Решение по делу № 2-31/2020 от 10.12.2019

                                                                                                     Дело № 2-31/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2020 года                                     с. Усть-Большерецк Камчатского края

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Валеева М.Р., при секретаре Геготаулиной В.В., с участием помощника прокурора Задираки Е.А., представителя истца Сапожковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Соболевского муниципального района Камчатского края к Воробьеву О. АнатО.чу о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета,

установил:

администрация Соболевского муниципального района Камчатского края (далее по тексту - администрация СМР) обратилась в суд с названным иском к Воробьеву О.А., в обоснование которого указывает, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое включено в число служебных и находится в ведении администрации СМР на основании Решения Соболевского муниципального района от 15 октября 2018 года . Служебное жилое помещение было предоставлено ответчику в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в Соболевском муниципальном районе на основании Постановления главы Соболевского муниципального районного образования от 14 февраля 2002 года. После введения в действие Жилищного кодекса РФ с ответчиком заключен договор найма служебного жилого помещения от 17 июня 2009 года. Ответчик зарегистрирован в спорном жилом помещении с 14 мая 2010 года. С 3 октября 2008 года ответчик уволен со службы в органах внутренних дел. Предупреждением от 17 июня 2019 года ответчику предлагалось в срок до 28 июня 2019 года добровольно освободить служебное жилое помещение и разъяснялось, что в случае отказа выполнить данное требование, истец вынужден будет обратиться в суд с исковым заявлением о выселении. 20 сентября 2019 года истец повторно предлагал ответчику в срок до 4 октября 2019 года добровольно освободить служебное жилое помещение. На момент обращения истца с иском в суд спорное жилое помещение ответчиком не освобождено, по акту не передано. При этом с 2016 года ответчик в квартире не проживает. Просит суд признать Воробьева О.А. утратившим право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>; выселить Воробьева О.А. из указанного жилого помещения и снять ответчика с регистрационного учета по указанному адресу.

В судебном заседании представитель истца - администрации Соболевского муниципального района Сапожкова А.В. требования искового заявления поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Ответчик Воробьев О.А. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился. На электронный адрес суда от ответчика поступило ходатайство, в котором он указывает, что подал в суд административное исковое заявление о признании незаконным решения Думы Соболевского муниципального района от 15 октября 2018 года , в части присвоения спорному жилью статуса служебного, с связи с чем просил приостановить производство по настоящему делу до разрешения Усть-Большерецким районным судом его административного дела. Кроме того, Воробьевым О.А. заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что в настоящее время на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции, при этом он должен пройти двухнедельный карантин, поскольку прибыл в Камчатский край из другого региона. Просил дело в его отсутствие не рассматривать. Помимо этого в ходатайстве указал, что момент возникновения у него права пользования спорным жилым помещением определяется с 14 февраля 2002 года. Жилой дом, в котором находится спорная квартира, является государственной собственностью, жилое помещение могло быть предоставлено ему только на условиях социального найма и поэтому к жилью подлежат применению нормы, установленные для жилых помещений по договорам социального найма. Просит суд признать за ним право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма. Также в ранее поданном ходатайстве (л.д. 96-97) Воробьев О.А. указал, что он является пенсионером МВД РФ, однако ни на момент выхода на пенсию, ни в настоящее время жильем от данного ведомства не обеспечен.

Определениями в судебном заседании Воробьеву О.А. отказано в удовлетворении ходатайств о приостановлении производства по гражданскому делу и об отложении рассмотрения дела.

Представитель ответчика Малахов В.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не прибыл, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Третье лицо УМВД России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд не прибыли, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

В силу п. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В соответствии с п. 1 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

На основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 указанного кодекса и частью 2 статьи 103 Кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).

В силу ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Регистрация, являясь административным актом, в силу положений статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" носит уведомительный характер. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов.

В судебном заседании установлено, что на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Соболевского муниципального района, утверждённого постановлением главы Соболевского районного муниципального образования от 14 февраля 2002 года Воробьеву О.А. распределена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> (л.д. 27-29).

Согласно ордеру на служебное жилое помещение от 14 февраля 2002 года, выданного исполнительным комитетом Совета народных депутатов Соболевского района, в вышеуказанное жилое помещение вселен Воробьев О.А. – следователь РОВД, на основании решения главы администрации от 14 февраля 2002 года (л.д. 135).

Соболевский муниципальный район является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, а также выпиской и Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 12, 57).

17 июля 2009 года между администрацией Соболевского муниципального района Камчатского края и Воробьевым О.А. заключен договор найма служебного жилого помещения , согласно которому ответчику предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу: <адрес> для временного проживания в нём, в связи с работой в органах внутренних дел. Договор заключен на основании удостоверения УВД Камчатской области от 16 октября 2008 года. Пунктом 4 статьи 18 Договора установлено, что Договор прекращается в связи с окончанием срока службы (л.д. 16-19).

Согласно поквартирной карточке Воробьев О.А., 1974 г.р., зарегистрирован в спорном жилом помещении с 14 мая 2010 года, что также подтверждается адресной справкой (л.д. 20, 51 оборот).

Решением думы Соболевского муниципального района от 15 октября 2018 года утвержден реестр жилых помещений специализированного жилищного фонда Соболевского муниципального района, в который включена <адрес>, расположенном в <адрес> (л.д. 14-15).

Как следует из сообщения УМВД России по Камчатскому краю от 23 сентября 2016 года Воробьев О.А. уволен со службы в органах внутренних РФ 3 октября 2008 года (по сокращению штатов). Данное обстоятельство подтверждается и копией приказа начальника УВД по Камчатскому краю от 3 октября 2008 года -лс, из которой также усматривается, что выслуга лет на день увольнения составляет 13 лет 03 месяца 26 дней в календарном исчислении (л.д. 30, 102).

17 июня 2019 года и 20 сентября 2019 года администрация Соболевского муниципального района Камчатского края направляла Воробьеву О.А. предупреждение о выселении из спорного служебного жилого помещения (л.д. 21, 24).

Согласно акту осмотра от 19 ноября 2019 года комиссия осуществила выход по адресу: <адрес> целью осмотра условий использования жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда и вручения Предупреждения о выселении из служебного жилого помещения. На многочисленный стук в дверь, никто не открыл. Со слов соседей, Воробьев О.А. длительное время не проживает в указанном жилом помещении, а именно с 2016 года (л.д. 22).

Как следует из расчета задолженности ООО «Стимул», по спорному жилому помещению имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, по состоянию на 1 февраля 2020 года, в размере 25561 руб. 48 коп. (л.д. 90-91).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что правоотношения, связанные с предоставлением в пользование спорного жилого помещения ответчику возникли в 2002 году, то есть период действия Жилищного кодекса РСФСР, и в целях приведения данных правоотношений в соответствие с действующим законодательством в 2009 году с Воробьевым О.А. был заключен договор дайма служебного жилого помещения, то есть в период действия ЖК РФ.

В силу ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что ответчик не относятся к категориям граждан, выселение которых из спорного жилого помещения не допускается без предоставления другого жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

Вместе с тем, рассматривая доводы ответчика о том, что он является пенсионером МВД РФ и ни на момент увольнения, ни в настоящее время жильем от данного ведомства не обеспечен, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, то есть в 2002 году, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Согласно положениям ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер на жилое помещение.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.

Согласно п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 (далее по тексту – Типовое положение), сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами ЖК РФ, в частности с его ст. 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.

Установление п. 28 Типового положения дополнительных по сравнению со ст. 103 ЖК РФ льгот для сотрудников и работников органов внутренних дел не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.

Вместе с тем, предусмотренное п. 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях.

В силу положений ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 1 марта 2005 года.

Согласно ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или установление его права состоять на данном учете.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Между тем, доказательств тому, что ответчик состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении либо имеет право состоять на данном учете последним не представлено, не имеется таковых и в материалах дела.

Более того, согласно представленной истцом в суд справке администрации Соболевского сельского поселения от 24 октября 2016 года Воробьев О.А. за период с 2007 года по настоящее время (2016 год) в списках граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде Соболевского сельского поселения не состоял.

