Дело №2а-1298/2020 25RS0029-01-2020-001032-46
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
02 марта 2020 года г.Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Норкиной В. Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее –Управление Росреестра по Приморскому краю) о признании незаконным отказа XXXX от ДД.ММ.ГГ о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости и возложении обязанности внести сведения о раннее учтённом объекте недвижимости в виде земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю XXXX от ДД.ММ.ГГ о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в виде земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX и возложении обязанности внести данные сведения указав на то, что на основании выписки из похозяйственной книги XXXX от ДД.ММ.ГГ в пользовании истца находится земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного хозяйства площадью XXXX кв.м, по адресу: XXXX. При обращении с заявлением о государственной регистрации права на данный земельный участок выяснилось, что участок не поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГ истец обратился к ответчику с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости: земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX, приложив вышеуказанную выписку из похозяйственной книги. Решением XXXX от ДД.ММ.ГГ ответчик сообщил об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, ссылаясь на п.2 ч.8. ст.69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В решении ответчик указал, что сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета не поступили из Администрации УГО.
С данным отказом не согласна, считает его незаконным. Отказ ответчика препятствует истцу обратиться с заявлением о государственной регистрации права на данный земельный участок в упрощенном порядке в соответствии со ст.49 Закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку без кадастрового номера права на участок не могут быть зарегистрированы.
Административный истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащем образом, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, на требованиях настаивала, по основаниям изложенным в иске.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащем образом, с доводами истца не согласился, представил возражения, из содержания которых следует, что ДД.ММ.ГГ в Управление с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: XXXX, общая площадь XXXX кв. м. (далее по тексту - спорный объект) обратилась Норкина В.Е. В качестве документа-основания на государственную регистрацию была представлена выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № 46 от 23.09.2019 г. В рамках правовой экспертизы, предусмотренной ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственным регистратором было установлено следующее. Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация проводится на основании документов, бесспорно подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается заявитель. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ). Частью 10 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено проведение проверки факта издания (принятия) акта органа государственной власти или местного самоуправления и достоверность содержащихся в нем сведений посредством направления межведомственных запросов органом регистрации прав в орган, издавший такой акт. В этой связи органом кадастрового учета в целях внесения в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) сведений о спорном объекте через систему межведомственного взаимодействия был направлен запрос в Администрацию Уссурийского городского округа Приморского края от 29.11.2019 № 25/МВ/19-4079 о предоставлении сведений и копий документов, подтверждающие ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости. ДД.ММ.ГГ на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ о недвижимости было принято решение об отказе во внесении сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку ответ органа государственной власти на момент принятия решения об отказе во внесении сведений в орган кадастрового учета не поступили. В связи с вышеизложенным, полагает, что все действия соответствуют закону, в связи с чем, правовые основания для признания данного решения незаконными отсутствуют. Сообщение об отказе в государственной регистрации законно и обосновано.
Суд, изучив материалы дела, полагает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п.3 ч.5 ст. 69 Закона №218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона №218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Решением №25/19-40916 от 02.12.2019 заявителю отказано о внесении сведений о раннее учтённом объекте недвижимости в виде земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона №218-ФЗ, поскольку при межведомственном взаимодействии на запрос от ДД.ММ.ГГ XXXX сведений в орган кадастрового учета от органа местного самоуправления не поступило.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Между тем, в данном случае одновременного наличия таких обстоятельств судом не установлено, поскольку в регистрирующий орган органом местного самоуправления не были представлены сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 13.07.15 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для их включения в Единый государственный реестр недвижимости.
Учитывая изложенное, обжалуемый отказ в государственной регистрации основан на законе, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
По изложенному, руководствуясь статьями 175-189, 227,228 КАС РФ, суд,
РЕШРР›:
В удовлетворении административного искового заявления Норкиной В. Е. к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании незаконным отказа XXXX от ДД.ММ.ГГ о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости и возложении обязанности внести сведения о раннее учтённом объекте недвижимости в виде земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Рогалев
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года.