна, в настоящее время администрация обязана предоставить акт и заключение межведомственной комиссии, поскольку фактически в 2017 году обследования дома не проводилось, акт без номера. Проживание в доме по пер. Совхозному 8 представляет опасность для ей жизни и здоровья, полагает, что список учета граждан РФ под ведется администрацией города, согласно ответов её очередь несколько раз менялась. До установления решением суда права собственности на жилое помещение до 2017 года она пользовалась домом как собственник, иного жилого помещения на праве собственности или ином основании в пользовании она не имеет. В настоящее время она желает, чтобы ей предоставили жилое помещение взамен её дома, получать выплату не желает.

Представитель истца Харлова Н.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила учесть, что предоставленный стороной ответчика акт и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был составлен лицами, которые не видели жилое помещение, данный акт был составлен «заочно». Истица стала в очередь в 1993 году как нуждающаяся в жилом помещении, после этого администрация «тасовала» очередность, о чем свидетельствуют ответы Администрации. В 2015 году дому был присвоен статус как «непригодное жилье, но подлежащее ремонту», в данном случае граждан из непригодного жилья расселяют незамедлительно. Программа расселения появилась намного позже, по программе подлежат расселению только многоквартирные дома. Поскольку Купцова усомнилась в статусе жилья, была вызвана независимая экспертная комиссия, которая поставила заключение о том, что жилое помещение является не пригодным. В соответствии с судебной практикой Верховного суда республики Бурятия не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, согласно ст. 168 ГК РФ, сделка по приватизации аварийного жилья является ничтожной.

Представитель Администрации МО «г. Северобайкальск» по доверенности Осипова А.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что акт и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение истца было признано непригодным для проживания. В исковом заявлении не указано о том какая очередь имеется ввиду истицей в которой она просит ей установить. Купцова обратилась в администрацию с пакетом документов по улучшению жилищных условий, решением жилищно-бытовой комиссии администрации Купцова была включена в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья в зоне строительства БАМ. ДД.ММ.ГГГГ пакет документов был направлен в Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ для включения в списки лиц, которые нуждаются в жилом помещении. Согласно утвержденного порядка формирование очередности осуществляется Правительством Республики и Министерством. На сегодняшний день Постановление правительства изменено, изначально была единая очередь, документы предоставлялись в отношении всех домов признанных аварийными. На сегодняшний день очередность разделена на три списка, администрация информировала Купцову об изменении очередности, однако Администрация не может сама формировать данную очередность, направленная информация носит информативный характер. Купцова состоит в Республиканской очереди под №13 по списку №3, включение в программу осуществлялось в том числе и на основании представленных Администрацией акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Согласно материалов учетного дела и условий программы участие в программе возможно путем предоставления жилого помещения и путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, согласно заявления Купцовой способ ею был выбран как предоставление социальной выплаты. На учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья Купцова не состоит, и положения ст. 57 ЖК РФ не могут быть к ней применяться. Нормы положений ст. 87 ЖК РФ применимы если жилое помещение предоставлено на условиях социального найма.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд же разрешает дело на основании представленных сторонами доказательств.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения профкома ВОДЧ №1 и Администрации Купцовой В.А. было предоставлено для проживания жилое помещение по адресу <адрес>. С указанной даты и по настоящее время Купцова В.А. проживает по данному адресу, пользуется жилым помещением.

Решением Северобайкальского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ за Купцовой В.А. было признано право собственности на дом по адресу <адрес> порядке приватизации, решение являлось основанием для регистрации за истцом права собственности на дом, регистрация произведена ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией Администрации МО «г. Северобайкальск» было произведено обследование дома по адресу г. <адрес> <адрес>, по результатам которого были составлены акт и заключение согласно которым были выявлены основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту.

Заключением экспертизы ООО «Геостройпроект», выполненным в 2017 году по результатам инженерно-технического обследования дома по адресу <адрес> было установлено, что состояние жилого дома по адресу г. <адрес> не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья лиц, проживающих в нем, проведение капитального ремонта не целесообразно.