Вместе с этим, необходимо отметить, что из названия вышеприведённого Типового положения и его содержания следует, что оно регулирует вопросы использования служебного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности и переданного, в том числе в оперативное управление органов внутренних дел.

Однако спорное жилое помещение находится не в государственной, а в муниципальной собственности – правообладателем является Соболевский муниципальный район и данное жилое помещение не было передано и закреплено на праве оперативного управления ни за УМВД России по Камчатскому краю, ни за его структурными подразделения, в том числе, в котором ответчик проходил службу, а, следовательно, нормы Типового положения в данном деле не могут быть применены в отношении ответчика.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик не относится к категориям лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, поименованным в ст. 108 ЖК РСФСР и ст. 103 ЖК РФ.

Доводы ответчика, изложенные в ходатайствах от 25 февраля 2020 года и от 29 июля 2020 года о том, что при увольнении со службы в органах внутренних дел он не был обеспечен ни жильем от данного ведомства, ни единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, вследствие чего за ним необходимо признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма, суд находит необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Из совокупности представленных по делу доказательств следует, что ответчику в 2002 году было предоставлено жилое помещение, имеющее статус служебного, на основании ордера на служебное жилое помещение, то есть ответчик изначально знал, что с учетом специфики предоставленного ему жилого помещения, его проживание в жилом помещении будет являться временным, только на период службы в РОВД Соболевского района, и увольняясь со службы из органов внутренних дел, он должен освободить занимаемое им служебное жилое помещение.

Оснований отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за ответчиком право проживания в указанном жилом помещении на условиях договора социального найма, вопреки воле собственника жилого помещения, у суда не имеется. Более того, указанное прямо противоречит действующему законодательству, так как в таком случае будет нарушена очередность предоставления жилых помещений иным гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях социального найма.

Ссылки ответчика на то, что договор найма служебного жилого помещения был заключен с ним после его увольнения со службы в органах внутренних дел, не свидетельствует о незаконности требований истца – собственника жилого помещения и указное обстоятельство не влечет изменение статуса спорного жилого помещения, являющегося служебным.

На основании изложенного, учитывая, что Воробьев О.А. уволен со службы в органах внутренних дел, добровольно выехать из жилого помещения отказывается, чем нарушает право истца как собственника жилого помещения на распоряжение жилым помещением по своему усмотрению, суд приходит к выводу об удовлетворении иска администрации Соболевского муниципального района к ответчику в части требований о признании утратившим права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из указанного жилого помещения.

Разрешая требования истца о снятии ответчика с регистрационного учета, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. -I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для органов регистрационного учета для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

В силу п. «е» ст. 31 Правил регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, учитывая, что суд не является органом осуществляющим регистрацию граждан, решение суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением само по себе является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета регистрирующим органом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в указанной части.

В соответствии с ч. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемыми в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 300 руб. для физических лиц.

По настоящему делу, при обращении в суд истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а поскольку исковые требования удовлетворены частично, она подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Соболевского муниципального района пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск администрации Соболевского муниципального района Камчатского края – удовлетворить частично.

Признать Воробьева О. АнатО.ча утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить Воробьева О. АнатО.ча из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Воробьева О. АнатО.ча государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                    подпись

Верно

Судья                                                                                                  М.Р. Валеев

В окончательной форме решение изготовлено 31 июля 2020 года.

2-31/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Помошник прокурора Усть-Большерецеого райолна Задирака Е.А.
Администрация Соболевского муниципального района Камчатского края
Ответчики
Воробьев Олег Анатольевич
Другие
УМВД России по Камчатскому краю
Малахов В.А.
Сапожкова Анна Владимировна
Суд
Усть-Большерецкий районный суд Камчатский края
Судья
Валеев Марсель Рафаэльевич
Дело на сайте суда
ust-bolsherecky.kam.sudrf.ru
10.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2019Передача материалов судье
17.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
15.04.2020Судебное заседание
31.07.2020Производство по делу возобновлено
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее