Дело № 2-7400/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
19 октября 2022 года г. Балашиха Московской области
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шелобановой А.А.
при секретаре Любарской И.Ю.
с участием истца Валяженковой Ю.П. с участием представителя ответчика по доверенности Ильиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валяженковой Юлии Павловны к Министерству социального развития Московской области о назначении компенсационных выплат,
установил:
Валяженкова Ю.П. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что является матерью четверых детей: Валяенкова Ярослава Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Валяженковой Ксении Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Валяженковой Арины Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ.р. и Валяженкова Артема Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ.р. Ребенок имеет инвалидность. Муж истца, Валяженков Евгений Борисович, прикреплен в пенсионном фонде к ребенку по уходу, все члены семьи зарегистрированы по адресу: <адрес> Согласно договору найма специализированного жилого помещения <данные изъяты> года вся наша семья фактически проживает по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Балашихинское управление социальной защиты населения о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг многодетной семье, ребёнка -инвалида Валяженкова Артёма Евгеньевича, 24.09.2020 г.р. Установленной ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на что получила письменный отказ.
На основании изложенного истец просит суд: признать право на ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обязать ответчика предоставить меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.
Истец Валяженкова Ю.П. в судебное заседание явилась, на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представитель Министерства социального развития Московской области по доверенности Ильина В.В. в судебное заседание явилась, представила возражения на исковое заявление.
Третье лицо Валяженков Е.Б. не явился, извещен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон, ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ).
Согласно ст. 3 названного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных
вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно абзацу 2 вводной части названного выше Федерального закона, меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам
для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ (ст. 5) федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия
по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок), который определяет условия предоставления мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению,
и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - получатель).
Согласно п.п. 2 и 3 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В соответствии с п.п. 18 и 19 указанного Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что истец является матерью четверых детей: Валяенкова Ярослава Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ.р.,
Валяженковой Ксении Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
Валяженковой Арины Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ.р. и
Валяженкова Артема Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ.р. Ребенок имеет инвалидность.
Муж истца, Валяженков Евгений Борисович, прикреплен в пенсионном фонде к ребенку по уходу, все члены семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>
Согласно договору найма специализированного жилого помещения <данные изъяты> года семья фактически проживает по адресу: <адрес>
В материалы дела представлена справка <данные изъяты> Валяженкова Артема Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ.р инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ
Истец проходит военную службу по контракту в войсковой части 3492.
ДД.ММ.ГГГГ с учетом членов семьи с истцом заключен договор найма специализированного жилого помещения <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ представлено дополнительное соглашение № 1 к договор найма специализированного жилого помещения <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась с заявлением в Балашихинское управление социальной защиты населения о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг многодетной семье, ребёнка -инвалида Валяженкова Артёма Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ.р. Установленной ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на что получила письменный отказ.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, и не оспорены сторонами.
Иных доказательств по делу не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.
Оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, суд считает рассматриваемый в данном гражданском деле иск обоснованным в следующей части.
Исходя из совокупности представленных по делу письменных доказательств, суд считает, что истец имеет право на предоставление ей испрашиваемой меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, по месту жительства по адресу: <адрес>
Указанные ответчиком обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении истцу той меры социальной поддержки, за получением которой она обратилась к ответчику.
Регистрация истца по адресу: <адрес> не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком в предоставлении истцу испрашиваемой меры социальной поддержки, выраженного в письменном уведомлении <данные изъяты> года, не имелось, такой отказ является незаконным, а заявленное истцом требование о признании её таковой является обоснованным, и подлежит удовлетворению.
Нарушенное право истца возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» начиная с ДД.ММ.ГГГГ применительно к п. 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46, поскольку истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Валяженковой Юлии Павловны – удовлетворить.
Признать за Валяженковой Юлией Павловной по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Пироговой Оксане Петровне меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно: компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Шелобанова
Мотивированное решение вынесено 19.10.2022 года
Судья А.А. Шелобанова