Заключением межведомственной комиссии Администрации МО «г. Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес> было признано непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Купцова В.А. обратилась в Администрацию МО «г. Северобайкальск» с заявлением в котором просила включить её в списки участников программы переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Администрации МО «г. Северобайкальск» было принято решение о включении Купцовой В.А. в актуализированные списки лиц, которым в связи со строительством БАМ было предоставлено временное жилье на территории МО «г. Северобайкальск» в рамках мероприятий «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия» государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия»

На настоящее время жилое помещение по адресу <адрес>, включено в программу «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», подпрограмму «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания и из жилых домов (помещений) признанными аварийными и не подлежащими реконструкции», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия №424 от 02.08.2013 г.

Согласно Распоряжения Правительства республики Бурятия № 489-р от 02.08.2016 г. (в редакции от 06.04.2021 г.) указанное жилое помещение состоит в очередности в списке №3 ( жилые помещения признанные непригодными для проживания) под № 13.

В марте 2021 г. Купцова В.А. обратилась в администрацию МО «г. Северобайкальск» с заявлением в котором просила создать межведомственную комиссию для обследования жилого дома по <адрес> выдать акт и заключение, также просила предоставить ей взамен аварийного дома благоустроенную квартиру во внеочередном порядке по договору социального найма.

На указанное заявление Администрацией МО «г. Северобайкальск» был дан ответ разъяснением положений участия в программе утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия №424 от 02.08.2013 г.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 14, части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее по тексту Положения), решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии органов местного самоуправления

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения на основании заявления собственника жилого помещения

Вместе с тем, сведений о том, что Купцова В.А. обращалась с соответствующим заявлением в адрес междуведомственной комиссии в судебное заседание не представлено, поданное в марте 2021 г. заявление адресовано в адрес Администрации, а не в адрес межведомственной комиссии и не могло являться основанием для проведения оценки жилого помещения.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения на ответчиков обязанности предоставить акт и заключение межведомственной комиссии удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации указанной конституционной обязанности в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Республики Бурятия установлен Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III.

В соответствии с ч.2 Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III.на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.

Согласно ст. 3 Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III.Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, устанавливаются в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Признание граждан малоимущими осуществляется в порядке, предусмотренном законом Республики Бурятия.

Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма установлен Законом Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1440-III

Согласно ст. 2 Закона Республики Бурятия от 29.12.2005 N 1440-III признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет и распределение жилой площади в муниципальных образованиях (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) по месту их жительства, в который поступило письменное заявление о признании малоимущим.

В соответствии со ст. 3 Закона для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, заявитель подает в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о признании малоимущим по форме согласно приложению

Для определения среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) к заявлению прилагаются следующие документы: 1) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации; 2) документы о составе семьи гражданина (свидетельства о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения); 3) документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии; 4) документы, подтверждающие суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов; 5) документы о суммах начисленных пенсий, доплат к ним и пособий; 6) документ из органа социальной защиты населения о размере получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат; 7) документ о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина; 8) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период;

    Доказательств подтверждающих обращение Купцовой В.А. с заявлением и предоставления документов в целях признания её малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и принятия органом местного самоуправления соответствующего решения по результатам рассмотрения заявления Купцовой В.А. стороной истца не представлено.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения Купцовой В.А. жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.

    Предъявление иска является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицу, обратившемуся в суд, по какой-либо независящей от него причине было отказано в признании такого права, такой иск не может быть использован с целью обхода норм законодательства, предусматривающего определенный административный порядок.

Принимая во внимание, что суд не может подменять орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции последнего, оснований для удовлетворения заявленных требований фактически направленных на обязание ответчиков включить истца в список лиц, которые имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма на основании положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Купцовой В.А. к Администрации МО «г. Северобайкальск», главе Администрации МО «г. Северобайкальск» Котову О.А. об обязании предоставить акт и заключение обследования дома межведомственной комиссией, обязании вернуть очередь в льготный список, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке на условиях договора социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 мая 2021 года

Судья:                                                                                В.В.Атрашкевич

УИД 04RS0020-01-2021-001036-82

2-480/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Купцовой Веры Анатольевны
Ответчики
Администрация МО "город Северобайкальск"
Другие
Харлова Нина Яковлевна
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Атрашкевич Владимир Валерьевич
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2021Передача материалов судье
26.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Подготовка дела (собеседование)
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее