УИД: 03RS0007-01-2021-006630-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-4381/2021
14 октября 2021 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сагитовым Р.И.,
с участием представителя истца Радионовой К.Н.,
представителя ответчика Докшиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аглиуллина Р. А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Аглиуллин Р.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС России по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учет.
В обоснование иска указано, что с < дата > решением комиссии ГУ МЧС России по Республике Башкортостан истец был поставлен на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписки из протокола ... ... территориальной комиссии ГУ МЧС России по Республике Башкортостан принято решение о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты Аглиуллина Р.А. на основании подп. «б» п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ..., в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
С принятым комиссией ГУ МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > истец не согласен, поскольку комиссией необоснованно при решении вопроса о снятии с учета в перечень имущества, подлежащего учету при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи включено недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности бабушке истца – С.М.Н., а именно жилое здание, расположенное по адресу: ..., общая площадь здания ... кв.м.
Истец считает, что данное имущество при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не должно учитываться, поскольку бабушка в силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ не является членом семьи сотрудника, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона.
Кроме того, при принятии решения о постановке на учет комиссии ГУ МЧС России по Республике Башкортостан было известно о наличии этого имущества на праве собственности С.М.Н. (бабушке истца). Учитывалось только жилое помещение, принадлежащее матери истца – А.З.М., расположенное по адресу: ... ....
С момента постановки на учет до момента принятия решения о снятии с учета каких-либо улучшений жилищных условий у истца не произошло.
Истец Аглиуллин Р.А. просит суд признать незаконным решение Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать ответчика восстановить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с < дата >.
Истец Аглиуллин Р.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела.
Представитель истца Радионова К.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, указав, также, что истец не был вселен в жилое помещение, принадлежащее его бабушке, истец проживал по месту своей регистрации.
Представитель ответчика Докшина Е.П. просила отказать в удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в возражениях на иск.
В письменных возражениях ГУ МЧС России по Республике Башкортостан на исковое заявление указано, что в ходе уточнения сведений Территориальной комиссией установлено, что истец зарегистрирован по адресу с < дата >: ..., общей площадью ... кв.м., где также зарегистрированы: мать сотрудника – А.З.М. с < дата >, бабушка сотрудника – С.М.Н. с < дата >, племянница сотрудника – Ш.К.А. с < дата >. Собственником жилого помещения является мать сотрудника А.З.М. Также у бабушки сотрудника С.М.Н. имеется на праве собственности жилое здание по адресу: ..., общая площадь здания ... кв.м. Принимая во внимание положения статьей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудник является членом семьи матери и бабушки. Просят отказать Аглиуллину Р.А. в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральном законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещенияили членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с обменом жилыми помещениями, отчуждением жилых помещений или их частей (пункты 2, 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норма следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Согласно подпункту «б» п. 15 Правила предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что в соответствии со справкой ГУ МЧС России по Республике Башкортостан ФГКУ «22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» от < дата > Аглиуллин Р.А. (до перемены фамилии Аглуллин Р.А., что подтверждается свидетельством о перемене имени ... ...) с < дата > проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по Республике Башкортостан, стаж службы по состоянию на < дата > составлял ... лет ... мес. ... дней. В материалах его личного дела состав семьи не значится.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или об отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС России по Республике Башкортостан от < дата > Аглиуллин Р.А. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с < дата >.
При принятии данного решения комиссией учтено, что в соответствии со сведениями предоставленными Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан подтверждается отсутствие жилых помещений на праве собственности у Аглиуллина Р.А., зарегистрированного по адресу: ..., с < дата > в жилом помещении, принадлежащем матери заявителя общей площадью ... кв.м., в котором также зарегистрированы мать заявителя Аглуллина З.М., бабушка заявителя С.М.Н. и А.К.А., что подтверждается представленной ответчиком в материалы дела справкой, выданной ООО «ЖКХ с.Алкино-2» < дата > за исх.....
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца Аглуллиной З.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от < дата >, выпиской из ЕГРНП от < дата >, дата государственной регистрации < дата >.
Решением Территориальной комиссии от < дата > (15-й вопрос повестки дня, протокол ... ...) Аглиуллин Р.А. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп «б» п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Территориальной комиссией установлено, что согласно выписке из поквартирной карточки (домовой книги) от < дата > ... Аглиуллин Р.А. зарегистрирован по адресу с < дата >: ..., общей площадью ... кв.м., где также зарегистрированы: мать сотрудника – Аглуллина З.М. с < дата >, бабушка сотрудника – С.М.Н. с < дата >, племянница сотрудника – Ш.К.А. с < дата >.
Также комиссией установлено, что у бабушки сотрудника С.М.Н. имеется на праве собственности жилое здание по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРНП от < дата >.
Комиссия пришла к выводу, что Аглиуллин Р.А. является членом семьи матери и бабушки, с учетом жилого помещения С.М.Н. на 1 человека приходится ... кв.м. с учетом 3 человек: Аглиуллин Р.А., Аглуллина З.М., С.М.Н. или ... кв.м. с учетом 4 человек: Аглиуллин Р.А., Аглуллина З.М., С.М.Н., Ш.К.А.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с < дата > был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако исключен на основании решения от < дата >, мотивированного наличием у него права пользования жилым помещением по адресу: .... Истец полагает указанное решение незаконным, поскольку указанное жилое помещение, площадь которого принята к расчету, принадлежит на праве собственности его бабушке, членом семьи которой он не является, не проживает в данном помещении.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 – 3 части 2 статьи 1 Закона.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Таким образом, оспариваемое решение ответчика является незаконным, поскольку представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается вселение истца Аглиуллина Р.А. в жилое помещение, принадлежащее его бабушке – С.М.Н., как члена семьи С.М.Н., в связи с чем отсутствуют основания для принятия в расчет обеспеченности истца площади дома С.М.Н. При этом, бабушка сотрудника не относится к членам семьи сотрудника, указанным в ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Аглиуллина Р.А.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Аглиуллина Р. А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании восстановить на учет – удовлетворить.
Решение Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от < дата > ... о снятии Аглиуллина Р. А. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признать незаконным.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан восстановить Аглиуллина Р. А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с < дата >
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья Ф.Ф. Фархутдинова
Мотивированное решение составлено 21.10.2021.