Дело № 2-35/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2021 года г. Миасс, Челябинская область
Миасский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой Л.М.,
при секретаре Ситниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску прокурора г. Миасса действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу к Администрации Миасского городского округа, Мительману Семену Аркадьевичу о признании незаконным разрешения на строительство, сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Миасса Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (далее - Уралнедра) обратился с иском (с учетом уточнений) к Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация МГО), Мительману С.А. о признании незаконным разрешения на строительство НОМЕР от ДАТА. на объекты капитального строительства - здание с кадастровым номером НОМЕР, здание с кадастровым номером НОМЕР расположенные по адресу: АДРЕС выданное администрацией Миасского городского округа Мительману И.С.; о признании самовольными постройками объекты капитального строительства - здание с кадастровым номером НОМЕР общей площадью ... кв.м, здание с кадастровым номером НОМЕР общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу: АДРЕС о возложении обязанности на Мительмана С.А. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу снести собственными силами и за свой счет указанные здания и восстановлении первоначального состояния территории застройки; о прекращении право собственности Мительмана С.А. на спорные объекты недвижимости и снятии их с кадастрового учета (Том1 л.д.3-8, Том2 л.д.208-210, 233-238).
В обоснование иска указано, что прокуратурой была проведена проверка по факту выдачи Администрацией МГО разрешения на строительство зданий на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, принадлежащем на праве собственности Мительману С.А. на основании договора дарения от ДАТА.. На основании заявления бывшего собственника участка Мительмана И.С. ДАТА. администрацией было выдано разрешение НОМЕР на строительство дома рыбака площадью ... кв.м., бани рыбака площадью ... кв.м.. На основании заявления бывшего собственника участка Мительмана И.С. ДАТА. администрацией было выдано разрешение НОМЕР на ввод объектов в эксплуатацию: здания с кадастровым номером НОМЕР общей площадью ... кв.м, здания с кадастровым номером НОМЕР общей площадью ... кв.м.. В настоящее время спорные объекты находятся в собственности Мительмана С.А.. Согласно сведений Уралнедра в пределах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР находится Атлянское месторождение подземных вод, запасы которого учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых РФ. Разрешение на застройку Атлянского месторождения в пределах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР не выдавалось. Кроме того, разрешение на строительство НОМЕР от ДАТА. принято с нарушением норм действующего законодательства, выдано в нарушение требований Закона о недрах и Градостроительного Кодекса РФ, что влечет его недействительность. Земельный участок, принадлежащий ответчику, относится к землям сельскохозяйственных угодий, который подлежит особой охране. Сведений об осуществлении какого-либо вида сельскохозяйственной деятельности на данном земельном участке не установлено. Таким образом, введенные в эксплуатацию на земельном участке, принадлежащим ответчику, дом рыбака, баня рыбака, не являются объектами, используемыми в целях производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции. Документов, подтверждающих использование указанных объектов в сельскохозяйственных целях, не имеется, сведения об осуществлении какой- либо сельскохозяйственной деятельности на данном земельном участке отсутствуют. В соответствии со ст. 222 ГК РФ самостоятельным основанием признания самовольной постройкой здания, сооружения или другого строения, является строительство на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
В судебном заседании истец помощник прокурора г. Миасса Романова О.В. поддержала исковые требования, с учетом уточнений, в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации МГО Гирфанова Т.Ю. возражала против удовлетворения иска, заявила о пропуске истцом трехмесячного срока в части оспаривания разрешения на строительство, а так же общего трехгодичного срока на обращение в суд.
В судебном заседании представитель ответчика Мительман С.А. Тюрин А.В. в суд не явился, о дне слушания дела извещен, ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (Том2 л.д.159-168, Том3 л.д. 166-169).
В судебное заседание не явились: представитель истца Департамента по недропользованию по УрФО, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие (Том3 л.д.156), ответчик Мительман С.А., третье лицо Мительман И.С. о времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие (Том3 л.д.164-165), представители третьих лиц: Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Челябинской области о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, просили дело рассмотреть в их отсутствие, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие (Том3 л.д.159).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом способ защиты и восстановления нарушенного права должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует из пояснений по делу Уралнедра, полномочия Роснедр на обращение в суд с исками от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ положением о Федеральном агентстве по недропользованию не предусмотрено, таким образом Прокурор г. Миасса Челябинской области, действуя в интересах Российской Федерации в лице Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу, является ненадлежащим истцом и выступает истцом в рамках рассмотрения настоящего спора исключительно в интересах неопределенного круга лиц (т.4 л.д.161).
В силу п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 данного кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.8,10 и 11 названного кодекса.
В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли водного фонда.
При этом согласно ст. 77 – 78 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Следовательно, граждане вправе использовать земли сельскохозяйственного назначения, в том числе с расположенными на них водными объектами, для ведения сельскохозяйственного производства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и рыбоводства.
Частью 2 ст. 61 ГПК РФ регламентировано, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившим в законную силу, решением Миасского городского суда по гражданскому делу № 2-460/2020 от 30 июля 2020 года, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 03 ноября 2020 года по иску прокурора г. Миасса, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Миасский городской округ» в лице Администрации Миасского городского округа Челябинской области, ФИО25 ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, Мительману Семену Аркадьевичу, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, Мительману Илье Семеновичу, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42 о признании сделки недействительной и применении последствий её недействительности (Том3 л.д.128-136), установлено следующее:
Из представленных документов (постановления главы администрации Миасского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР – 1, схема расположения земельного участка, договор аренды земельного участка НОМЕР от ДАТА, акт сдачи – приёмки земельного участка) следует, что ответчику ФИО43 ДАТА предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственных целей под строительство рыбохозяйственных сооружений и построек в районе пос. В. Атлян, разрез «Косой пласт» в Миасском городском округе, сроком на 20 лет, площадью ... кв.м. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый НОМЕР.
Актом обследования земельного участка от ДАТА подтверждён факт использования земельного участка по целевому назначению в установленных границах. На водоёме размещено временное не капитальное сооружение – пирс.
Постановлением главы администрации Миасского городского округа (МГО) от ДАТА НОМЕР, договором купли – продажи земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения от ДАТА НОМЕР, актом приема – передачи земельного участка установлен факт продажи администрацией МГО ответчику ФИО44 названного выше земельного участка под строительство рыбохозяйственных сооружений и построек.
Соглашением об образовании земельных участков путём их перераспределения от ДАТА ответчики: ФИО46., ФИО47 и ФИО48 перераспределили принадлежащие им земельные участки (находящиеся на праве собственности: у ответчика ФИО49 земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР, у ответчика ФИО50 с кадастровым номером НОМЕР, у ответчика ФИО51. с кадастровым номером НОМЕР в результате образовалось 12 земельных участков, 10 из которых переданы в собственность ответчика ФИО52 по одному земельному участку – в собственность ФИО53. и ФИО54..
Договором дарения земельных участков от ДАТА. ответчик ФИО55 подарил 10 вновь образованных земельных участков ответчикам: ФИО4, ФИО5, ФИО3, ФИО6, Мительману С.А., ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО15, ФИО16
ДАТАг. указанные выше ответчики заключили соглашение о разделе земельного участка, в результате которого из всех названных выше земельных участков образован исходный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР. Названный исходный земельный участок разделен собственниками на 7 новых земельных участков, стороны сделки приобретают право долевой собственности на образованные земельные участки в тех же долях, что и владели исходным земельным участком.
Собственником земельного участка, площадью ... кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, право собственности зарегистрировано ДАТА является Мительман С.А..
Согласно Пояснительной записки к заключению «Определение генезиса водоема «Косой пласт» в бассейне реки Атлян в границах Миасского городского округа» НОМЕР изготовленному ООО «Южно – Уральский научно-исследовательский и проектный институт водного хозяйства» в 2018 году, объектом фонда водных ресурсов водоем «Косой пласт» не является. Указанный водоем не является природным водным объектом, происхождение его техногенное. Разрез (карьер) «Косой пласт» находится за пределами прибрежной защитной полосы и береговой полосы реки Атлян, ширина которых 50 м и 20 м соответственно.
Довод прокурора о том, что на момент приватизации ответчик ФИО2 не предоставил документов, свидетельствующих о целевом использовании участка, действительности не соответствует, так как актом обследования земельного участка, находящегося на территории Миасского городского округа, составленного Муниципальным земельным контролем ДАТА (т.е. до принятия решения о продаже спорного земельного участка), было установлено, что участок используется по целевому назначению в установленных границах, на водоёме размещено временное некапитальное сооружение – пирс (т. 1, л.д. 34).
Так как договор аренды спорного земельного участка от ДАТА НОМЕР, был заключен между ФИО2 и Администрацией МГО сроком на 20 лет (в течение всего периода которого возможно возведение соответствующих рыбохозяйственных сооружений и построек), использование пирса возможно в случае рыбоводства (т.е. использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением), оснований полагать, что ответчиком ФИО2 нарушены условия договора аренды, не имеется.
Доказательств нарушения ответчиком ФИО2 целевого вида использования спорного земельного участка на момент вынесения решения суда истцом не предоставлено.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, соглашением об образовании земельных участков путём их перераспределения от ДАТА. ФИО9, Мительман С.А., ФИО7 перераспределили принадлежащие им земельные участки (находящиеся у них на праве собственности: у ФИО9 земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР, у Мительмана С.А. с кадастровым номером НОМЕР у ФИО7 с кадастровым номером НОМЕР), в результате образовалось 3 земельных участков, по одному земельному участку у каждого собственника, в собственности Мительмана С.А. находится земельный участок с кадастровым номером НОМЕР категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственных целей под строительство рыбохозяйственных сооружений и построек, для размещения объектов рыбного хозяйства, право собственности зарегистрировано ДАТА (Том1 л.д.112, Том2 л.д.44-60).
Предыдущий собственник земельного участка Мительман И.С. обратился в администрацию МГО с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома рыбака и бани рыбака, представив проектную документацию, выполненную ООО «...».
ДАТА администрацией МГО было выдано разрешение НОМЕР на строительство вышеуказанных объектов (Том1 л.д.88).
Впоследствии Мительман И.С. обратился в администрацию МГО с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно: дом рыбака, баня рыбака, представив всю необходимую документацию (Том1 л.д.87).
ДАТА администрацией МГО было выдано разрешение НОМЕР на ввод объектов в эксплуатацию, а именно: дом рыбака и баня рыбака (Том1 л.д.87).
Право собственности Мительмана С.А. на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, а именно, нежилое здание с кадастровым номером НОМЕР, нежилое здание с кадастровым номером НОМЕР было зарегистрировано в Управлении Росрестра по Челябинской области в установленном законом порядке ДАТА и ДАТА. соответственно (Том 2 л.д. 22-35).
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для выдачи разрешения на строительство застройщик представляет в уполномоченный орган соответствующее заявление с приложением комплекта документов, указанного в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план, проектную документацию).
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы в течение десяти дней проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Статьей 51 (часть 13) Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок.
Как следует из материалов дела, предыдущий собственник земельного участка Мительман И.С. обратился в администрацию МГО с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома рыбака и бани рыбака, представив проектную документацию, выполненную ООО «...».
ДАТА администрацией МГО было выдано разрешение НОМЕР на строительство вышеуказанных объектов (Том1 л.д.88).
Впоследствии Мительман И.С. обратился в администрацию МГО с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно: дом рыбака, баня рыбака, представив всю необходимую документацию.
ДАТА администрацией МГО было выдано разрешение НОМЕР на ввод объектов в эксплуатацию, а именно: дом рыбака и баня рыбака (Том1 л.д.87).
Право собственности Мительмана С.А. на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, а именно, нежилое здание с кадастровым номером НОМЕР, нежилое здание с кадастровым номером НОМЕР, было зарегистрировано в Управлении Росрестра по Челябинской области в установленном законом порядке ДАТА. и ДАТА. соответственно (Том 2 л.д. 22-35).
Администрацией МГО до выдачи разрешения на строительство проведена проверка наличия необходимых документов и соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Доказательств несоответствия представленных документов требованиям градостроительного законодательства суду не представлено, а судом не добыто.
Оспариваемое разрешение содержит все необходимые сведения о земельном участке, сведения о градостроительном плане НОМЕР, сведения о проектной документации объекта капитального строительства, планируемого к постройке.
Таким образом, на основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что порядок выдачи разрешения на строительство соблюден, основания для отказа в выдаче такого разрешения у администрации МГО отсутствовали.
Принимая во внимание, что оспариваемое разрешение на строительство НОМЕР от ДАТА выдано уполномоченным лицом, не противоречит требованиям действующего законодательства, учитывая отсутствие данных, свидетельствующих о том, что оспариваемое разрешение на строительство создает истцу прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, препятствия к осуществлению прав и свобод, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц либо возлагает на неопределенный круг лиц какую-то обязанность, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Согласно пункту 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Исходя из пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Таким образом, положениями пункта 1 названной статьи установлены условия, при наличии каждого из которых постройка может быть признана самовольной.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи.
Наличие хотя бы одного из трех самостоятельных признаков самовольной постройки является достаточным основанием для признания постройки самовольной.
При этом строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
В силу статьи 11 ЗК РФ, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся использования земель на территории городского поселения, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. По смыслу названных норм в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского округа Администрация при выявлении самовольно возведенной постройки, создающей потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство (определения от 03.07.2007 N 595-О-П, от 17.01.2012 N 147-О-О, от 29.03.2016 N 520-О, от 29.05.2018 N 1174-О N 1175-О, от 25.10.2018 N 2689-О, от 20.12.2018 N 3172-О).
При этом введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 N 13-П). Следовательно, суды в каждом конкретном деле, касающемся сноса самовольной постройки, должны исследовать обстоятельства создания такой постройки, выяснять, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц сохранение самовольной постройки, не создает ли такой объект угрозу жизни и здоровью граждан.
Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой, устранение последствий нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, предыдущим собственником земельного участка ФИО13 возведены спорные объекты в соответствии с разработанной проектной документацией, градостроительным планом земельного участка, параметры которого предусматривают возможность возведения строения. ФИО13 на основании представленной в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ документацией получил разрешение Администрации на ввод объекта в эксплуатацию.
Доказательств того, что возведенные объекты не соответствуют выданному разрешению, при их строительстве допущены существенные нарушения строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил, объекты создают угрозу для жизни и здоровья людей, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено, а судом не добыто.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" рыбоводная инфраструктура - имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Согласно Приказу Росстата от 22.07.2019 N 418 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики», Дом рыбака - специализированные средства размещения круглогодичного или сезонного использования, расположенные вблизи водоемов и предоставляющие услуги туристам - любителям рыбной ловли.
Как следует из письменных пояснений представителя ответчика Тюрина А.В., постройки на спорном земельном участке о сносе которых заявлено истцом используется для хранения необходимого инвентаря для разведения рыбы, кормов для неё, разделки рыбы, для приема пищи, отдыха и санитарно-гигиенических процедур (Том3 л.д.168).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что нахождение спорных объектов на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР соответствует его разрешенному виду использования «для сельскохозяйственных целей под строительство рыбохозяйственных сооружений и построек», перечень которых не является исчерпывающим; спорный земельный участок прилегает к обводненному карьеру; осуществление рыбоводства в данном карьере не исключает любительское и спортивное рыболовство с согласия собственников; нахождение на земельном участке спорных строений не повлекло за собой ухудшение состояния земельного участка и отсутствия доказательств того, что объекты создают угрозу для жизни и здоровья людей.
Доводы стороны истца о том, что пределах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР находится Атлянское месторождение подземных вод, запасы которого учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых РФ и разрешение на застройку Атлянского месторождения в пределах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР (ранее НОМЕР) не выдавалось, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку как следует из заключения Уралнедра от ДАТА НОМЕР участок недр Атлянского месторождения, предоставленный в пользование ОАО «Миассводоканал» по лицензии НОМЕР для питьевого, хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения г.Миасса, не входит в контуры испрашиваемого участка.
Аналогичные сведения изложены в письме Челябинскнедра от ДАТА НОМЕР, кроме того в нем указано, что согласование строительства и эксплуатации зданий и сооружений не входит в полномочия Челябинскнедра (Том1 л.д.24).
