Апелляционное дело №33-2493/2021 Докладчик Агеев О.В. |
Дело в суде 1 инстанции №2-132/2021 Судья Кушникова Н.Г. УИД 21RS0004-01-2021-000057-47 |
16 июня 2021 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Агеева О.В., Филимоновой И.В.,
при секретаре Герасимовой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Андреевой М.Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, поступившее по апелляционной жалобе УПФР в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
установила:
АндрееваМ.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) (УПФР в Вурнарском районе ЧР) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования истицей мотивированы тем, что 11 декабря 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с уходом за ребенком - инвалидом ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, до достижения возраста 8 лет в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –Федеральный закон «О страховых пенсиях»). Однако решением УПФР в Вурнарском районе ЧР от 22 декабря 2020 года №39 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с уходом за ребенком-инвалидом в связи с тем, что в настоящее время она занимает муниципальную должность, и при рассмотрении вопроса о праве на досрочную пенсию по старости следует руководствоваться кроме пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» также частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», поэтому страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» может быть назначена не ранее 9 августа 2022 года. Полагала отказ незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, так как с заявлением на назначение пенсии по старости как муниципальный служащий она не обращалась, обратилась за назначением досрочной страховой пенсии в связи с воспитанием ребенка - инвалида до достижения возраста восьми лет по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом закон исключений не содержит, изменение предельного возраста для возникновения права на пенсию не предусмотрено для лиц, которым назначается пенсия по данному основанию.
Истица АндрееваМ.Д. просила признать решение ответчика от 22 декабря 2020 года №39 незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 11 декабря 2020 года.
В судебном заседании истица АндрееваМ.Д. и ее представитель ВысоковВ.Н. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика УПФР в Вурнарском районе ЧР ПетроваН.А. исковые требования не признала, полагая их необоснованными.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года постановлено:
«Исковые требования Андреевой М.Д. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) №39 от 22 декабря 2020 г. незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) назначить Андреевой М.Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 11 декабря 2020 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) в пользу Андреевой М.Д. государственную пошлину в сумме 300 рублей».
Указанное решение суда обжаловано ответчиком УПФР в Вурнарском районе ЧР. В апелляционной жалобе ее заявитель указал основания, по которым считает решение суда неправильным: в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечислены оснований для уменьшения возраста выхода на пенсию, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а часть 1.1. статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает увеличение пенсионного возраста для лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, с 1 января 2017 года до 2032 года независимо от основания назначается страховая пенсия по старости; так как АндрееваМ.Д. замещает должность муниципальной службы Чувашской Республики –заместителя главы администрации - начальника отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрация Ибресинского района Чувашской Республики, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у нее возникает не ранее 9 августа 2022 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в Вурнарском районе ЧР ЖуравлеваТ.К. апелляционную жалобу поддержала.
Истица АндрееваМ.Д. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 декабря 2020 года АндрееваМ.Д. обратилась в УПФР в Вурнарском районе ЧР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка- инвалида с детства до достижения возраста 8 лет на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Вурнарском районе ЧР от 22 декабря 2020 года №39 АндреевойМ.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со ссылкой на то, что она занимает муниципальную должность, и в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» у нее возникнет не ранее 9 августа 2022 года либо при увольнении с муниципальной должности.
Истица АндрееваМ.Д. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которой с 21 января 2010 года по 1 февраля 2012 года установлена инвалидность и которая признана ребенком-инвалидом, что подтверждается выпиской ФГУ «ГБ-МСЭ» по Чувашской Республике из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2009 № от 21 января 2010 года, справкой ФГУ «ГБ-МСЭ» по Чувашской Республике серия МСЭ-2007 № от 1 февраля 2011 года, справками, выданными главой Большеабакасинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о том, что по настоящее время Андреева М.Д. имеет состав семьи ее саму и дочь ФИО1.
АндрееваМ.Д. замещает должность заместителя главы администрации - начальника отдела строительства и развития общественной инфраструктуры администрация Ибресинского района Чувашской Республики; должность заместителя главы администрации - начальника отдела включена в реестр должностей муниципальной службы Чувашской Республики, утвержденного Законом Чувашской Республики от 5 октября 2007 года №62 «О муниципальной службе Чувашской Республике».
По сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица АндреевойМ.Д. на 1 января 2021 года она имеет страховой стаж 27 лет 10 месяцев 16 дней, ИПК 41,946.
Отец ФИО1 –ФИО2 правом, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка-инвалида не воспользовался.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что АндрееваМ.Д. приобрела право на досрочную страховую пенсию по старости по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», как родитель, воспитавший ребенка инвалида с детства до достижения им возраста восьми лет, и страховая пенсия по старости должна быть назначена ей ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»; действующим пенсионным законодательством не предусмотрено изменение возраста для возникновения права на пенсию гражданам, которым назначается досрочная страховая пенсия по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях по старости».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и представленных по делу доказательствах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» определены граждане, которым увеличивается пенсионный возраст по основаниям назначения пенсии согласно части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Таким образом, при изменении предельного возраста для возникновения права на пенсию не предусмотрены граждане, которым назначается пенсия по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Истица не претендовала на назначение пенсии по старости как лицо, замещающее на постоянной основе должность муниципального служащего (по части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), обратилась за назначением досрочной страховой пенсии в связи с воспитанием ребенка-инвалида до возраста восьми лет по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». Каких-либо указаний, исключений и ссылок на часть 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не содержит.
Применение пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в совокупности приведет к нарушению социальной справедливости в отношении граждан, которые занимают муниципальные должности, по сравнению с гражданами, которые осуществляют трудовую деятельность в иной сфере, при том, что и те, и другие граждане в силу сложившихся жизненных обстоятельств воспитывали детей-инвалидов, имеют право на равные социальные права.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.
Поскольку истица приобрела право на пенсию по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» как родитель, воспитавшая ребенка -инвалида до достижения им возраста 8 лет, страховая пенсия по старости должна быть назначена ей ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечислены оснований для уменьшения возраста выхода на пенсию, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а часть 1.1. статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает увеличение пенсионного возраста для лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, с 1 января 2017 года до 2032 года независимо от основания назначается страховая пенсия по старости судебная коллегия находит несостоятельными и отклоняет, поскольку пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не содержит исключений по возрасту досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Ссылки заявителя жалобы на замещение АндреевойМ.Д. должности муниципальной службы не свидетельствуют о наличии оснований для увеличения истице пенсионного возраста по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», как для родительницы инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет, поскольку применение возрастных ограничений выхода на пенсию для государственных (муниципальных) служащих при наличии у такого гражданина обстоятельств, признаваемых законодателем социально важными или социально уважительными, является дискриминацией.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и, соответственно, для отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) –без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий: Блинова М.А.
Судьи: Агеев О.В.
Филимонова И.В.