Мотивированное решение суда изготовлено 13 июня 2023 года.
66RS0020-01-2023-000122-45
Дело № 2-499/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьевой Т.А., с участием истца Шнитмана Е.В., представителя ответчика Головёшкиной А.В., при секретаре судебного заседания Мамшанове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шнитмана Е. В. к Государственному казенному пожарно-техническому учреждению Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» о взыскании заработной платы,
установил:
Шнитман Е.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика выплатить недополученную им сумму заработной платы за 2017 год в размере 19 155,48 руб., за 2018 года в размере 25 331,89 руб., за 2019 год в размере 31 193,39 руб., за 2020 год в размере 32 408,52 руб., за 2021 год в размере 39 433,27 руб., за 2022 год в размере 56 635,60 руб..
В обосновании исковых требований указано, что истец с 11.08.2015 работает в пожарной части № <...> СО «Отряд противопожарной службы № 19» по трудовому договору № <...>. Трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему установлены условия оплаты труда: должностной оклад; ежемесячная выплата за особые условия труда в размере 79% от должностного оклада; ежемесячная выплата за интенсивность и высокие результаты работы в размере 5% от должностного оклада; ежемесячная выплата за стаж непрерывной работы в размере 10% от должностного оклада; ежемесячная премиальная выплата 20% от должностного оклада; районный коэффициент на оплату труда. При оплате труда за календарный месяц ответчик производит начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера к сумме должностного оклада, не доплачивая до минимального размера оплаты труда, установленного правительством Российской Федерации. Размер должностного оклада истца ниже минимального размера оплаты труда и не может являться оплатой труда за календарный месяц, произведенного в нормальных условиях труда, при выполнении нормы рабочего времени. Полагает, что в результате допущенного ответчиком нарушения его трудовых прав на справедливую оплату труда им недополучена сумма заработной платы за спорный период с 2017 по 2022 годы.
Истец Шнитман Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, на удовлетворении настаивал. Указал, что начисление доплат за интенсивность и высокие результаты работы, за особые условия труда, за выслугу лет, премия к оплате труда должны производиться сверх минимального размера оплаты труда, после чего производится повышение оплаты труда за работу с вредными и опасными условиями труда и начисляться районный коэффициент, ответчик должен произвести доплату к размеру должностного оклада до минимального размера оплаты труда установленного Федеральным законом в РФ.
Представитель ответчика ГКПТУ СО «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» Головёшкина А.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 (л.д.93-94) исковые требования не признала на основании доводов, письменно изложенных в возражениях (л.д.95-100), из которых следует, что истцу установлена система оплаты труда согласно ПП № 230 от 05.04.2017 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности». Положение № 230-ПП устанавливает исчерпывающий перечень и порядок осуществления выплат, определяет механизм формирования фонда оплаты труда для всех подведомственных учреждений противопожарной службы Свердловской области. Фонд оплаты труда государственного казенного учреждения определяет государственный распорядитель бюджетных средств - Министерство общественной безопасности Свердловской области, исходя из утвержденных лимитов Министерства финансов Свердловской области. При установлении размеров ежемесячных выплат каждому работнику по занимаемой должности был произведен экономический расчет, в котором определены максимально допустимые размеры выплат работникам при увеличенных должностных окладах при установленном размере лимитных обязательств учреждения на плановый период. Ответчик никогда не выплачивает оклад за календарный месяц в качестве заработной платы, оклад нужен для определения стимулирующих и компенсационный выплат согласно 230-ПП СО. Истцу, за спорные периоды, были выплачены оклад, премия, надбавки, данные выплаты включаются в состав регулярно выплаченной заработной платы за месяц, на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П из заработной платы истца исключены вредность, оплата работы в ночные и праздничные часы, если складывать все сумы за спорные периоды истец получал выплаты больше установленного в этом году по региону МРОТ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство общественной безопасности Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направили, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом и в срок, представили письменные возражения (л.д.146-147), согласно которым заработная плата истца состоит из должностного оклада, компенсационный и стимулирующих выплат. Правительством Свердловской области утверждено положение об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности - Постановление от 05.04.2017 № 230-ПП. В соответствии с приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 26.06.2017 № 212 «О реализации Постановления Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 230-ПП «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности» с 01.10.2017 в учреждениях произведен переход на новую систему оплаты труда и проведены организационно - штатные мероприятия, связанные с введением новой системы оплаты труда. Работодателем производится начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера исходя из должностного оклада, так как это определено правительством СО. Исходя из экономического обоснования расходов на оплату труда работников, начисления и произведенные выплаты истцу со стороны работодателя - ГКПТУ «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» за рассматриваемый период времени-2017-2022 годы превышают установленный на соответствующий год минимальный размер оплаты труда.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008№ 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Белоярского районного суда, в силу ст. ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности, руководствуясь при этом требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ст. ст. 56, 57, 68, ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 2 ТК РФ);
В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
Наряду с этим в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, - работы, производимой в то время, которое предназначено для отдыха.
Как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Так, в соответствии с названным Кодексом сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (статья 152), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).
Установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть первая статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Привлечение работника в установленном законом порядке к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, как это следует из Трудового кодекса Российской Федерации, производится на основании распоряжения работодателя с соблюдением предусмотренных законом правил (об ограничении привлечения к ним определенных категорий работников, о необходимости, как правило, получить письменное согласие работника) (статьи 99 и 113). Кроме того, для сверхурочных работ установлено количественное ограничение - не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть шестая статьи 99). Работа в ночное время осуществляется на основе установленного режима рабочего времени, в том числе графиков сменности (статья 103).
Следовательно, выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.
Таким образом, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133).
Согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11.04.2019 № 17-П высказал позицию о том, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Месячная заработная плата (в том числе с учетом стимулирующих и компенсационных выплат) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (размера минимальной заработной платы в субъекте РФ, если на работодателя распространяется соответствующее региональное соглашение). При этом допустимо, чтобы составные части зарплаты, в том числе оклад (тарифная ставка), были меньше МРОТ, если общая сумма зарплаты не меньше МРОТ. Данные выводы следуют из анализа ст. 129, ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, а также Писем Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 N 22-1-2194 и Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353.
Разрешение же вопроса об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда относится к компетенции законодателя, который, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 декабря 2017 года N 38-П, правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Правительством Свердловской области утверждено положение об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности - Постановление от 05.04.2017 № 230-ПП (далее- Примерное положение).
Согласно п. 5 Примерного положения заработная плата работников государственных учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Как следует из п.7 Примерного положения минимальные размеры окладов (должностных окладов) работников государственных учреждений установлены согласно приложениям N 1, 2 и 3 к настоящему Примерному положению. По должностям работников государственных учреждений, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности и объема выполняемой работы.
В соответствии с приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 26.06.2017 № 212 «О реализации Постановления Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 230-ПП «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности» с 01.10.2017 в учреждениях произведен переход на новую систему оплаты труда и проведены организационно- штатные мероприятия, связанные с введением новой системы оплаты труда.
Согласно трудовому договору № 179 от 11.08.2015 (л.д.14), истец принят в ГКПТУ Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19» на должность <...> <...> <номер>. ( л.д.12).
Дополнительным соглашением № 7 от 29.01.2020 к трудовому договору № 179 трудовой договор дополнен п. 15 «Условия труда на рабочем месте» - «класс условия труда 4», п.10 трудового договора дополнен словами: «выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4 процентов от должностного оклада» (л.д.13).
Как следует из расчетных листков истца за период с 2017 по 2022 годы (л.д.14-27) и карточек-справок по форме № 417 (л.д.43-54) его заработная плата состоит из должностного оклада и компенсационных и стимулирующих выплат.
Так, на примере карточки-справки по заработной плате истца за январь 2017 следует, что истцу выплачен должностной оклад в размере 5 553 руб., выплата за выслугу лет в размере 5% от должностного оклада 277,65 руб., выплата за интенсивность и высокие результаты работы в размере 77 % от должностного оклада и равна 4 275,81 руб., ежемесячная премия, установленная Положением об оплате труда в размере 45% на сумму 2 498,85 руб., надбавка за особые условия труда, замещающие оперативные должности противопожарной службы Свердловской области в размере 4 386,87 руб. Сумма указанных выплат равна 16 992,12 руб.
Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 83-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ размер МРОТ по Свердловской области в 2017 году составлял 7800 рублей в месяц.
Аналогичным образом представлены расчеты за последующие года с 2018-2022.
Во всех спорных периодах сумма произведенных ответчиком истцу выплат превышает установленный в указанном периоде размер регионального МРОТ. Размер МРОТ с 01.06.2022 не применяется.
Данные нормы начисления заработной платы используются ответчиком с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды.
Ответчиком производится начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера истцу исходя из должностного оклада, так как это определено правительством Свердловской области, в частности примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности- Постановление от 05.04.2017 № 230-ПП.
Оспариваемые Истцом доплаты являются выплатами стимулирующего характера, которые регулируются работодателем самостоятельно, на основании Положения об оплате труда, являющегося локально-нормативным актом работодателя, которое согласно части первой статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации содержат нормы трудового права, принято в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Так, согласно п. 11.3.1.1 Главы 3 Положения об оплате труда премия к оплате труда может выплачиваться работодателем, так и может удерживаться с работника (п. за несоблюдение Правил внутреннего трудового распорядка. Но при этом данная выплата является постоянной составляющей заработной платы.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Шнитмана Е.В..
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Иных требований в рамках настоящего гражданского дела сторонами не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковые требования Шнитмана Е. В. к Государственному казенному пожарно-техническому учреждению Свердловской области «Отряд противопожарной службы Свердловской области № 19№» о взыскании заработной платы, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд.
Председательствующий Т.А. Соловьева