05RS0031-01-2023-000207-53
Дело № 2-1159/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 14.02.2023
мотивированное: 21.02.2023
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об обязании переоформить договор аренды земельного участка лесногофонда для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 20.12.2005 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности, обязании обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый земельный участок лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об обязании переоформить договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 20.12.2005 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности, обязании обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый земельный участок лесного фонда,
В обоснование иска указывается на то, что ранее 20.12.2005 между ФГУ «Махачкалинский лесхоз» (правопреемник – ГКУ РД «Махачкалинское лесничество») и истцом Генжехановым М.П. был заключён договор аренды земельного участка лесного фонда № 112 для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Актом приёма-передачи от 26.01.2007 земельный участок передан арендатору – истцу ФИО2 Указанный земельный участок открыто и добросовестно использовался истцом, им вносилась соответствующая арендная плата. Согласно ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ. Истец обратился к ответчику с заявлением о переоформлении договора аренды, однако письмом от 13.10.2022 в перезаключении договора было отказано в связи с отсутствием правовых основания для переоформления. В обоснование своей позиции истец ссылается на положение п. 2 ст. 422 ГК РФ, согласно которому, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Таким образом, изменение законодательства не является основанием для расторжение договора аренды, данный договор полежит перезаключению с учётом требований действующего законодательства, отказ в перезаключении договора аренды истец считает незаконным. За защитой нарушенного права истец был вынужден обратиться в суд.
Письменные возражения на иск не поступили.
Надлежаще извещенные стороны на рассмотрение дела не явились (представителей не направили), о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учётом наличия сведений о надлежащем извещении суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Истцом ФИО2 на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы об обязании Комитета по лесному хозяйству РД переоформить договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 20.12.2005 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности, обязании обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый земельный участок лесного фонда.
Как следует из материалов гражданского дела, 20.12.2005 Агентством по лесному хозяйству проведён конкурс на заключение договора аренды земельного участка лесного фонда, площадью 500 кв. м, сроком на 49 лет, расположенного в квартале 77, выд. 4 Сулакского лесничества Махачкалинского лесхоза. Победителем данного конкурса объявлен истец ФИО2, что подтверждается протоколом лесного конкурса № 112 от 20.12.2005.
По результатам указанного конкурса между арендодателем ФГУ «Махачкалинский лесхоз» и арендатором ФИО2 20.12.2005 заключён договор аренды земельного участка лесного фонда, площадью 500 кв. м, сроком на 49 лет, расположенного в квартале 77, выд. 4 Сулакского лесничества Махачкалинского лесхоза.
Актом приёма-передачи от 26.01.2007 подтверждается передача указанного земельного участка истцу.
В тот же день, 26.01.2007 истцу ФИО2 выдан лесной билет № 111, разрешающий использование указанного земельного участка.
Срок действия указанного договора аренды от 20.12.2005 на момент рассмотрения гражданского дела не истёк.
26.09.2022 истец обратился к ответчику за переоформлением договора аренды в связи с необходимость на основании ст. 4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ».
Письмом от 13.10.2022 № 22-ВА-08-2267/22 в переоформлении договора аренды было отказано в связи с тем, что указанные договоры подлежали переоформлению в срок до 01.01.2009.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
Согласно ч. 2 указанной статьи для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При этом в соответствии с п. 2 указанной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.Согласно ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи, ч. 1 ст. 74 ЛК РФ.
В силу ч. 6 данной статьи порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 73.1 ЛК РФ).
Согласно п. 2, 3, 7 Приказа Минприроды РФ 04.10.2007 № 258 «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении). Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в <адрес> - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган). По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение).
В настоящее время данный приказ утратил силу в связи с истечением срока переоформления договоров аренды, однако для рассматриваемых правоотношений он имеет значение, поскольку переоформление договора аренды подлежало проведения по утвержденному данным нормативным правовым актом алгоритмы.
Согласно п. 2 Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) (далее - Лесной кодекс Российской Федерации) лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
В соответствии с п. 3 Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (далее - уполномоченный орган).
В силу п. 6 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение) (п. 7 Порядка).
Согласно п. 9 Порядка решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05. 2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким образом, действовавший на тот момент порядок перезаключения договора аренды не предполагал отказ в переоформлении договора. Основания для отказа в перезаключении договора Порядком также не предусмотрены.
Истечение срока переоформления договора не может служить основанием для отказа в его переоформлении, поскольку само по себе непроведение такого переоформления не влечёт прекращение арендных отношений.
Из материалов гражданского дела следует, что арендные отношения между истцом и ответчиком сохранялись, арендатор продолжал использовать земельный участок, арендодатель не предпринял никаких действий по изъятию земельного участка, продолжил принимать арендную плату, доказательства обратного ответчиком в суд не представлены.
С учётом изложенного судом не установлены основания для вывода о прекращении арендных отношений. При этом, несмотря на окончание срока приведения арендных договоров к требованиям действующего законодательства, истечение такого срока не является препятствием к проведению процедуры переоформления договора аренды.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО2 исковые требования основаны на законе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан удовлетворить.
Обязать Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан переоформить с ФИО2 договор аренды земельного участка лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 20.12.2005 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством с разрешенным использования – для осуществления рекреационной деятельности,
Обязать Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан обеспечить представление необходимых материалов в Управление Росреестра по РД в целях осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав на арендуемый ФИО2 земельный участок лесного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.