Дело № 2-1195/2024

64RS0048-01-2024-002214-14

Заочное решение

Именем Российской Федерации

08 августа 2024 года                                 г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Кривовой А.С.,

при помощнике Тукашовой М.М.,

с участием помощника прокурора Фрунзенского района г.Саратова Сивашовой Ю.А.,

представителя истцов Кожевникова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к Трифонову А.В. о возложении обязанности заключить соглашение,

установил:

администрация муниципального образования «Город Саратов», администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с иском к Трифонову А.В. с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что Трифонов А.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28 ноября 2002 года № 942-р указанный многоквартирный признан непригодным для постоянного проживания. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июля 2013 года № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», задачами которой являются обеспечение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде г. Саратова, жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам; переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Срок переселения 31 января 2017 года. В рамках указанной ведомственной целевой программы для расселения граждан, проживающих в указанном жилом помещении, администрацией муниципального образования «Город Саратов» приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (двухкомнатная квартира, общей площадью 47,7 кв.м). Ответчику направлен проект соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. В соответствии с пунктом 1 указанного соглашения «Администрация района» от имени муниципального образования «Город Саратов» предоставляет возмещение собственнику за комнату в коммунальной квартире, доля в праве собственности на общее имущество 222/1000 назначение: жилое, что составляет общая площадь 37,10 кв.м., жилая 22,5 кв.м., состоящую из 2 комнат, расположенную по адресу: <адрес> «Администрация района» от имени муниципального образования «Город Саратов» в зачет выкупной цены изымаемого жилого помещения, указанного в пункте 1 Соглашения, передает в собственность «Собственнику», а «Собственник» принимает жилое помещение (квартиру), находящуюся по адресу: <адрес>. Однако ответчик подписанное соглашение в уполномоченный орган не представил. По своей правовой природе указанное соглашение равносильно договору мены. Также согласно ст. 32 ЖК РФ у ответчика есть право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение, которое в соответствии с направленным в адрес ответчика соглашением составляет 1 204 280 руб. Снести признанный аварийным дом не предоставляется возможным, при наличии зарегистрированного права собственности граждан. На основании изложенного истцы просили: обязать ответчика заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> обязать ответчика осуществить переход собственности на предоставляемое жилое помещение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области; прекратить право собственности ответчика на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Представитель истцов Кожевников А.Д. в судебное заседании заявленные требования поддержал, дав показания, аналогичные изложенному в иске.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель третьего администрации Заводского района МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Учитывая, что не явившиеся в судебное заседание лица надлежащим образом извещены о дне, времени и месте судебного заседания, кроме того, информация о движении по делу своевременно размещена на официальном сайте Фрунзенского районного суда г.Саратова в соответствии со ст.113 ГПК РФ, суд на основании ст.167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании положений ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истцов, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд находит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с частью 1 данной статьи жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, законодатель определил альтернативные способы обеспечения граждан, проживающих в аварийных домах, жилищными правами, при этом каждый из способов является самостоятельным, избрание же того или иного способа не находится в зависимой последовательности друг от друга.

Как следует из материалов дела, Трифонов А.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Актом межведомственной комиссии пи администрации района от 22 ноября 2002 года № 61/1-61/40 о признании жилых домов непригодными для постоянного проживания, установлено, что многоквартирный дом № 15 по адресу: г.Саратов, площадь Театральная является непригодным для постоянного проживания.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28 ноября 2002 года № 942-р указанный многоквартирный дом признан непригодным для постоянного проживания. На основании данного распоряжения утвержден список аварийных домов, в которых входит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июля 2013 года № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», задачами которой являются обеспечение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде г. Саратова, жилыми помещениями, отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам; переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой многоквартирный дом по адресу: г. Саратов, пл.Театральная, д.15, включен в указанную программу.

Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Вместе с тем, из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно приведенным выше положениям действующего законодательства и разъяснениям Верховного Суда РФ по их применению в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

Поскольку многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и непригодным для проживания, включен в ведомственную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, Трифонов А.В. вправе требовать либо выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, либо предоставления ему другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Согласно ст. 32 ЖК РФ у ответчика есть право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение, которое в соответствии с направленным в адрес ответчика соглашением составляет 2 657 176 руб. 20 коп.

Стороной истцов представлен проект соглашения, который были направлен в адрес ответчика.

Между тем ответчик подписанное соглашение в уполномоченный орган не представил.

Таким образом, истцами приняты необходимые меры по возможности выбора ответчиком одного из способа защиты своих прав (предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену или соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░    

2-1195/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуор Фрунзенского района г.Саратова
Администрация Фрунзенского района г. Саратова
Администрация МО Город Саратов
Ответчики
Трифонов Андрей Валерьевич
Другие
администрация Заводского района М "Город САратов"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
fr.sar.sudrf.ru
24.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2024Подготовка дела (собеседование)
18.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
29.11.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
13.12.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
16.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее