Судья Берзегов Б.В. Дело № 7-216/2022
(1 инст. № 5-208/2022)
РЕШЕНИЕ
22 декабря 2022 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Тхагапсова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 23 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России) ФИО1 Т.Н. на постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 27 июля 2022 года по делу об административном правонарушении о привлечении ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 27 июля 2022 года ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за не соблюдение порядков оказания медицинской помощи, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, начальник ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России Юдакова Т.Н. подала жалобу в Верховный Суд Республики Адыгея, в которой просит указанный судебный акт отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России состава административного правонарушения, указывая, что фактические обстоятельства совершения административного правонарушения установлены судом неверно, не подтверждены достоверными доказательствами. Заявитель жалобы, настаивая на незаконности судебного постановления, ссылается на то, что судом при его вынесении не приняты во внимание письменные доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России во вмененном учреждению деянии.
Указывает, что согласно Уставу, утверждённому приказом Федеральной службы исполнения наказания от 01.04.2015 № 278 «Об утверждении Устава федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 23 Федеральной службы исполнения наказаний» ФКУЗ МСЧ-23 является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Медицинское обслуживание ФКУ ИК-6 УФСИН России по Краснодарскому краю осуществляется филиалом «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, являющимся обособленным подразделением ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России без образования самостоятельного юридического лица, и оказывающим медицинскую помощь осужденным, содержащимся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Краснодарскому краю, в амбулаторных условиях.
Осуждённому ФИО6, 25.11.1980 г.р., отбывающему наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Краснодарскому краю с 27.12.2021, после очередного осмотра 31.01.2022 врачом-терапевтом был поставлен диагноз: Синдром цефалгии. Дисциркуляторная энцефалопатия I-II степени с вестибулярно-координационными нарушениями. АД 125/70 мм рт.ст. Проведена коррекция лечения, рекомендовано отстранение от строевых проверок, постельный режим до 15.02.2022, ЛФК, КТ головного мозга, консультация невролога, выдано направление на плановое лечение в филиал «Краевая больница № 2» ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России после проведенных обследований.
Проведение планового обследования (МРТ головного мозга, консультация невролога) было запланировано на февраль 2022 года, однако, с февраля 2022 года в связи с введением усиленного варианта несения службы, вывозы осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также лиц, заключенных под стражу, под охраной временных караулов в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения осуществляются только в экстренных случаях, связанных со спасением жизни и здоровья осужденного, в связи с чем, направление ФИО6 на МРТ головного мозга и консультацию невролога было отложено филиалом «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России на неопределенное время, что, по мнению заявителя, не повлекло за собой ухудшение его состояния, а также угрозу жизни и здоровью осужденного.
В период с 24.03.2022 по 07.04.2022 ФИО6 находился на плановом обследовании и лечении в филиале «Краевая больница № 2» ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России. Диагноз при поступлении: Энцефалопатия 2 степени сложного генеза со вторичным судорожным синдромом. Диагноз при выписке: Энцефалопатия 2 степени сложного генеза (посттравматического, дисметаболического) со вторичным судорожным синдромом. Органическое эмоционально-лабильное расстройство. В филиале «Краевая больница № 2» ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России проведено обследование: ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, почек, предстательной железы, общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови; консультирован: окулистом, кардиологом, терапевтом. Проведено лечение: анальгин, дротаверин, карбамазепин, тиоридазин, амитриптилин, рибоксин, мексикор.
На 07.06.2022 было запланировано обследование ФИО6 в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» министерства здравоохранения Краснодарского края, а именно - проведение МРТ головного мозга и консультация невролога, от которых ФИО6 отказался, о чем свидетельствует его письменный отказ. Вся медицинская помощь оказывалась ФИО6 в филиалах ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России «Медицинская часть № 6» и «Краевая больница № 2 в плановом режиме.
Вышеприведенные доводы и представленные доказательства, полагал заявитель жалобы, указывают на отсутствие виновных действий (бездействия) ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России и, следовательно, отсутствие состава административного правонарушения, в том числе правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения представителя ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России Николаева А.Н., поддержавшего жалобу, помощника Теучежского межрайонного прокурора ФИО7, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Порядок оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы регламентирован приказом Минюста ФИО4 от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (далее - Приказ № 285) и Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее - Постановление Правительства № 1466).
В соответствии с данным Приказом от 28.12.2017 № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Согласно пункту 9 Приказа от 28.12.2017 № 285 в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.
Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию при оказании медицинской помощи в 2020 году и 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию при оказании медицинской помощи в 2021-2022.
При вынесении постановления о привлечении ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, судья на основании представленных в дело доказательств, исходил из доказанности вины учреждения в совершении административного правонарушения, нарушившего порядок оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание, утвержденный положениями вышеприведенного приказа.
Факт совершения ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России административного правонарушения, по мнению суда, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.05.2022 на основании материалов проведенной прокурорской проверки по исполнению требований законодательства, в котором подробно изложено существо правонарушения (л.д. 3-6); заключением Росздравнадзора по Республике Адыгея по результатам проверки ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 23 Федеральной службы исполнения наказаний» (л.д. 8-11); медицинской амбулаторной картой №26 осужденного ФИО6 и другими материалами дела.
Соглашаясь с выводами судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея, обращаю внимание на обстоятельства, изложенные ниже.
Так, установлено, что 31.01.2022 в ходе медицинского осмотра осуждённого ФИО6, 25.11.1980 г.р., отбывающего наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России с 27.12.2021, врачом-терапевтом был поставлен предварительный диагноз: Синдром цефалгии. Дисциркуляторная энцефалопатия I-II степени с вестибулярно-координационными нарушениями. АД 125/70 мм рт.ст., рекомендованы отстранение от строевых проверок, постельный режим до 15.02.2022, ЛФК, КТ головного мозга и консультация невролога, а также выдано направление на плановое лечение в филиал «Краевая больница № 2» ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России после проведенных обследований.
В нарушение порядка оказания медицинской помощи заключенным под стражу и осужденным, в медицинской карте №26 на имя ФИО6 заявления сотрудников ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России о направлении осужденного на лечение, обследование, проведение медицинского освидетельствования на наличие заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в соответствии с ПП РФ № 54 от 06.02.2004 отсутствовали, необходимое исследование (КТ головного мозга, консультация невролога) при наличии судорожного синдрома у осужденного на протяжении всего стационарного обследования учреждением проведено не было.
В нарушение подпункта 2.1 приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» медицинским персоналом ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России не был сформирован план обследования пациента ФИО6 при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, не была проведена коррекция плана обследования и плана лечения, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.
Также, в нарушение приказа Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», после осмотра осужденного узкими специалистами (терапевтом, кардиологом, окулистом) и назначения ему необходимого лечения, в выписном эпикризе ФИО6 данные назначения отсутствовали. Данных о помещении ФИО6 в изолятор в истории болезни в медицинской карте № 26 также не имелось.
Установленные обстоятельства подтверждены заключением Территориального органа Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Адыгея от 06.05.2022 № 1101-374/22, данном по результатам проверки медицинской документации, в том числе, медицинской карты ФИО6 № 26 от 24.03.2022, выписки из медицинской амбулаторной карты осужденного ФИО6 № 942/21-6, в котором Территориальный орган Росздравнадзора пришел к выводу о несоблюдении ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных и иных видов диагностических исследований, положение об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (л.д. 8-10).
Кроме того, установлено, что на основании представления Теучежского районного прокурора Республики Адыгея об устранении нарушений законодательства об оказании медицинской помощи, выявленных при осуществлении проверки оказания медицинской помощи осужденному ФИО6, приказом Врио начальника ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России ФИО13 от 30.06.2022 № 362-К за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, выразившихся в ненадлежащем исполнении пункта 32 приказа Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», а также пункта 3.2 должностной инструкции, начальнику филиала – врачу филиала «Краевая больница № 2» ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России Тетер Е.Ф. было объявлено замечание. Копия приказа от 30.06.2022 № 362-К судом второй инстанции приобщена в материалы настоящего дела об административном правонарушении.
Сведений об оспаривании ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России заключения Территориального органа Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Адыгея от 06.05.2022 №1101-374/22, а также приказа Врио начальника ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России ФИО14 от 30.06.2022 № 362-К «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО3 Е.Ф.», признании в судебном порядке данных правовых актов незаконными и их отмене в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах доводы жалобы опровергаются представленными в дело доказательствами, подтверждающими факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. При этом представленные в дело доказательства опровергают доводы заявителя жалобы о соблюдении медицинским учреждением порядка оказания медицинской помощи заключенным под стражу и осужденным, поскольку на момент проведения прокурорской проверки и проверки, осуществленной Территориальным органом Росздравнадзора, сведений о направлении осужденного на необходимые обследования, коррекция плана лечения, а также сведения о назначениях, сделанных узкими специалистами, в медицинских документах пациента ФИО6 не имелось.
Указанные доказательства получены в законном порядке, согласуются между собой и с установленными фактическими данными, в связи с чем, в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, относятся к числу достоверных и допустимых доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, допущено не было.
Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с предусмотренной санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, законных оснований, влекущих отмену постановления судьи по доводам жалобы руководителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 27 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 23 Федеральной службы исполнения наказаний» ФИО1 Т.Н. – без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.А. Тхагапсова