РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2019 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,
при секретаре Логиновой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2618/2019 по административному иску Козловой О. В. к Главному Управлению Государственного строительного надзора Московской области об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованиями о признании решения Главного Управления Государственного строительного надзора <адрес> от <дата> об отказе во включении в реестр пострадавших граждан незаконным, обязании включить в реестр.
В обоснование требований истец указала, что в декабре 2013 года в рамках 214- ФЗ заключила с ООО «Доходный Дом» предварительный договор купли продажи <адрес> по адресу <адрес>. В 2015 г. между истцом и ООО «ИнвестРегионСтрой» (Застройщик) были достигнуты соглашения о признании прав истца на оплаченную ранее квартиру. Кроме того, Застройщик признал, а суды первой, апелляционной, кассационной инстанций и ВС РФ подтвердили за истцом право на купленную и оплаченную ранее квартиру в рамках АС МО дело № А41-21588/2016. Но все переговоры о перезаключении ДДУ прекратились в связи с тем, что <дата> в рамках уголовного дела № в пользу потерпевших от бывшей застройщицы с других объектов Постановлением Тверского районного суда <адрес> арестован земельный участок с кадастровым номером: 50:13:0050414:108, расположенный по адресу: <адрес> и все имеющиеся на нем постройки, принадлежащие ООО «ИнвестРегионСтрой» (Застройщику) был наложен арест, что послужило причиной отказа от регистрации договоров и нарушении прав истца. Арест на имущество продляется каждые три месяца сначала Тверским районным судом <адрес>, а после неоднократно продлялся и <дата> был наложен заново Бабушкинским районным судом <адрес>. В соответствии с п. 6.1 Договора долевого участия, который истец и застройщик планировали подписать, срок сдачи жилого дома в эксплуатацию не позднее <дата>. На данный момент строительство жилого дома не завершено, дом в эксплуатацию не сдан.
В соответствии с действующим законодательством, с целью защиты своих прав, истцом было подано заявление на вхождение в реестр обманутых дольщиков. Заявление было подано в Главное управление государственного строительного надзора московской области и было получено «Уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан». Тем самым были нарушены права истца.
Главное Управление государственного строительного надзора <адрес> выслало на имя истца отказ со следующим обоснованием:
- несоответствием одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № к Приказу:
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
- надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта.
Истец с таким решением не согласна, поскольку между истцом и застройщиком был заключен договор, сутью которого в действительности имелся в виду договор участия в долевом строительстве и к сделке, соответственно, применяются положения этого закона. Истцом были выполнены все обязательства в соответствии с данным договором. Действующий застройщик признал права истца на оплаченную ранее квартиру.
В судебном заседании истец требования и доводы, изложенные в иске, поддержала, пояснила, что договор долевого участия в строительстве не заключался, заявление о включении в реестр пострадавших граждан подано на основании предварительного договора купли-продажи и квитанций по оплате.
Ответчик представитель Главного Управления Государственного строительного надзора <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв, в котором просил об отказе в иске. в отзыве указано, что решение принято на основании Приказа Минстроя России от <дата> N 560/пр « Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Основанием для отказа во включении в реестр послужило непредставление истцом договора участия в долевом строительстве.
Изучив материалы дела, суд не находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 23 Федерального закона от <дата> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" уполномоченным органом самостоятельно принимающим нормативные правовые акты, определяющие критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан, является федеральный орган исполнительной власти - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от <дата> N 560/пр (далее - Приказ) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан.
Частью 2 указанного Приказа определено, что действие настоящего приказа распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу настоящего приказа.
Письмом Минстроя России от <дата> N 28931-НС/07 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от <дата> N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", разъяснено, что с <дата> уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующие органы), при осуществлении полномочий по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан при рассмотрении соответствующих заявлений граждан следует руководствоваться приказом Минстроя России N 560/пр.
Одними из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта (пункт 2 Приложения № к Приказу).
При этом пунктом 3 Приложения к Приказу определено, что гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
Постановлением Правительства МО от <дата> N 1049/45 "О внесении изменений в некоторые постановления <адрес> в связи с передачей полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" установлено, что Главное управление государственного строительного надзора <адрес> является правопреемником Министерства строительного комплекса <адрес> в части осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории <адрес> и обязательств, связанных с осуществлением данного вида государственного контроля (надзора) (пункт 3).
Полномочиями по признанию в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, ведение реестра таких граждан, размещение сведений, содержащихся в таком реестре, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, наделено Главное управление государственного строительного надзора <адрес> - Постановление Правительства МО от <дата> N 270/9 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора <адрес>" пункт 12.22.
Материалами дела установлено:
<дата> между Козловой О.В. – покупателем и ООО «Доходный дом » - продавцом заключен предварительный договор купли-продажи квартиры № ПШ/13/34-2, предмет договора – заключение в будущем до <дата> основного договора купли-продажи квартиры со строительным номером 64, расположенной по адресу <адрес> стоимость квартиры определена 1228500 рублей, данная сумма выплачивается покупателем в день подписания сторонами основного договора;
Дополнительным соглашением от <дата> к предварительному договору установлен срок окончания строительства жилого дома – <дата>, определен новый срок заключения основного договора – до <дата>.
Уведомлением от <дата> Главное управление государственного строительного надзора <адрес> отказало истцу во включении в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствием заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу:
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
В соответствии с пунктом 5 Приложения № к Приказу решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина (приложение N 1 к настоящим Правилам).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
В силу пункта 10 приложения № к Приказу заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что истец при подаче заявления не представила договор долевого участия в строительстве, при этом, не отрицала, что такой договор не заключался в отношении спорного объекта, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в соответствии с Приказом Минстроя России от <дата> N 560/пр.
Доводы истца, что при заключении предварительного договора купли-продажи квартиры фактически сложились отношения, регулируемые Федеральным законом от <дата> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" сами по себе не могли являться для ответчика основанием для включения истца в реестр пострадавших лиц, в связи с чем, действия уполномоченного органа по отказу во включении в реестр пострадавших граждан, являются законными.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Козловой О. В. к Главному Управлению Государственного строительного надзора <адрес> об оспаривании решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья И.А.Голубятникова