Решение по делу № 33а-3607/2018 от 04.06.2018

Дело № 33а-3607/2018

Апелляционное определение

г. Тюмень                                       02 июля 2018 года

    Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Колосковой С.Е.
судей Немчиновой Н.В., Левиной Н.В.
при секретаре Крюковой С.И.

            рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Буякина А.В. в лице представителя Поляковой Э.С. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Буякина А.В. к призывной комиссии Тюменской области, Военному комиссариату по Ленинскому АО г. Тюмени, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тюменской области» о признании незаконным решения призывной комиссии отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Буякина А.В. – Поляковой Э.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» и Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени Миллер Е.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Буякин А.В. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Тюменской области, ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области», Военному комиссариату Ленинского АО г. Тюмени об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии.

Административный иск мотивирован тем, что Буякин А.В. состоит на воинском учете в Военном комиссариате Ленинского АО г. Тюмени. Призывной комиссией Восточного АО г. Тюмени было принято заключение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и зачислении в запас. Не согласившись с данным заключением, Буякиным А.В. была направлена жалоба в Призывную комиссию Тюменской области, где он также был признан не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, заключение призывной комиссии Восточного АО г.Тюмени было оставлено без изменения. С данным заключением Призывной комиссии Тюменской области <.......> от 16 ноября 2017г. Буякин А.В. не согласен. Указывает, что он имеет заболевание <.......> которое в соответствии с пп. «в» ст. 62 Расписания болезней Постановления Правительства РФ №565 от 04.07.2013г. является основанием для признания его ограниченно годным к военной службе – категория годности «В». В 2009 году в период весеннего призыва он проходил медицинское обследование, диагноз <.......> был подтвержден. Считает, что он имел законные основания от освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья. С 2009 года после прохождения медицинского обследования и предоставления всех медицинских документов не вызывался для явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не уклонялся от данных мероприятий. В период с 2009 года по май 2014 года со стороны военного комиссариата в отношении него не совершалось каких-либо мероприятий, направленных на оповещение и явку в военный комиссариат, призывную и медицинскую комиссии. На данный момент диагноз <.......> подтвержден, о чем свидетельствует медицинское заключение от 23 мая 2017г., которым он признан ограниченно годным к военной службе (категория годности «В») именно по пп. «в» ст. 62 Расписания болезней Постановления Правительства РФ №565 от 04.07.2013г. Считает, что призывной комиссией при принятии заключения нарушены его права, нормы права, так как по состоянию здоровья он имел законные основания для освобождения от призыва на военную службу. Кроме того, такой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, что является существенным нарушением трудоустройства. Истец просит признать незаконным заключение призывной комиссии Тюменской области <.......> от 16.11.2017г. о признании его гражданином не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Административный истец Буякин А.В. в судебное заседание не явился, его представитель Полякова Э.С. в судебном заседании административный иск поддержала.

Представитель административных ответчиков Военного комиссариата Ленинского АО г.Тюмени, ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» Миллер Е.Г. в письменном отзыве и в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Тюменской области в судебное заседание не явился.

Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Буякин А.В. в лице представителя Поляковой Э.С. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, приводя те же доводы, что и при обращении в суд первой инстанции. Считает доводы ответчика по факту его розыска необоснованными, так как розыск проводился формально.

На апелляционную жалобу поступили возражения от Военного комиссариата Ленинского АО г.Тюмени и ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области».

Буякин А.В., представитель Призывной комиссии Тюменской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельств, свидетельствующих о том, что Буякин А.В. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, не установлено. При этом суд также указал, что неполучение повесток о явке в военный комиссариат, к таковым причинам не относится, а также не свидетельствует, что в указанный период времени призыв в его отношении не осуществлялся.

Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также - Закон № 53-ФЗ).

В силу части 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно положениям статей 22, 25 Закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря.

Пунктом 1.1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по уважительным причинам либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Приведенные законоположения, предусматривающие вынесение заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вступили в силу с 01 января 2014 года (статья 6 Федерального закона от 02 июля 2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву»).

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11 ноября 2006 года, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с <.......>, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Как следует из материалов дела, Буякин А.В., <.......> года рождения, 09 февраля 2004 года был принят на воинский учет отделом военного комиссариата Ленинского АО г.Тюмени. <.......> Буякин А.В. достиг возраста 27 лет; военную службу Буякин А.В. не проходил.

Согласно протоколу <.......>-у заседания призывной комиссии Ленинского АО г.Тюмени от 05 июня 2014 года Буякин А.В. зачислен в запас на основании пункта 1.1. статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д.11).

Не согласившись с данным решением призывной комиссии, Буякин А.В. обратился с жалобой в Призывную комиссию Тюменской области (л.д.12-13).

На указанное обращение заместителем председателя призывной комиссии Тюменской области административному истцу был дан ответ от 22 ноября 2017г., в котором Буякину А.В. сообщалось, что его жалоба рассмотрена 16 ноября 2017г. на заседании призывной комиссии Тюменской области, при этом указано, что призывной комиссией Ленинского АО г. Тюмени 05 июня 2014г. (протокол <.......>) Буякин А.В. в соответствии с законодательством Российской Федерации признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д.14).

Согласно выписке из решения Призывной комиссии Тюменской области от 16.11.2017г. протокол <.......>, заключение призывной комиссии Ленинского АО г.Тюмени от 05.06.2014 года о признании гражданина Буякина А.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принято в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.10).

В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 названного закона.

На основании пункта 1 статьи 26 Закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Как усматривается материалов дела с 01 апреля 2014 года (дата начала весеннего призыва 2014 года) по <.......> (дата достижения Буякиным А.В. возраста 27 лет) в отношении административного истца отделом военного комиссариата не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись.

Содержащиеся в деле копии повесток о необходимости явки Буякина А.В. в военный комиссариат в апреле и ноябре 2010 года, в июне 2011 года, в апреле 2012 года, не имеют правового значения, поскольку выписаны до 01 января 2014 г.

Таким образом, из материалов дела следует, что Буякин А.В. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административными ответчиками, вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (статья 29 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

    Поскольку решение призывной комиссии Тюменской области <.......> от 16 ноября 2017 года в отношении Буякина А.В. принято без учета вышеприведенных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии оснований для принятия в отношении административного истца решения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поэтому оспариваемое решение является незаконным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, а потому решение суда подлежит отмене, административный иск Буякина А.В. подлежит удовлетворению с возложением на Призывную комиссию Тюменской области обязанности принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 05 марта 2018 года отменить и принять по делу новое решение:

Административный иск Буякина А.В. удовлетворить.

     Признать незаконным решение призывной комиссии Тюменской области <.......> от 16 ноября 2017 года в отношении Буякина А.В.

    Возложить на Призывную комиссию Тюменской области обязанность принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Председательствующий

Судьи коллегии

33а-3607/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Буякин А. В.
Ответчики
Отдел воен. комиссариата ТО по ЛАО г.Тюмени
ФКУ "Военный комиссариат ТО"
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Немчинова Надежда Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
02.07.2018Судебное заседание
02.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее