РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Марковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2902/2020 по иску Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Цыбиковой Даримы Санжиевны, Жигжитова Баира Валерьевича, Гармаевой Долгор Доржиевны, Сахаровой Людмилы Викторовны, Сультимовой Валентины Санжиевны к Правительству Республики Бурятия, Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Администрации г.Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском Прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ просит обязать Правительство Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия предоставить Цыбиковой Дариме Санжиевне, Гармаевой Долгор Доржиевне, Сультимовой Валентине Санжиевне, Сахаровой Людмиле Викторовне вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Железнодорожного район г.Улан-Удэ проведена проверка по обращению жителей ... о нарушении жилищных прав. По результатам проверки было установлено, что ... ДД.ММ.ГГГГ постройки, принадлежит на праве собственности ..., право оперативного управления закреплено за ГАПОУ РБ «Колледж искусств им. П.Я. Чайковского». Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ..., назначенной Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., здание общежития по вышеуказанному адресу признано аварийным и подлежащим сносу. Квартиры ..., в которых проживают истцы, расположены на втором этаже указанного многоквартирного дома. Несоблюдение ответчиками требований закона повлекло грубое нарушение прав и законных интересов истцов на благоприятные и безопасные условия проживания.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрация г.Улан-Удэ.
В судебном заседании помощник прокурора Оленникова Е.А., истцы Цыбикова Д.С., Жигжитов Б.В., Гармаева Д.Д., Сахарова Л.В., Сультимова В.С. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении исковых требований ко всем ответчикам.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства РБ Митыпова Е.В. с исковыми требованиями истцов не согласилась, пояснив, что Правительство РБ не является надлежащим ответчиком по делу, просила в иске к Правительству РБ истцам отказать.
В судебном заседании представитель Министерства культуры РБ по доверенности Сультимова С.Ш. также не согласилась с требованиями истцов, просила в иске к Министерству культуры РБ истцам отказать.
В судебном заседании представитель Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. возражала против удовлетворения требований истцов, представила письменные возражения, полагала надлежащим ответчиком по делу Правителство РБ.
Ответчики Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении жилых помещений в судебное заседание своих представителей не направили, от представителя ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица ГАПОУ РБ «Колледж искусств им.П.И.Чайковского» по доверенности Баторов Б.Б. в судебном заседании суду поянил, что здание общежития не используется, они неоднократно обращались в различные органы с просьбой о расселении жильцов.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В данном случае затрагиваются права обеспечения права граждан на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Так, ... проведена проверка по обращению жителей ... о нарушении жилищных прав. По результатам проверки было установлено, что здание общежития ..., ДД.ММ.ГГГГ постройки, принадлежит на праве собственности ..., право оперативного управления закреплено за ГАПОУ РБ «Колледж искусств им. П.Я. Чайковского».
Уставной целью ГАПОУ РБ «Колледж искусств им. П.Я. Чайковского» является образовательная деятельность, следовательно, общежитие, закрепленное на праве оперативного управления, предназначено для обеспечения жилыми помещениями обучающихся, а в случае наличия свободных помещений - для предоставления сотрудникам образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно статье 94 Жилищного кодекса РФ под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются на основании договора найма жилого помещения в общежитии.
На основании ордера ... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом Железнодорожного районного Совета народных депутатов Цыбиковой Д.С. предоставлена ... ..., площадью Позднее, ей была предоставлена комната ... в указанном доме.
На основании ордера ... от ДД.ММ.ГГГГ в ... вселена семья Гармаевой Д.Д., на основании ордера ... от ДД.ММ.ГГГГ – семья Сультимовой B.C.
За Сахаровой Л.В. признано право пользования комнатой ... в указанном жилом доме на основании решения Железнодорожного районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вселение истцов в общежитие происходило до действующего в настоящее время Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно пункту 2, пункту 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ... «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении ... к указанному постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов; объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
На основании п.4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ... «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.
При этом отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда не могли препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, в том числе права на приватизацию жилья, поскольку их реализация не могла быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Судом установлено, что спорное здание Колледжем не используется по назначению и в соответствии со своей уставной деятельностью. Более того, Колледж письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. ... попросил учредителя изъять из оперативного управления данный объект недвижимого имущества.
Таким образом, принимая во внимание наличие согласия Министерства культуры РБ, разделяющего позицию колледжа о возврате неиспользуемого имущества в казну Республики Бурятия, у Министерства имущественных и земельных отношений РБ, как органа государственной власти Республики Бурятия, осуществляющего функции по выработке на территории Республики Бурятия единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений, по управлению государственным жилищным фондом Республики Бурятия, а также функции по управлению и распоряжению иным имуществом Республики Бурятия, в том числе земельными участками, возникла обязанность по принятию здания общежития.
В последующем же здание общежития могло быть передано в муниципальную собственность.
Вместе с тем, органы Республики Бурятия не передали здание общежития в муниципальную собственность, жильцы общежития, истцы по делу: Цыбикова Д.С., Жигжитов Б.В., Гармаева Д.Д., Сахарова Л.В., Сультимова В.С. не были выселены из общежития, за ними было признано право пользования жилыми помещениями, они несут бремя содержания жилых помещений, оплачивают жилищно-коммунальные платежи, что документально подтверждено, следовательно, они являются нанимателями жилых помещений по адресу: ..., по договорам социального найма и могли использовать право на приватизацию жилых помещений.
Однако, в соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ ..., проведенном межведомственной комиссией, назначенной постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., здание общежития по вышеуказанному адресу было признано аварийным и подлежащим сносу.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ... «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Во исполнение указанного положения на территории Республики Бурятия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, действовало постановление Правительства Республики Бурятия ..., которым был утвержден состав и положение о Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия.
Однако, распоряжение соответствующего органа с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц, не издавалось.
Более того, постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... постановление Правительства Республики Бурятия ... признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, указанным постановлением Правительства Республики Бурятия Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия определено уполномоченным органом по принятию решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заключений Межведомственной комиссии и изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, в настоящее время именно Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия обязано издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения общежития, сроках отселения физических лиц.
Судом установлено, что такое распоряжение Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия до настоящего времени принято не было, жильцы общежития не были расселены.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, устанавливающие порядок дальнейшего использования помещения по адресу: ... сроках отселения физических лиц, проживающих в нем, и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма им, единственным нормативным актом, подлежащим применению в данном случае, является Жилищный кодекс Российской Федерации.
Статья 86 ЖК РФ гласит: если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, частью 1 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 той же статьи).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части (п.1, п.2 ч.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Поскольку общежитие ... было признано аварийным в ДД.ММ.ГГГГ то оно не входит в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.
Часть вторая указанной нормы допускает: взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.
Как следует из материалов дела, реконструкция дома не производилась, и в настоящее время она не производится. Истцам не предоставлялось во временное пользование жилое помещение в маневренном фонде, и они проживают в жилом доме, признанном непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах, к данным спорным отношениям положения жилищного законодательства, связанные с правами и обязанностями сторон при реконструкции жилого дома не применимы.
Часть 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации провозглашает: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.
Положения ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации обязывают государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение в доме государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из положений ч.2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам.
Тем самым, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, в соответствии с положениями п. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Распоряжением ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Цыбикова Д.С., Сультимова B.C., Гармаева Д.Д. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонде по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания», Сахаровой Л.В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания».
Как установлено судом, распоряжением ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Гармаева Д.Д. и Сультимова В.С. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие» с составом семьи 1 человек каждая. В постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие» Цыбиковой Д.С. было отказано.
Таким образом, у ответчика Администрации г.Улан-Удэ возникла обязанность по обеспечению истцов Гармаевой Д.Д. и Сультимовой В.С. жилыми помещениями.
В настоящем случае суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истцов Гармаевой Д.Д. и Сультимовой В.С. все соблюдены, потому оснований для отказа в удовлетворении требований истцов Гармаевой Д.Д. и Сультимовой В.С. о предоставлении им Администрацией города Улан-Удэ жилых помещений по договорам социального найма суд не усматривает.
Также суд считает возможным удовлетворить и требование истцов Гармаевой Д.Д. и Сультимовой В.С. о возложении обязанности на ответчика – Администрацию г.Улан-Удэ по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма Гармаевой Д.Д. и Сультимовой В.С. вне очереди, в связи с признанием указанного выше многоквартирного жилого дома, нанимателями квартир в котором являются данные истцы, аварийным и подлежащим сносу.
При этом доводы представителя Администрации г.Улан-Удэ о том, что Администрация г.Улан-Удэ не является надлежащим ответчиком по делу, общежитие является собственностью субъекта – Республики Бурятия, в связи с чем, Администрация г.Улан-Удэ истцам предоставить жилые помещения по договору социального найма не может, судом обсуждены.
В Республике Бурятия на момент обращения истцов в орган местного самоуправления с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не принимались специальные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем жильцов ...
Как следует, из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении ... от ДД.ММ.ГГГГ, пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.
Следовательно, этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех лиц, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Гармаева Д.Д. и Сультимова В.С., проживающие в жилых помещениях, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма по категории малоимущие граждане, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, установленном ЖК РФ, за счет муниципального жилищного фонда.
Запрета на предоставление нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по категории малоимущие граждане, при этом жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, из муниципального жилищного фонда, закон не содержит.
С учетом положений указанных норм, а также разъяснений, изложенных в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истцов Гармаевой Д.Д. и Сультимовой В.С., так как их жилые помещения признаны, в установленном законом порядке, непригодными для проживания, реконструкция собственником жилого дома не производится, а само строение подвергается необратимому разрушению, данные истцы признаны малоимущими.
Требования Гармаевой Долгор Доржиевны, Сультимовой Валентины Санжиевны подлежат удовлетворению за счет Администрации г.Улан-Удэ, следовательно, в удовлетворении исковых требований Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Гармаевой Долгор Доржиевны, Сультимовой Валентины Санжиевны к Правительству Республики Бурятия, Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия надлежит отказать.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.... «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при разрешении спора, связанного с реализацией гражданином права на предоставление другого благоустроенного жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, поскольку обязанность по предоставлению гражданам жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер, гражданам должны быть гарантированы условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и одновременно должны быть улучшены по критерию безопасности, поэтому судом принимается решение об обязании ответчика Администрации г.Улан-Удэ предоставить истцам Гармаевой Д.Д. и Сультимовой В.С. жилые помещения равнозначные ранее занимаемым по площади, благоустроенности и расположению в черте города Улан-Удэ.
Рассматривая требования истцов Цыбиковой Д.С., Жигжитова Б.В. суд приходит к следующему.
В данном случае истцы Цыбикова Д.С., Жигжитов Б.В. на учете в качестве малоимущих не состоят, в связи с чем, им не может быть предоставлено жилое помещение за счет муниципального фонда.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно было бы при наличии специального регулирования и вне зависимости от их имущественного положения.
Между тем, такое специальное регулирование, устанавливающее право граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на обеспечение жильем за счет средств государственного жилищного фонда, помимо приведенных выше норм ЖК РФ, предусматривающих обязательное условие признания гражданина малоимущим, отсутствует.
Данная обязанность не может быть возложена и на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Согласно Положению о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденному Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ..., Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности.
Также при осуществлении функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере Минстрой РБ самостоятельно инициирует разработку проектов правовых актов Правительства РБ, требующих соответствующих решений.
Таким образом, поскольку Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не является органом, которое наделено полномочиями по заключению договоров социального найма, оснований для возложения на данный орган обязанности по предоставлению истцам жилых помещений по договору социального найма у суда не имеется.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Цыбиковой Даримы Санжиевны, Жигжитова Баира Валерьевича к Правительству Республики Бурятия, Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Администрации г.Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении жилых помещений надлежит отказать.
Требования истца Сахаровой Л.В. удовлетворению не подлежат, так как наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого истцом Сахаровой Л.В. на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для ее внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить Гармаевой Долгор Доржиевне, Сультимовой Валентине Санжиевне взамен признанного непригодным для проживания, другое благоустроенное применительно к условиям г.Улан-Удэ жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, равнозначное ранее занимаемому по площади и расположенное в г.Улан-Удэ, вне очереди.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Гармаевой Долгор Доржиевны, Сультимовой Валентины Санжиевны к Правительству Республики Бурятия, Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении жилых помещений – отказать.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах Цыбиковой Даримы Санжиевны, Жигжитова Баира Валерьевича, Сахаровой Людмилы Викторовны к Правительству Республики Бурятия, Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Администрации г.Улан-Удэ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о предоставлении жилых помещений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Бурятия через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
В окончательной форме решение принято 21.12.2020 г.
Судья: Е.А. Богомазова