Решение от 18.03.2021 по делу № 2-496/2021 от 23.11.2020

Дело *                                                 *

Решение

Именем Российской Федерации

        18 марта 2021 года Московский районный суд *** (г.Н.Новгород, ***) в составе председательствующего судьи Снежницкой Е.Ю.

при секретаре судебного заседания Заикиной А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадеевой Е. К. к Участковой избирательной комиссии * г.Н.Новгорода, Территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода, Избирательной комиссии по ***, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по *** о взыскании оплаты за работу в участковой избирательной комиссии, процентов, компенсации морального вреда

у с т а н о в и л:

        Фадеева Е.К. обратилась в суд с иском к Участковой избирательной комиссии * г.Н.Новгорода, Территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода, Избирательной комиссии по ***, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по *** о взыскании оплаты за работу в участковой избирательной комиссии, процентов, компенсации морального вреда, указав, что постановлением территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода сформированы участковые комиссии, в том числе и комиссия *. Состав комиссии утвержден в приложении к указанному постановлению ТИК. Она была членом участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса. Она участвовала в выборах Президента Российской Федерации ЧЧ*ММ*ГГ* как член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в школе № *** г.Н.Новгорода, находящейся по адресу: г.Н.Новгород, ***. Председатель УИК Гусарова О.А. Работа проводилась в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от ЧЧ*ММ*ГГ* № 19-ФЗ в период с ЧЧ*ММ*ГГ* до ЧЧ*ММ*ГГ*, как в будничные, так и в выходные дни. Работу на выборах Президента РФ она выполняла честно и добросовестно. Графики работы и дежурств устанавливала председатель, задания по объёму работы получала от председателя. Все задания, которые ей были поручены, выполнены в полном объёме в срок, качественно и надлежащим образом. Например, в день выборов она целый день обходила больных и инвалидов с целью проведения голосования у них на дому, в скользкое и холодное время поднималась на верхние этажи домов без лифта. Замечаний, претензий к её работе, в том числе и от председателя УИК не было ни устных, ни письменных. Поэтому она считает, что размер ведомственного коэффициента за активную работу при подготовке и проведению выборов 0,8 необоснованно занижен по сравнению с другими членами комиссии. Она считает, что ведомственный коэффициент должен быть равен 1. ЧЧ*ММ*ГГ* в беседе председателя УИК она узнала, что ей за работу при подготовке выборов будет начислено не более 3 000 рублей. С данной суммой она не согласна. Председатель УИК отказалась разъяснить основания существенного занижения ей размера ведомственного коэффициента. В связи с тем, что она не получила разъяснений от председателя УИК о причинах существенного занижения размера ведомственного коэффициента, она обращалась с жалобами по поводу нарушения её права на равноправие и достойную оплату труда в территориальную избирательную комиссию ***, в Избирательную комиссию ***, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, также в прокуратуру *** г.Н.Новгорода, прокуратуру ***. О выплате денежных средств она обращалась к председателю УИК Гусаровой О.А., в территориальную избирательную комиссию *** г.Н.Новгорода, Избирательную комиссию ***, Центральную избирательную комиссию РФ, а также в прокуратуру *** г.Н.Новгорода и прокуратуру ***. Председатель УИК Гусарова О.А. не выдала ей деньги за выполненную работу, и даже почтовым переводом ей денежные средства не были переведены. Также сотрудники территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода, Избирательной комиссии ***, принимая финансовые отчеты, видели и знали, что деньги истцом не получены, т.к. в платежной ведомости отсутствовала её подпись. Учитывая, что ведомственный коэффициент за работу должен составлять 1, то сумма за работу составляет 4 529руб. В связи с этим, Фадеева Е.К. просит взыскать с Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по *** за работу на выборах Президента РФ ЧЧ*ММ*ГГ* денежные средства в размере 4 529 рублей; взыскать с ответчиков проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ в размере 792,52руб., моральный вред в размере 20 000руб.; судебные расходы в размере 8 719руб., в том числе за оплату государственной пошлины в размере 400руб., почтовые расходы в размере 319,20руб., расходы по оплате юридических услуг 8 000руб.

