7р-479
Р Е Ш Е Н И Е
01 июня 2023 года <адрес>
Судья Архангельского областного суда Чебыкина Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Кудриной ФИО17, действующей в интересах Журавлева ФИО15
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 23 декабря 2022 года должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в лице подрядчика (далее – ООО «<данные изъяты>», Общество) Журавлев ФИО16 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 апреля 2023 года указанное постановление оставлено без изменения.
Защитник Кудрина ФИО18 в жалобе просит отменить вынесенные акты с назначением наказания в отношении Журавлева ФИО19 считая их незаконными.
Журавлев ФИО110 и прокурор Виноградовского района Архангельской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании защитник Кудрина ФИО111 доводы жалобы поддержала.
Заслушав защитника, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
В силу статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением, в том числе их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» статья 112 Федерального закона № 44-ФЗ дополнена частями 55 – 63.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, то есть с 08 января 2020 года.
Согласно подпункта «б» пункта 1 части 62 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ (далее положения статьи 112 приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Журавлева ФИО112. к административной ответственности) изменение существенных условий контракта, указанного в части 56 данной статьи, при его исполнении допускается по соглашению сторон при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях изменения цены контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 и пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона, в части изменения предусмотренной контрактом стоимости работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом изменение цены контракта в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом.
В соответствии с частью 56 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
До 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 настоящей статьи (часть 55 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 22 января 2020 года по результатам проведения электронного аукциона между администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт №-МК на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства «Два многоквартирных дома в <адрес>».
Распоряжением главы МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р указанный объект включен в перечень объектов капитального строительства, в целях архитектурного строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренных частями 55 – 62 статьи 112 ФЗ «О контрактной системе».
24 декабря 2021 года администрация муниципального образования «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключили дополнительное соглашение № к контракту, которым пришли к соглашению об изменении существенных условий контракта без увеличения цены и срока исполнения контракта, а именно об исключении строительных работ и включении строительных работ (пункт 1). Пунктами 2,3 определено уменьшение цены контракта 19 412 718 рублей и увеличение цены контракта на 19 412 718 рублей, пунктом 4 определено изложить сметный расчет стоимости строительства в новой редакции в соответствии с Приложением к указанному соглашению.
Таким образом, аукцион проводился по правилам, действовавшим до дня вступления в силу от 27 декабря 2019 года № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»». ООО «<данные изъяты>» (Подрядчик) в лице генерального директора Журавлева ФИО113 заключило контракт в отсутствие перечня объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Следовательно, заключив от имени ООО «<данные изъяты>» дополнительное соглашение от 24 декабря 2021 года Журавлев ФИО114 в нарушение требований части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, изменил существенные условия муниципального контракта, возможность изменения которых ни законодательством, ни самим контрактом не предусмотрена.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения прокурором Виноградовского района Архангельской области в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» Журавлева ФИО115 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность в нем Журавлева ФИО116 подтверждены собранными доказательствами и иными материалами, которые получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу:
- постановлением прокурора Виноградовского района Архангельской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 декабря 2022 года,
- решением прокурора Виноградовского района Архангельской области о проведении проверки от 08 ноября 2022 года №,
- муниципальным контрактом от 22 января 2020 года №-МК на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов «Два многоквартирных дома в <адрес>»,
- дополнительным соглашением к муниципальному контракту, заключенным 24 декабря 2021 года между администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>»,
- должностной инструкцией генерального директора ООО «<данные изъяты>» Журавлева ФИО117
- уставом ООО «<данные изъяты>»,
- протоколом общего собрания участников «<данные изъяты>» от 12 февраля 2021 года,
иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности для принятия решения.
Проверка проведена прокурором в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Доводы заявителя о том, что Журавлев ФИО118 не является субъектом вмененного правонарушения, несостоятельны в силу следующего.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Пунктом 1 статьи 9 Устава ООО «<данные изъяты>», утвержденного решением собрания участников от 25 сентября 2015 года, установлено, что единоличный исполнительный орган Общества (Генеральный директор) избирается Общим собранием участников Общества сроком на 5 лет. Единоличный исполнительный орган Общества без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Общим собранием участников Общества 12 февраля 2021 года полномочия генерального директора Журавлева ФИО119 продлены на пятилетний срок.
В соответствии с должностной инструкцией генеральный директор ООО «<данные изъяты>» должен знать законодательные и нормативные акты, регламентирующие хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров. Генеральный директор несет ответственность в соответствии с принятыми на себя обязанностями за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством. Генеральный директор решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и хозяйственной деятельности организации, обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации. Генеральный директор имеет право без доверенности действовать от имени предприятия.
Таким образом, Журавлев ФИО120 в соответствии с Уставом ООО «<данные изъяты>» является единоличным исполнительным органом Общества, выполняет в нем организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, то есть является должностным лицом в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии вины Журавлева ФИО121 в совершении вменяемого административного правонарушения ввиду того, что дополнительное соглашение на изменение условий контракта подписаны по инициативе Заказчика – администрации муниципального образования «<данные изъяты>», не может служить основанием для отмены вынесенных по делу актов, поскольку для установления вины правонарушителя инициатор заключения дополнительного соглашения значения не имеет.
Согласно пункту 1 части 2 Федерального закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Поскольку заключенное дополнительное соглашение является двусторонней сделкой между администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» в лице генерального директора Журавлева ФИО122 последний был вправе выразить несогласие с ее условиями, однако этого не сделал, надлежащих мер для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не принял.
С учетом изложенного должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о нарушении генеральным директором ООО «<данные изъяты>» Журавлевым ФИО123. требований части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ и соответственно его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Журавлева ФИО124 к административной ответственности должностным лицом соблюдены.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Доводы о малозначительности совершенного правонарушения являлись предметом тщательной проверки должностного лица и судьи районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в постановлении и судебном решении, не согласиться с которыми поводов не имеется.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, не усматривается.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей районного суда соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно, обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены всесторонне, полно и объективно.
Судебное решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами, в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 23 декабря 2022 года, решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Кудриной ФИО125 – без удовлетворения.
Судья Н.А. Чебыкина