Дело № 2-455/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кумылженский районный суд Волгоградской области
в составе:
председательствующего судьи Исаевой Л.П.,
при секретаре Вихлянцевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Кумылженского района Волгоградской области Сюкиева С.Г.,
представителя ответчика – Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области Якубовой И.И.,
представителя третьего лица – отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. г.Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО11 ФИО15.,
25 декабря 2018 года в ст. Кумылженская Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований противопожарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о понуждении к исполнению требований противопожарного законодательства.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о пожарной безопасности, противодействии терроризму в деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области.
Проведенной проверкой совместно с государственным инспектором ОНДиПР ГУ МЧС России по области ФИО12 ФИО16. 28.11.2018 установлено, что администрацией МКОУ Букановская СШ допускается эксплуатация огнетушителей №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12 с истекшим сроком для перезарядки (срок для перезарядки истек в октябре 2018 года). Обозначенные огнетушители используются в качестве первичных средств пожаротушения в здании МКОУ Букановская СШ.
Кроме того, проверкой установлено, что шлейфы №4,7 автоматической пожарной сигнализации (далее по тексту - АПС) находятся в неисправном состоянии, более того техническое обслуживание АПС не проводилось во 2,3 кварталах 2018 года.
Выявленные нарушения действующего законодательства создают условия, при которых администрация МКОУ Букановская СШ не может гарантировать безопасность находящихся в нем лиц, и ставят под угрозу их жизнь и здоровье, как сотрудников образовательного учреждения, так и несовершеннолетних обучающихся.
Учредителем МКОУ Букановская СШ является администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области.
Просил суд обязать администрацию Кумылженского муниципального района Волгоградской области произвести финансирование МКОУ Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области на проведение работ по устранению нарушений требований противопожарного законодательства в здании начальной школы учреждения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МКОУ Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области в течение 1 месяца с момента получения денежных средств от учредителя произвести ремонтные, технические работы автоматической пожарной сигнализации в соответствии с нормативными требованиями; произвести перезарядку огнетушителей №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12 находящихся на балансе учреждения; возложить на ответчиков судебные расходы.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Кумылженского района Волгоградской области Сюкиев С.Г. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика – МКОУ Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, согласно предоставленному заявлению, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал в полном объёме, кроме того, просил освободить ответчика от уплаты государственной пошлины, в связи с отсутствием финансирования и тяжёлым финансовым положением последнего.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области Якубова И.И. исковые требования прокурора признала, не возражала против их удовлетворения.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. г.Михайловка, Даниловскому, Кумылженскому, Серафимовичскому и Фроловскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО13 ФИО17. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части первой ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», из преамбулы которого следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: создание пожарной охраны и организация её деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; и др.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статьёй 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, руководители организации помимо прочего обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
С целью реализации основных направлений деятельности в области обеспечения пожарной безопасности, постановлением Правительства Российской Генерации от 25.04. 2012 № 390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
Данные Правила устанавливают порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 61 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Пунктом 478 Правил определено, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьёй 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса, оснащённые всем необходимым в соответствии с установленными правилами и нормами.
Статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
МКОУ Букановская СШ осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: ул. Лагутина, д. 75 ст. Букановская, Кумылженский район, Волгоградская область.
Согласно п. 1.5 Устава МКОУ «Букановская средняя школа» Кумылженского муниципального района Волгоградской области, учредителем школы является Кумылженский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляются администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области в лице отдела по образованию, опеке и попечительству.
Из Акта проверки от 28.11.2018 следует, что проведенной проверкой совместно с государственным инспектором ОНДиПР ГУ МЧС России по области ФИО14 ФИО18. установлено, что администрацией МКОУ Букановская СШ допускается эксплуатация огнетушителей №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12 с истекшим сроком для перезарядки (срок для перезарядки истек в октябре 2018 года). Обозначенные огнетушители используются в качестве первичных средств пожаротушения в здании МКОУ Букановская СШ.
Кроме того, проверкой установлено, что шлейфы №4,7 автоматической пожарной сигнализации (далее по тексту - АПС) находятся в неисправном состоянии, более того техническое обслуживание АПС не проводилось во 2,3 кварталах 2018 года.
Данный факт свидетельствует о нарушении ответчиками действующего противопожарного законодательства, что затрагивает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Выявленные нарушения создают условия, при которых администрация МКОУ Букановская СШ не может гарантировать безопасность находящихся в нем лиц, и ставят под угрозу их жизнь и здоровье, как сотрудников образовательного учреждения, так и несовершеннолетних обучающихся.
Невыполнение ответчиком требований противопожарной защищенности может негативно сказаться на состоянии защищенности территории и здания школы, безопасности жизни и здоровья, как сотрудников образовательного учреждения, так и несовершеннолетних обучающихся.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Оценив представленные прокурором доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными. Ответчиком доказательств обратного, не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований противопожарного законодательства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Согласно п.п.9 п.1, п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МКОУ Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области.
Пунктом 2 ст. 333.20 НК РФ установлено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
С учетом заявленного ходатайства представителя ответчика – МКОУ Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области об освобождении от уплаты государственной пошлины, поскольку данное учреждение финансируется за счет средств местного бюджета, исходя из имущественного положения ответчика, суд полагает возможным освободить МКОУ Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Кумылженского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению требований противопожарного законодательства - удовлетворить.
Обязать администрацию Кумылженского муниципального района Волгоградской области произвести финансирование МКОУ Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области на проведение работ по устранению нарушений требований противопожарного законодательства в здании начальной школы учреждения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Букановская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области в течение 1 месяца с момента получения денежных средств от учредителя произвести ремонтные, технические работы автоматической пожарной сигнализации в соответствии с нормативными требованиями; произвести перезарядку огнетушителей №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12 находящихся на балансе учреждения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Кумылженский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца.
Решение изготовлено в совещательной комнате печатным текстом.
Судья: Л.П. Исаева