        В судебном заедании Фадеева Е.К. и её представитель Фадеева Г.К., допущенная к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

        Представитель Министерства финансов РФ в суд не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленных письменных возражениях на исковое заявление Министерство финансов РФ указало, что Фадеева Е.К. не согласна с размером дополнительной оплаты труда, однако коэффициент не занижен, а рассчитан в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением *. Кроме того, имеются определенные сроки направления избирательными комиссиями отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента РФ. В материалы дела не представлено доказательств причинения морального вреда, обосновывающих размер компенсации морального вреда. Требование о взыскании юридических услуг не соответствует нормам действующего законодательства, а также не соответствует требованиям разумности. На основании изложенного, Минфин России просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

        Представитель участковой избирательной комиссии * *** и представитель Территориальной избирательной комиссии *** в суд не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.

        Представитель Избирательной комиссии *** Лопаточкина Н.Н., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Избирательная комиссия *** в данном споре является ненадлежащим ответчиком по делу.

        Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по существу спора, Центральная избирательная комиссия РФ просила дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. В представленных письменных объяснениях просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в объяснениях.

        При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Выслушав истца, представителя ответчика Избирательной комиссии ***, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

        Система, статус и порядок формирования избирательных комиссий в Российской Федерации определяются Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

        В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.

        Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* * сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка * в количестве 14 членов комиссии, в том числе Фадеевой Е.К. от политической партии ЛДПР с правом решающего голоса.

        Порядок определения размера и выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члена избирательной комиссии определяется Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

        Согласно п.3 ст.64 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» лену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.

        Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (далее – Порядок) утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ* *.

        Согласно п.2 Порядка дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, членам участковых избирательных комиссий выплачивается на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени. При этом ведомственный коэффициент, размер которого не должен превышать 1,5 (0?C?1,5), в пределах средств, предусмотренных в смете расходов избирательной комиссии на дополнительную оплату труда (вознаграждение), по решению соответствующей избирательной комиссии размер ведомственного коэффициента может быть повышен до 2,0 (0?C?2,0).

        Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, членам участковых избирательных комиссий выплачивается на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

        Сроки выплат дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссиях не на постоянной (штатной), устанавливаются решением соответствующей избирательной комиссии с учетом транспортной инфраструктуры и географических особенностей региона.

        Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов иным членам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, принимается после дня голосования соответствующей избирательной комиссией. Выплата дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов указанным членам избирательных комиссий осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

        Как следует из материалов дела, решениями участковой избирательной комиссии избирательного участка * от ЧЧ*ММ*ГГ* * и от ЧЧ*ММ*ГГ* * утверждены графики работ членов избирательной участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса на выборах президента Российской Федерации в ЧЧ*ММ*ГГ*

        Согласно указанным графикам, Фадеева Е.К. в период подготовки и проведения выборов Президента Российской     Федерации отработала 35,2 часа, из них в будние дни 5,7 часа, в выходные и нерабочие праздничные дни 29,5 часа.

        При этом фактическое количество отработанного времени истец Фадеева Е.К. не оспаривала.

        Оплата труда Фадеевой Е.К. за фактически отработанное время в комиссии составила 2 264,50руб.

        Указанную сумму Фадеева Е.К. не оспаривала.

        Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка * от ЧЧ*ММ*ГГ* * установлен срок выплат дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса за работу в период подготовки и проведения выборов – ЧЧ*ММ*ГГ*.

        ЧЧ*ММ*ГГ* решением * участковой избирательной комиссии избирательного участка * установлен размер ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации заместителю председателя, секретарю, иным членам участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса.

        Согласно данному решению, Фадеевой Е.К. установлен коэффициент в размере 0,8.

        При этом вышеуказанный Порядок не содержит каких-либо положений, исходя из которых, размер ведомственного коэффициента устанавливается менее 1 только в случаях некачественной работы члена избирательной комиссии.

        С учетом установленного коэффициента Фадеевой Е.К., её размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации составил в общей сумме 4076,10руб.

        Однако от получения указанных денежных средств Фадеева Е.К. отказалась, что подтверждается докладной председателя участковой избирательной комиссии * от ЧЧ*ММ*ГГ*, а также актом от ЧЧ*ММ*ГГ*, составленным и подписанным председателем Территориальной избирательной комиссии *** Свидетель №1, членом Территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Свидетель №2, председателем участковой избирательной комиссии * Гусаровой О.А., председателем участковой избирательной комиссии * Лебасовой Е.В. и заместителем председателя участковой избирательной комиссии * Бугорниковой Т.Е.

        Факт отказа от получения денежных средств подтверждается и показаниями свидетеля Свидетель №1, из которых следует, что Фадеева Е.К. была приглашена в территориальную избирательную комиссию *** ЧЧ*ММ*ГГ* для получения начисленных денежных средств, за проведенную на избирательном участке работу, однако от получения вознаграждения она отказалась, т.к. была не согласна с установленным ей коэффициентом и соответственно начисленной суммой.

        Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется оснований, т.к. они согласуются с иными доказательствами по делу.

        Как следует из объяснений истца, она, действительно, была не согласна с коэффициентом 0,8 и попросила установить ей коэффициент 1, но ей в этом отказали.

        Поскольку правоотношения между избирательной комиссией и её членами не являются трудовыми, обжалование решения избирательной комиссии о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов может осуществляться в порядке, установленной главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

        Вместе с тем, решение участковой избирательной комиссии о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов в отношении Фадеевой Е.К. в установленные сроки обжаловано и отменено не было. Каких-либо иных вступивших в законную силу решений судов, из которых следовало бы, что указанными решениями участковой избирательной комиссией были нарушены права Фадеевой Е.К., также не имеется.

        В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» средства, предусмотренные в федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, имеют целевое значение.

        В соответствии с п.7 ст.64 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения).

        Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации (п.8).

        Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о расходовании средств, предусмотренных в федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе и переданы другим средствам массовой информации для опубликования (п.9).

        Согласно п.8 ст.57 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств возвращаются в доход федерального бюджета и используются в установленном порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

        В связи с ограниченными сроками сдачи отчетной документации и отказом Фадеевой Е.К. от получения причитающихся денежных средств, хотя Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии за работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации не предусматривает возможность отказа в получении начисленной дополнительной оплаты труда, а также обязанность избирательных комиссий депонировать или иным способом хранить указанные денежные средства после завершения избирательной кампании, постановлением территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* * принято решение о возвращении Избирательной комиссии *** средств федерального бюджета на дополнительную оплату труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в сумме 4076,10руб., неполученных членом участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса Фадеевой Е.К.

        В этот же день, т.е. ЧЧ*ММ*ГГ* постановлением Территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода * утвержден отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода на подготовку и проведения выборов Президента Российской Федерации.

        ЧЧ*ММ*ГГ* Избирательная комиссия *** указанные денежные средства перечислила Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, что подтверждается платежным поручением *.

        Истец Фадеева Е.К. и её представитель Фадеева Г.К., не согласившись с тем, что им не выплачены денежные средства за работу на выборах Президента Российской Федерации, обращались в различные инстанции, в том числе в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

        ЧЧ*ММ*ГГ* заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в адрес Фадеевой Г.К. был направлен ответ на обращение, в котором указывалось, что произвести выплату начисленных ей (Фадеевой Г.К.) и Фадеевой Е.К. сумм дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации не представляется возможным, поскольку избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации закончена, отчет ЦИК России о поступлении и расходовании средств в соответствии с п.9 ст.64 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» ЧЧ*ММ*ГГ* представлен в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, не израсходованные избирательными комиссиями средства в соответствии с п.7 ст.57 Федерального закона возвращены в доход федерального бюджета.

        Согласно п.7 Порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, выплата компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, после сдачи соответствующей избирательной комиссией отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, не производится.

        Поскольку денежные средства, начисленные истцу Фадеевой Е.К. за работу на выборах Президента Российской Федерации после сдачи отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, возвращены в федеральный бюджет, то оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по *** денежных средств за работу на выборах Президента Российской Федерации в размере 4 529руб. не имеется.

        Учитывая, что нарушений со стороны избирательных комиссий допущено не было, то оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда также не имеется.

        Кроме того, компенсация морального вреда предусмотрена в установленных законом случаях, определенных в ст. 1100 ГК РФ. Перечень оснований для компенсации морального вреда является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

        Рассматриваемые правоотношения регламентируются нормами законодательства о выборах, которыми не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, связанного с нарушениями прав члена избирательной комиссии на получение компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения).

Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, то судебные расходы в пользу истца с ответчиков взысканию не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

        ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ * ░.░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ *** ░.░.░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ***, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

                     ░░░░░                                                      ░░░░░░░░░░ ░.░.

2-496/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фадеева Елена Константиновна
Ответчики
Избирательная комиссия Нижегородской области
Участковая избирательная комиссия №2497 г. Н.Новгорода
Территориальная избирательная комиссия Московского района г. Н.Новгорода
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области
Другие
Фадеева Г.К.
Центральная Избирательная Комиссия РФ
Лопаточкина Н.Н.
Суд
Московский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Снежницкая Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
moskovsky.nnov.sudrf.ru
23.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2020Передача материалов судье
24.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2020Подготовка дела (собеседование)
15.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее