Решение по делу № 8Г-8253/2024 [88-8563/2024] от 15.08.2024

88-8563/2024

2-2161/2023

77RS0002-02-2023-000803-96

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2024 года                        г. Владивосток.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Егоровой А.И.,

судей Панфиловой Л.Ю., Прасоловой В.Б.,

рассмотрела в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

по кассационной жалобе ОАО «РЖД» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., пояснения представителя ОАО «РЖД» - Шлапак Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н., возражавшего против отмены судебного постановления, судебная коллегия

установила:

Приморский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, указав, что Приморской транспортной прокуратурой с участием МТУ Ространснадзора по ДФО, ДТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и Уссурийского участка Хабаровской дистанции инженерных сооружений Дальневосточной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» федерального законодательства о безопасности движения и защиты прав граждан, в том числе маломобильных групп населения при обеспечении доступа к пешеходному мосту через железнодорожные пути на 97 км 4 пк в пгт. Пограничный Пограничного района Примморского края. Установлено, что указанный пешеходный мост находится на балансе Уссурийского участка Хабаровской дистанции инженерных сооружений Дальневосточной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» вблизи железнодорожного вокзала станции Гродеково Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Сооружение введено в эксплуатацию в 2001 году и обеспечивает проход граждан из одной части пгт. Пограничный в другую, а также к инфраструктуре железнодорожного транспорта (железнодорожному вокзалу и платформам), то есть участвует в технологическом процессе железнодорожного транспорта.

По информации Пограничного районного отделения Приморской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в населенном пункте проживает 34 инвалида-колясочника, 15 слабовидящих и 50 глухонемых граждан, мероприятия по обеспечению доступности пешеходного моста не согласовывались и не выполнялись, установленный пандус не соответствует требованиям законодательства.

По результатам выездной проверки установлено, что в нарушение законодательства, пешеходный мост не отвечает требованиям доступности для маломобильных граждан. ОАО «РЖД» мероприятия по обеспечению доступности пешеходного моста через железнодорожные пути пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края с каким-либо обществом инвалидов не согласованы.

Приморской транспортной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» 22.08.2022 внесено предписание, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, согласно ответу на требование от 29.11.2022 ОАО «РЖД» какие-либо мероприятия с обществом инвалидов не согласованы, работы по устройству, в том числе: противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, а также предупреждающих тактильно-контрастных наземных указателей не выполнены.

По инициативе прокурора по выявленным нарушениям должностное лицо ОАО «РЖД» постановлением МТУ Ространснадзора по ДФО от 26.09.2022 №ПО-25в-ЖД-274 привлечено к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.

Просит суд обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу согласовать с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края мероприятия для обеспечения беспрепятственного прохождения маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски (инвалидов-колясочников), собак-проводников (инвалиды по зрению), через пешеходный мост, расположенный на 97 км 4 пк в пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края, до и после реконструкции указанного пешеходного моста, обязать ОАО «РЖД» в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственное прохождение маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресло-коляски (инвалидов-колясочников) и собак-проводников (инвалиды по зрению) через пешеходный мост, расположенный на 97 км 4 пк в пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края, путем выполнения следующих мероприятий: - оборудовать лестницы надземного пешеходного перехода пандусами, не превышающими 9,0 метров, уклоном не круче 1:20, шириной между поручнями пандуса в пределах 0,9-1,0 метров или подъемными устройствами, обеспечивающие беспрепятственное прохождение через пешеходный мост инвалидов-колясочников; - оборудовать пешеходный мост с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе установить на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения; - нанести на проступях краевых ступеней лестничных маршей пешеходного моста противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней желтого цвета, шириной от 0,08 до 0,1 м.

Решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 6 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований Приморскому транспортному прокурору отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 14 мая 2024 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение.

Постановлено возложить на ОАО «РЖД» в течение 1 месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу согласовать с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края мероприятия для обеспечения беспрепятственного прохождения маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски (инвалидов-колясочников), собак-проводников (инвалиды по зрению), через пешеходный мост, расположенный на 97 км 4 пк в пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края, до и после реконструкции указанного пешеходного моста, в течение 24 месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу обеспечить беспрепятственное прохождение маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, использующих кресло-коляски (инвалидов-колясочников) и собак-проводников (инвалиды по зрению) через пешеходный мост, расположенный на 97 км 4 пк в пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края, путем выполнения следующих мероприятий: - оборудовать лестницы надземного пешеходного перехода пандусами, не превышающими 9,0 метров, уклоном не круче 1:20, шириной между поручнями пандуса в пределах 0,9-1,0 метров или подъемными устройствами, обеспечивающие беспрепятственное прохождение через пешеходный мост инвалидов-колясочников; - оборудовать пешеходный мост с обеих сторон специальными тактильными, звуковыми и цветовыми элементами, в том числе установить на сходах моста кнопки вызова персонала с размещением информационных табличек с указанием номеров телефонов ответственных работников для оказания ситуационной помощи по проследованию через мост инвалидов и других маломобильных групп населения; - нанести на проступях краевых ступеней лестничных маршей пешеходного моста противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней желтого цвета, шириной от 0,08 до 0,1 м.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении решения суда первой инстанции в силе. Настаивает на том, что поскольку пешеходный мост был введен в эксплуатацию в 2001 году, то он не может полностью соответствовать современным нормам и правилам, при этом реконструкцию, модернизацию или капитальный ремонт, он не проходил, в связи с чем, Федеральные законы на которые сослался суд, применяются в части обеспечения доступности для инвалидов с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшими реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт. Обращает внимание, что ответчиком реализуются комплекс мер, в том числе по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры путем сопровождения инвалидов, оказания помощи в преодолении барьеров, препятствующих получению инвалидами услуг наравне с другими лицами, в передвижении по всем функциональным зонам железнодорожного вокзала, в приобретении билетов, в посадке в поезда дальнего и пригородного сообщения.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор указал на отсутствие оснований для отмены судебного акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения прокурора и представителя ОАО «РЖД», суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при разрешении гражданского дела судом апелляционной инстанции допущены не были.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Приморской транспортной прокуратурой при участии МТУ Ространснадзора по ДФО, ДТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и Уссурийского участка Хабаровской дистанции инженерных сооружений Дальневосточной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» федерального законодательства о безопасности движения и защиты прав граждан, в том числе маломобильных групп населения при обеспечении доступа к пешеходному мосту через железнодорожные пути на 97 км 4 пк в пгт. Пограничный Пограничного района приморского края. Установлено, что указанный пешеходный мост находится на балансе Уссурийского участка Хабаровской дистанции инженерных сооружений Дальневосточной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» вблизи железнодорожного вокзала станции Гродеково Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Пешеходный мост не отвечает требованиям доступности для маломобильных граждан. ОАО «РЖД» мероприятия по обеспечению доступности пешеходного моста через железнодорожные пути пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края с каким-либо обществом инвалидов не согласованы. На лестничных маршах указанного сооружения установлены швеллеры шириной 0,18 (левый) и 0,11 (правый) м на расстоянии 0,615 м под уклоном до 50 градусов, что является нарушением СП 59.13330.2020, ГОСТ Р51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования, утвержденного приказом Росстандарта от 17.11.2017 №1772-ст без учета габаритных размеров инвалидных кресел-колясок для обеспечения движения и маневренности.

Вопреки требованиям п.6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей не нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м. Перед лестничными маршами пешеходного моста отсутствуют предупреждающие тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ Р 5287 или изменение фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками (п.5.1.10 СП 59.13330.2020).

Также установлено, что вблизи пешеходного моста вопреки требованиям п.6.14 СП 227.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями, утвержденного приказом Минтранса России от 02.12.2014 3333, не имеется плаката о возможности пересечения железнодорожных путей инвалидами и предупреждение о пересечении железнодорожных путей только с сопровождающими лицами. Отсутствие специальных сооружений и устройств для инвалидов не позволяет в полной мере лицам с ограниченными физическими возможностями, а также другим маломобильным группам населения вести социально-активную жизнь, пользоваться в полной мере социально-значимыми объектами и всеми предлагаемыми перевозчиками услугами, в том числе железнодорожным транспортом.

По информации Пограничного районного отделения Приморской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в населенном пункте проживает 34 инвалида-колясочника, 15 слабовидящих и 50 глухонемых граждан, мероприятия по обеспечению доступности пешеходного моста не согласовывались и не выполнялись, установленный пандус не соответствует требованиям законодательства.

Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что надземный пешеходный мост через железнодорожные пути на 97 км 4 пк в пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края не оборудован приспособлениями для передвижения маломобильных групп населения, отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, находящихся в районах расположения указанного моста, а именно железнодорожному вокзалу и станции Гродеково, является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, статями 2, 5, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2023 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозимых пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.17.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Доводы кассационной жалобы о том, что в данном случае не могут быть применены положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, поскольку указанный закон применяется исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает несостоятельными, поскольку умаление прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, обязанность организаций, осуществляющих производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивать оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами, установлена ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов.

Вопреки доводам ответчика, изложенным в кассационной жалобе, доказательств тому, что ответчиком приняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворения минимальных потребностей инвалидов, в материалы дела не представлены, между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.07.2019 № 1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в статье Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного постановления, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанции не допущено.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в ходе судебного разбирательства и фактически направлены на несогласие с выводами судебной инстанции, а также на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах.

Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 мая 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 13.09.2024

8Г-8253/2024 [88-8563/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Приморский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Панфилова Людмила Юрьевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
12.09.2024Судебное заседание
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее