Решение по делу № 02а-0896/2021 от 19.10.2021

УИД 77RS0004-02-2021-011674-24

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

город Москва                                                                                            22.12.2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 22.12.2021.

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021.

 

Гагаринский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Голубковой А.А., при секретаре Демурия Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-896/2021 по административному иску Гулиева Руслана Байрамали оглы к ОМВД России по Гагаринскому району города Москвы, УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным и  отмене решения о неразрешении въезда, 

 

УСТАНОВИЛ:

 

   Административный истец обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Гагаринскому району города Москвы, УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по городу Москве и просит суд отменить решение о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию, мотивируя свои требования тем, что административному истцу стало известно о том, что в отношении него принято решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации. Указанное решение административный истец считает незаконным и необоснованным, не соответствующим принципам справедливости и соразмерности и подлежащим отмене, поскольку при его вынесении не учтено, что Гулиев Р.Б.о. проживает на территории Российской Федерации с супругой, которая является гражданкой Российской Федерации, в связи с чем, полагает, что решение о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию является существенным вмешательством в его личную семейную жизнь; полагает, что никаких сведений, которые бы свидетельствовали о необходимости принятия оспариваемого решения в интересах государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других лиц, не имеется.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. 

Представитель административных ответчиков в судебное заседание не явились,  извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.

Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гулиев Руслан Байрамали оглы, ...ода рождения, является гражданином Кыргызской  Азербайджан.

12.07.2021 начальником ОВМ ОМВД России по Гагаринскому  району города Москвы было вынесено решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации в отношении гражданина Республики Азербайджан Гулиева Руслана Байрамали оглы на три года, оформить в отношении гражданина Республики Азербайджан Гулиева Руслана Байрамали оглы представление о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Указанное решение было принято на основании части 4 статьи 26 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Основанием для принятия указанного решения явилось то, что Гулиев Р.Б.о. два раза в течение трех лет был привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации.

Однако при принятии оспариваемого решения должностным лицом государственного органа не принято во внимание следующее.

Так, в силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16.09.1963) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

При регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также, если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

Таким образом, в каждом конкретном случае надлежит не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными. В противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.

В Определении от 02.03.2006  55-О Конституционный Суд РФ указал на то, что при оценке нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.02.2016  5-П, суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство. Уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.

Из указанного следует, что контролирующие органы и суды при решении вопроса о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманных соображений.

При принятии оспариваемого решения приведенные выше обстоятельства учтены не были, что привело к вынесению решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, которое нарушает право административного истца на уважение семейной жизни.

Учитывая, что у Гулиева Р.Б.о. в Российской Федерации сложились устойчивые семейные отношения, а именно: он проживает совместно с супругой, которая является гражданкой Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение свидетельствует о чрезмерном ограничении права на уважение частной жизни и несоразмерно тяжести совершенных им административных правонарушений. При этом характер нарушений не свидетельствует о проявлении крайнего неуважения к национальному законодательству Российской Федерации.

Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Административные исковые требования Гулиева Руслана Байрамали оглы к ОМВД России по Гагаринскому району города Москвы, УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным и  отмене решения о неразрешении въезда - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение от 12.07.2021 начальника ОВМ ОМВД России по Гагаринскому району города Москвы, утвержденное начальников УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по городу Москве, принятое в отношении Гулиева Руслана Байрамаои оглы, ...ода рождения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

 

 

 

 

Судья                                                                                           А.А. Голубкова

 

02а-0896/2021

Категория:
Административные
Статус:
удовлетворено
Истцы
Гулиев Р.Б.О.
Ответчики
Отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по Гагаринскому району г. Москвы, УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве
Суд
Гагаринский районный суд Москвы
Судья
Голубкова А.А.
Дело на странице суда
www.mos-gorsud.ru
19.10.2021Регистрация поступившего заявления
21.10.2021Заявление принято к производству
21.10.2021Подготовка к рассмотрению
10.11.2021Рассмотрение
22.12.2021Вынесено решение
25.01.2022Вступило в силу
21.10.2021У судьи
22.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее