Решение по делу № 33а-6612/2018 от 15.05.2018

Судья: Васильков С.А.      Дело № 33а-6612/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                 06 июня 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бушминой А.Е.

судей Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО6

с участием: административного истца Дмитриева Александра Александровича,

сурдопереводчика Усовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Дмитриева Александра Александровича на решение Богородского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2017 года по административному делу по административному иску Дмитриева Александра Александровича к администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительства жилого дома,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Дмитриев А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу ФИО2 <адрес>, д.Шумилово, коттеджный поселок «Русская деревня», участок 29.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома административному истцу отказано, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, так как земельный участок находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника.

Административный истец считает данный отказ незаконным, полагает, что как собственник может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. В свидетельстве о государственной регистрации права указано, что разрешенное использование земельного участка: для индивидуального жилищного строительства. Ограничения (обременения) не зарегистрированы

Административный истец просил суд: признать незаконным решение администрации Богородского муниципального района ФИО2 <адрес> Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительства жилого дома по адресу: ФИО2 <адрес>, д.Шумилово, коттеджный поселок «Русская деревня», участок .

Определением Богородского городского суда Нижегородской области от 28 ноября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области».

Решением Богородского городского суда Нижегородской области от 17 ноября 2017 года в удовлетворении административного иска Дмитриева Александра Александровича отказано.

Определением Богородского городского суда Нижегородской области от 04 апреля 2018 года исправлена допущенная Богородским городским судом Нижегородской области явная описка при вынесении решения суда от 22.12.2017 по административному делу № 2-2231/2017. Резолютивная часть принятого судом решения Богородского городского суда Нижегородской области по административном делу № 2 – 2221/2017 первый абзац изложена в следующей редакции: «В удовлетворении административного иска Дмитриева Александра Александровича к Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» о признании незаконным отказа администрации Богородского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, расположенного по адресу: ФИО2 <адрес>, д. Шумилово, коттеджный поселок «Русская деревня», участок отказать».

В апелляционной жалобе Дмитриев А.А. просил указанное решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, указал, что судом не учтено, что порядок установления санитарно-защитной зоны скотомогильника не соблюден; в Управлении Росреестра по Нижегородской области ограничения по использованию принадлежащего административном истцу земельного участка в нарушение ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации не зарегистрированы; санитарно-защитная зона скотомогильника не установлена.

В судебном заседании суд апелляционной инстанции административный истец Дмитриев А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав административного истца, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В п.1 ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, предусмотренное пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из положений пп.8. п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Положениями п.2, п.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу п.п.1-5 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Пунктами 4, 5, 7, 8, 9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ установлено:

4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

7) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

На основании ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

Кроме того, ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Выдача разрешения на строительство регламентирована ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой:

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с пп.2 п.1, п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, в том числе «земли населенных пунктов». Земли, указанные в п.1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Аналогичное положение содержится в ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п.7 ч.8 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п.1 ч.4 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п.п.4, 5 ч.7 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

В ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

Согласно ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, в п.3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

К сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII.

Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56 «Об утверждении СП 3.1.7.2629-10» (вместе с «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила») скотомогильники отнесены к почвенным очагам (пункт 2.8.4).

Пунктом 7.1.12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к классу I - санитарно-защитная зона 1000 м.

В п.5.4. Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 установлен размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м.

Решением Земского собрания Богородского района Нижегородской области от 28.09.2016 N 90 утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования Богородского муниципального района Нижегородской области, согласно которым:

1.1.1. Настоящие нормативы применяются при разработке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировке территории Богородского муниципального района, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора.

1.1.2. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, направленные на устойчивое развитие территории, развитие комплекса транспортной инфраструктуры, рациональное использование природных ресурсов.

6.1.1. В состав территорий специального назначения могут включаться зоны, занятые скотомогильниками и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

6.3.4. Ширина санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м.

Соглашением № 15 от 26.12.2014 года между администрацией Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области и Администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области полномочия по выдаче разрешений на строительство, принадлежащие Доскинскому сельсовету Богородского муниципального района Нижегородской области, переданы администрации Богородского муниципального района Нижегородской области.

Постановлением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 31.03.2017 N 980 полномочия по выдаче разрешений на строительство возложены на МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области», директору МКУ Силаеву А.Н. выдана соответствующая доверенность.

Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 02.05.2017 N 1346 на МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» возложена обязанность по оказанию муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства». Также Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 02.05.2017 N 1346 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства» (в редакции, действовавшей на юридически значимый период), согласно пункту 2.7 которого в оказании муниципальной услуги может быть отказано в случаях несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ФИО2 <адрес>, д.Шумилово, коттеджный поселок «Русская деревня», участок 29, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

На основании генерального плана Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет, утвержденных решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.02.2014 №3 (с изменениями от 22.03.2017 года), земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне Ж-1А (для индивидуального жилищного строительства), которая предусматривает в качестве основных видов разрешенного использования:

- для индивидуального жилищного строительства - размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей);

- для ведения личного подсобного хозяйства – размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

В соответствии с генеральным планом Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, Правилами землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет, утвержденными решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.02.2014 №3 (с изменениями от 22.03.2017 года) земельный участок административного истца полностью расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника.

Согласно градостроительному плану от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: ФИО2 <адрес>, д д.Шумилово, коттеджный поселок «Русская деревня», участок 29, градостроительный регламент данного земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет, утвержденных решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.02.2014 №3 (с изменениями от 22.03.2017 года). Данный земельный участок расположен в зоне Ж-1А (для индивидуального жилищного строительства), имеет виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства - размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); для ведения личного подсобного хозяйства – размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

В п.5 градостроительного плана данного земельного участка (информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий) указано, что земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника.

Административный истец 14 ноября 2017 года обратился в МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>

Письмом МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» от 17 ноября 2017 года № 1661 административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: ФИО2 <адрес>, д.Шумилово, коттеджный поселок «Русская деревня», участок 29, на основании п.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника).

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок административного истца находится в санитарно-защитной зоне скотомогильника, что не соответствует требованиям градостроительного законодательства, в связи с чем отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома административному истцу является законным, поскольку строительство жилого дома в санитарно-защитной зоне скотомогильника прямо запрещено вышеуказанными санитарными правилами.

Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил. Аналогичная норма предусмотрена пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения не только в соответствии с его целевым назначением и его разрешенным использованием, но и с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В п.4 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Таким образом, в силу ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.4 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, несоответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

С учетом приведенных норм права использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.

В этой связи не допускается строительство жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобный вид использования земельного участка, а также на земельном участке, находящемся в санитарно-защитной зоне скотомогильника, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

При этом какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что земельный участок административного истца находится за пределами санитарно-защитной зоны скотомогильника, в материалы дела не представлены.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что не соблюден порядок установления санитарно-защитной зоны, отсутствуют постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны, предварительное заключение Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, экспертиза проекта санитарно-защитной зоны, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет, утвержденные решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.02.2014 №3 (с изменениями от 22.03.2017 года), а также Генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет, содержащие данные о наличии санитарно - защитной зоны скотомогильника, в пределах которой, как следует из градостроительного плана и других доказательств имеющихся в деле, находится земельный участок административного истца, являются действующими, не отменены, не признаны не соответствующим законодательству, при этом проверка их законности не входит в предмет рассмотрения по настоящему делу.

Вместе с тем положениями ч.15, ч.16 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

В силу ч.4 ст.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство жилого дома, по мотиву нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне скотомогильника, отнесенного к объектам I класса опасности, является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что государственная регистрация ограничения прав на его земельный участок в нарушение ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации не произведена, судебная коллегия находит необоснованными, так как в силу п.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Однако на дату принятия Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области федеральными законами не была установлена необходимость государственной регистрации ограничений (обременений) прав на землю в связи с установлением зоны с особыми условиями использования - санитарно-защитной зоны скотомогильника.

Ссылка административного истца на судебные акты, вынесенные по другим административным делам, не может служить основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения других судов преюдициального значения при разрешении спора по данному делу в отношении земельного участка административного истца не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богородского городского суда Нижегородской области от 22 декабря 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Дмитриева Александра Александровича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6612/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дмитриев А.А.
Ответчики
Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области
МКУ Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Бушмина Анна Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
06.06.2018[Адм.] Судебное заседание
14.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2018[Адм.] Передано в экспедицию
06.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее