Дело № 3а-70/2021 (3а-191/2020)
70OS0000-01-2020-000214-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2021 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Петровского М.В.
при секретаре Алескерове Р.М.,
рассмотрев в судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Габриэля Игоря Николаевича об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
установил:
Габриэль И.Н. обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об установлении (с учетом уточнения от 11 апреля 2021г.; т.2 л.д.127-128) кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 36702000рублей по состоянию на 1 января 2019г.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого (50322666 рублей 96 копеек) значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением судьи от 13 января 2021г. к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области, в качестве заинтересованных лиц- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование– ФГБУ «ФКП Росреестра) в лице филиала по Томской области и Шершнев М.П.
Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование- ОГБУ «ТОЦИК») заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменных отзывах на административный иск представители административных ответчиков и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» решение по административному делу оставили на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области и Шершнев М.П. письменные отзывы не представили.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участников судебного разбирательства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что наряду с заинтересованным лицом Шершневым М.П. административный истец является собственником 1/2доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/, расположенного по адресу: /__/; право собственности зарегистрировано 1июня 2015 г.
Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости - 50322666 рублей 96копеек (пункт 51586 приложения).
Акт об утверждении кадастровой стоимости спорного нежилого здания не составлялся.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания внесены в ЕГРН 24января 2020г.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса, то есть в числе прочих– на расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1)
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (абзац четвертый пункта 2).
Законом Томской области от 13 ноября 2018г. №125-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 г. (статья 1).
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019г. №99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» вышеназванный объект недвижимости включен в такой перечень под номером 1501.
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25 ноября 2020г. №118-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2021 год» тот же объект недвижимости включен в такой перечень под номером 1464.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. согласуется с приведенными выше положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет №130-А/2020 от 21 сентября 2020г., подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2019г. составляет 32190000 рублей.
В связи с возражениями представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в отчете, по ходатайствам представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза в ООО «Центр независимой экспертизы и оценки», по результатам которой составлено заключение эксперта №0097-Э/21 от 26 марта 2021г.; в соответствии с заключением по состоянию на 1января 2019г. рыночная стоимость спорного нежилого здания с кадастровым номером /__/ составляет 36702000рублей.
Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе отчет, подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» №130-А/2020 от 21 сентября 2020г., и возражения относительно данного отчета представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК», суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели какие-либо возражения относительно заключения, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы; о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявили.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом результатов отчета об оценке, суд пришёл к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1января 2019 г. может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы (36702000 рублей).
Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался; административное исковое заявление направлено (подано) в суд 14 декабря 2020г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /__/ ░░░░░ ░░░░░░░░ /__/, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- 36702000 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░.;
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2020░.;
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░