Дело № 5-2986/2020
УИД № 02RS0001-01-2020-005334-63
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 декабря 2020 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Малкова И.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Розница К-1», ИНН №, место нахождения и юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
12.10.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай составлен протокол об административном правонарушении № в отношении юридического лица ООО «Розница К-1» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в магазине «Мария-Ра», расположенном по адресу: <адрес>.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях представитель ООО «Розница К-1» Ситникова Е.Б. просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указала, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора применяются положения Закона № 294-ФЗ. Вмененное административное правонарушение установлено в ходе проведения рейдовых мероприятий. Вместе с тем, основания, предусмотренные Законом № 294-ФЗ и послужившие поводом для проведения рейдовых мероприятий, не указаны. Доказательств вынесения распоряжения, приказа о проведении проверки в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, не представлено. В нарушение Закона копия распоряжения о проведении проверки Обществу не вручена, о проведении проверки Общество не уведомлено. Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай допущены грубые нарушения требований законодательства к организации и проведению проверки. Результаты проверки не могут являться доказательством по делу об административном правонарушении. Следовательно, протокол, составленный на основании результатов проверки, проведенной с грубыми нарушениями ФЗ № 294-ФЗ, является недопустимым доказательством. Кроме того, материалы дела не содержат сведений, подтверждающих надлежащее извещение законного представителя юридического лица о проведении осмотра территории и находящихся там вещей. Осмотр принадлежащих привлекаемому лицу четырех помещений, расположенных в разных местах, в разное время производился в присутствии одних и тех же понятых – ФИО1 и ФИО2., что исключает вероятность случайного привлечения указанных лиц в качестве понятых и нарушает процедуру проверки юридического лица. Приведенный в протоколе пункт Санитарно-эпидемиологических правил, нарушение которого вменяется привлекаемому лицу, содержит перечень санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией, которые носят общий рекомендательный характер, в связи с чем их несоблюдение само по себе не может являться достаточным основанием для квалификации действий по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. При вышеуказанных обстоятельствах Общество является невиновным ввиду отсутствия состава административного правонарушения, а также не подлежит привлечению к административной ответственности по причине нарушений, допущенных Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. п. 1, 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 18.03.2020 г. № 144-р на территории Республики Алтай введен режим повышенной готовности.
Пунктами 6, 7, 7.1, 7.2 указанного распоряжения рекомендовано работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай, обеспечить контроль температуры тела работников при входе в организацию и в течение рабочего дня с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой и с признаками инфекционного заболевания. Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай, обеспечить обязательное соблюдение масочного режима работниками в месте осуществления деятельности. Гражданам обязательно соблюдать масочный режим при нахождении во всех видах транспорта общего пользования, в том числе такси, а также при посещении аптек и аптечных пунктов, а также помещений магазинов, осуществляющих розничную торговлю, других организаций, связанных с обслуживанием граждан, в том числе связанных с оказанием услуг, деятельность которых не приостановлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 319 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В соответствии с п. 4.4. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе, организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Согласно п. 1.3 МР 3.1/2.3.50191-20.3.1 Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли” организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.).
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.10.2020 в ходе проведения рейдовых мероприятий ООО «Розница К-1», осуществляющее деятельность в магазине «Мария-Ра», расположенном по адресу: <адрес>, нарушило требования Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», распоряжения Правительства Республики Алтай от 18.03.2020 № 144-р «О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай», МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли, а именно: температуру тела работников при входе в организацию (предприятие) и в течение рабочего дня (по показаниям) с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом не проводят (согласно объяснениям сотрудника ФИО3 и представленном журналу замер температуры проведен 1 сотрудником ФИО3 из 4 сотрудников, находящихся на рабочем месте); не соблюдается масочный режим, сотрудники неправильно носят маски, не прикрывая верхние дыхательные пути (нос), находясь на рабочем месте в торговом зале.
Таким образом, в действиях юридического лица ООО «Розница К-1» выявлены нарушения, образующие состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В качестве доказательств несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований и совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в материалы дела помимо протокола об административном правонарушении, предоставлены видеозапись, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Действия ООО «Розница К-1» по нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отраженные в протоколе об административном правонарушении, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.
Оснований сомневаться в правильности и достоверности указанных доказательств по делу не имеется, поскольку представленные документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям и составлены в установленном законом порядке должностным лицом в отсутствие личной или какой-либо иной заинтересованности в привлечении юридического лица ООО «Розница К-1» к административной ответственности.
Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, истребованы дополнительно необходимые сведения и документы, что позволяет сделать вывод о том, что по делу фактически проведено административное расследование, следовательно, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае не применимы. Нарушений требований законодательства об административных правонарушениях судьей не установлено.
В материалах дела содержится требование от 18.09.2020 о предоставлении сведений, документов, объяснений и иной информации и явке в целях составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в 12:00 12.10.2020 по адресу: <адрес>. Данное требование направлено в адрес ООО «Розница К-1», получено им согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 29.09.2020.
В соответствии с протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.09.2020, в здании магазина «Мария-Ра», расположенного по адресу: <адрес>, указанное процессуальное действие произведено в соответствии с требованиями, установленными ст. 27.8 КоАП РФ – в присутствии представителя юридического лица – заместителя директора ФИО3 и двух понятых ФИО1 и ФИО2., которые удостоверили в протоколе своими подписями факт совершения в их присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Подпись Абышевой Т.И. в протоколе имеется, замечаний, заявлений, объяснений, ходатайств, отводов во время производства осмотра от нее не поступило.
Иные доводы, изложенные в письменном возражении на протокол об административном правонарушении № от 12.10.2020 ООО «Розница К-1», судьей отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, у юридического лица ООО «Розница К-1» имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ) судьей не установлено.
В силу п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
На основании изложенного, принимая во внимание характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из Конституции Российской Федерации, в целях исключения избыточного ограничения прав и наступления тяжелых финансовых последствий для юридического лица, судья приходит к выводу о возможности назначения ООО «Розница К-1» административного наказания ниже низшего предела (менее минимального), предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1», ИНН №, ОГРН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по РА (Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, л/с 04771787970); ИНН 0411120840; КПП 041101001; р/с: 40101810500000010000; банк получателя: НБ РА в г. Горно-Алтайске; БИК: 048405001; КБК: 141116010610100031400; ОКТМО: 84701000, УИН №.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в общий отдел Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Э. Палкина, 3.
На постановление может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.
Судья И.С. Малкова