Подлежат отклонению доводы иска о том, что земельный участок, принадлежащий ответчику, относится к землям сельскохозяйственных угодий, который подлежит особой охране, по следующим основаниям.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Согласно классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Порядок осуществления строительства на землях сельскохозяйственного назначения законом прямо не урегулирован. Исходя из положений частей 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены спорные объекты, в том числе свидетельство о государственной регистрации права и кадастровый паспорт, не содержат указаний на особый режим использования земли, кроме охранного режима объектов электросетевого хозяйства, либо наличие каких-либо запретов на строительство.
Кроме того, как следует из материалов дела, ответчиком осуществляется рыбохозяйственная деятельность, что следует из: Протокола НОМЕР от ДАТА договора НОМЕР от ДАТА., товарных накладных НОМЕР от ДАТА., НОМЕР от ДАТА., НОМЕР от ДАТА., НОМЕР от ДАТА., договора простого товарищества от ДАТА., договора НОМЕР от ДАТА., счета на оплату НОМЕР от ДАТА., фототаблиц (Том3 л.д.170-190), следовательно, использование земельного участка осуществляется в соответствии с видом разрешенного использования.
Также суд считает заслуживающими внимания доводы представителя ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности, в связи со следующим.
В соответствии со ст. ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п. п. 1, 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В силу разъяснений в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.
Принимая во внимание, что спорные объекты не создают угрозы жизни и здоровью граждан, доказательств обратному в суд не представлено, земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику суд приходит к выводу, что на требования истцов о сносе самовольных построек распространяется общий срок исковой давности (ст.196 ГК РФ).
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу п.1 ст.200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч.1 ст.45 и ч.1 ст.46 ГПК РФ, ч.1 ст.52 и ч.1,.2 ст.53, ст.53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Согласно разъяснениям, данным в п.57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости. При этом сама по себе запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Иск прокурором г.Миасса предъявлен 27 августа 2020 года.
Учитывая, что размещение капитального объекта на земельном участке переданном в собственность допускалось, срок исковой давности по вышеуказанному требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц, подлежит исчислению с момента, когда любое заинтересованное лицо должно было узнать о нарушении своих прав строительством капитального объекта недвижимости, то есть с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию – с октября 2015 года. Срок исковой давности истцом пропущен.
В удовлетворении ходатайства истца о назначении по делу экспертизы протокольным определением суда от 11.02.2021г. отказано, поскольку из ходатайства не следует, для установления каких обстоятельств истец просит назначить экспертизу в ходатайстве не указано, вопросы, которые истец просит поставить на разрешение эксперта носят правовой характер. При таких обстоятельствах, с учетом пропуска истцом срок исковой давности, суд считает, что назначение по делу экспертизы привело бы к необоснованному затягиванию рассмотрения спора.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании самовольными постройками объектов капитального строительства с кадастровыми номерами НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, о возложении обязанности на Мительмана С.А. снести собственными силами и за свой счет указанные здания и восстановить первоначальное состояние территории застройки, о прекращении право собственности Мительмана С.А. на спорные объекты недвижимости и снятии их с кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении всех исковых требований прокурора г. Миасса действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу к Администрации Миасского городского округа, Мительману Семену Аркадьевичу о признании незаконным разрешения на строительство НОМЕР от ДАТА., о признании самовольной постройкой объекта капитального строительства - здания с кадастровыми номерами НОМЕР (площадью ... кв.м.), НОМЕР (площадью ... кв.м.) расположенных по адресу: АДРЕС о возложении обязанности на Мительмана Семена Аркадьевича снести самовольную постройку, о прекращении права собственности Мительмана Семена Аркадьевича на объект недвижимости - здания с кадастровыми номерами НОМЕР (площадью ... кв.м.), НОМЕР (площадью ... кв.м.) расположенных по адресу: АДРЕС», о снятии объектов недвижимости - зданий с кадастровыми номерами НОМЕР (площадью ... кв.м.), НОМЕР (площадью ... кв.м.) расположенных по адресу: АДРЕС с кадастрового учета, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья Л.М. Кондратьева
Мотивированное решение суда составлено 18.02.2021г.