Решение

Именем Российской Федерации

    г. Нижний Новгород                                                                 [ 00.00.0000 ]

    Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе:

    председательствующего судьи Бжезовской И.В.,

    при секретаре Колмыковой М.П.,

    с участием административного истца Красновой Л.А., представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности Пияшова А.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красновой Л. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заинтересованные лица Звонова Р. С., Звонова М. А., государственный регистратор Лобанова О. А., об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права,

    установил:

    Краснова Л.А. обратилась в суд с указанным административным иском, в соответствии с которым просит:

    - признать незаконным пешение Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ] о приостановлении государственной регистрации права собственности (перехода права) на объект недвижимости кадастровый [ № ] квартиру, расположенную по адресу: [ адрес ], общая площадь 45,9 кв.;

    - обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области устранить допущенные нарушения по регистрации права и осуществить государственную регистрацию права собственности (перехода права) на объект недвижимости кадастровый [ № ]на квартиру, расположенную по адресу: [ адрес ], общая площадь 45,9 кв. м. на Краснову Л. А..

    В обоснование заявленных требований административный истец указала, что Краснова Л.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о государственной регистрации права собственности (перехода права) на квартиру, расположенную по адресу: [ адрес ]. Административным ответчиком было направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности (перехода права) на объект недвижимости на основании того, что даритель Звонов А.Г. умер и государственная регистрация сделки с его участием не может быть осуществлена.

    Административный истец считает решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости незаконным по следующим основаниям. В соответствии с договором дарения квартиры от [ 00.00.0000 ] Звонов А. Г. и Звонова Р. С. подарили дочери Красновой Л. А. квартиру, расположенную по адресу: [ адрес ]. Административный истец ссылается на то, что на квартиру, подаренную административному истцу родителями, больше никто не претендует, с [ 00.00.0000 ] истец владеет ею, как собственник, оплачивает и коммунальные платежи и за содержание жилья, за свой счет проводит текущий ремонт жилого помещения, полностью несет бремя содержания квартиры. Обременении объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.

        В ходе рассмотрения дела к участию в деле в порядке ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечен государственный регистратор Лобанова О. А..

    Административный истец в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования, сославшись на доводы, приведенные в административном исковом заявлении. Административный истец указала, что при обращении к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности ею был представлен договор дарения квартиры от [ 00.00.0000 ] и именно на указной сделке административный истец просила произвести государственную регистрацию перехода права собственности. Иных правоустанавливающих документов, исходя из пояснений административного истца, в регистрирующий орган ею представлено не было.

    Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска Красновой Л.А., указав доводы, изложенные в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ]

    Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.

        Суд в соответствии с положениями части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся названных участников процесса.

        Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

        Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

        По смыслу приведенных выше положений закона решение об удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается в случае, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и указанными решением, действием (бездействием) были нарушены права, свободы и законные интересы заявителя. При этом обязанность доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов в результате совершения оспариваемых действий (бездействия) и принятия оспариваемых решений возлагается на административного истца.

    При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

    В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

    Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

    В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).

    Частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

    Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

    Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости": Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

    Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

    Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

    На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

    По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

    Из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.

    Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

    Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.

    В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

    В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если:

    5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

    7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

    Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей, (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

    Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, [ 00.00.0000 ] Звоновым А.Г., Звоновой Р.С. «Дарителями», с одной стороны, и Красновой Л.А. «Одаряемой», с другой стороны, в отношении объекта недвижимости Кадастровый [ № ], квартира, назначение: жилое, общая площадь 45,30 кв. м, этаж 8, адрес: [ адрес ], заключен договор дарения

    [ 00.00.0000 ] административным истцом Красновой Л.А. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Нижнего Новгорода») в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15, ст. ст. 18, 57 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, было подано заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости

    К заявлению от [ 00.00.0000 ] в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" были приложены следующие документы: договор дарения квартиры от [ 00.00.0000 ] , удостоверенный нотариусом города областного значения Нижнего Новгорода Веселовой Л.А., а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.

    Государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в ходе которой было установлено, что даритель умер [ 00.00.0000 ] и принято решение о приостановлении государственной регистрации права в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", о чем в адрес заявителя направлено уведомление от [ 00.00.0000 ] .

    В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что выступающий стороной по сделке в качестве дарителя Звонов А.Г. умер [ 00.00.0000 ] , что подтверждается с свидетельством смерти [ № ] от [ 00.00.0000 ]

    Поскольку на момент разрешения вопроса о государственной регистрации сделки купли-продажи правоспособность Звонова А.Г. прекратилась в связи с его смертью, а принадлежавшее ему имущество вошло в состав наследственной массы, суд пришел к выводу о том, что регистрирующий орган имел основания для приостановления государственной регистрации договора купли-продажи, перехода права и права собственности на земельный участок.

    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" - п. 60 - Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации (абз. 1). Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом (абз. 2). После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом (абз. 3).

    В соответствии с п. 62 данного Постановления на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

    Права заявителя в сложившейся ситуации подлежат защите не путем возложения обязанности на регистрирующий орган произвести соответствующую регистрацию, а в порядке, предусмотренном п. 62 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", т.е. посредством заявления исковых требований о государственной регистрации перехода права собственности к универсальным правопреемникам продавца (его наследникам), и лишь при их отсутствии (в случае, если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности является отсутствие продавца) - к регистрирующему органу.

    Из ответа на запрос суда нотариуса города областного значения Нижнего Новгорода Веселовой Л.А. следует, что у Звонова А.Г. имеются наследники, претендующие на его наследство

    Руководствуясь этим указанием в аналогичной ситуации, а также основываясь на п. 4 ст. 1234 и п. 3 ст. 165 ГК РФ, следует считать, что в случае смерти любой стороны такого договора, не прошедшего государственную регистрацию, договор сохраняет свою силу, и любая сторона может в течение разумного срока требовать от наследников его государственной регистрации, а в случае их уклонения от такой регистрации - обратиться в суд. Аналогичные действия могут предпринять и наследники.

    Позиция административного истца о том, что смерть гражданина не может служить основанием для приостановления государственной регистрации сделки и соответствующих прав по ней, несостоятелена, поскольку в силу приведенных выше норм прекращение правоспособности гражданина влечет одновременно с прекращением права собственности на имущество и право распоряжаться им.

    При таком положении решение (уведомление) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ] о приостановлении государственной регистрации вынесено законно и обоснованно. Оснований для удовлетворения требований административного истца о признании данного решения уполномоченного органа и возложении обязанности по государственной регистрации перехода права собственности не имеется.

    В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

    Учитывая вышеустановленные судом обстоятельства, положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением нарушений требований законодательства, а также нарушения прав и свобод административного истца не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется. У административного истца имеется иной способ защиты прав, который разъясняется положениями Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

    Иные доводы административного истца не могут повлиять на принятое уполномоченным органом решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.

    Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

        ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [ № ] ░░ [ 00.00.0000 ] ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                                       ░.░. ░░░░░░░░░░

2а-4126/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Краснова Лариса Алексеевна
Ответчики
Управление Росреестра по Нижегородской области
Другие
лобанова оксана александровна
Звонова Раиса Степановна
Звонова Марина Алексеевна
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Дело на сайте суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
05.04.2020Регистрация административного искового заявления
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее