РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 августа 2024 года г. Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Философова Д.С.,
при секретаре Васюниной Е.С.,
с участием истца Ивановского межрайонного прокурора – Субечевой А.В.,
представителя третьего лица Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Масленниковой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного прокурора к МБОУ Богданихский детский сад «Улыбка» о возложении обязанности,
установил:
Ивановский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МБОУ Богданихский детский сад «Улыбка», в котором просил: обязать МБОУ Богданихский детский сад «Улыбка» оборудовать здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации – в срок до 01.09.2025 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанная ситуации может привести к ослаблению антитеррористической защищенности объекта.
В судебном заседании прокурор Субачева А.В. поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчик МБОУ Богданихский детский сад «Улыбка» явку своего представителя в суд не обеспечило. О дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В ранее состоявшемся судебном заседании представитель ответчика – заведующая Герасимова А.В., пояснила, что в настоящее время в целях устранения выявленных нарушений ведутся необходимые работы, в том числе разработана и оплачено изготовление проектно-сметной документации, определены необходимые суммы финансирования для установки необходимого оборудования. В этой связи против удовлетворения исковых требований, в том числе против заявленных в иске сроков исполнения решения суда, не возражала.
В судебном заседании представитель привлеченного на основании протокольного определения суда третьего лица Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Масленникова Г.Л., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, вместе с тем с учетом необходимости выделения дополнительного финансирования, длительностью бюджетных и конкурсных процедур, просила предоставить срок для исполнения решения суда до конца финансового года – до 31.12.2025 года. Также пояснила, что со стороны муниципального образования в самостоятельном инициативном порядке ведутся необходимые работы по обеспечению двух детских образовательных учреждений указанными системами.
При таких обстоятельства на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца прокурора Субачеву А.В., представителя третьего лица Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области – Масленикову Г.Л., исследовав все представленные с материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с Федеральнымзакономот 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом впункте 4 данной статьипредусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года №1006 утвержденыТребованияк антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В силуподп. «а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии сподп. «г» п.18Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом «д» п.24Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвёртой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласноп.31Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Согласно Уставу МБОУ Богданихский детский сад «Улыбка» учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Ивановский муниципальный район» Ивановской области, от имени которого функции и полномочия учредителя исполняет муниципальное учреждение Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области.
Из материалов дела следует, что здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Факт отсутствия в школе системы оповещения и управления эвакуацией административными ответчиками не оспаривается.
Вместе с тем ответчиком в материалы дела представлены сведений о том, что в настоящее время в целях устранения выявленных нарушений ведутся необходимые работы, а именно в рамках заключенного контракта разработана и оплачено изготовление проектно-сметной документации <данные изъяты>» на установку объектовой системы оповещений «Антитеррор».
Таким образом, оценивая представленные доказательства с учетом приведенных положений действующего законодательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, а также сезонности работ считает возможным установить заявленный прокурором в иске срок, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Ивановского межрайонного прокурора к МБОУ Богданихский детский сад «Улыбка» о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать МБОУ Богданихский детский сад «Улыбка» оборудовать здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации – в срок до 01.09.2025 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Философов Д.С.
Решение в окончательной форме принято «19» августа 2024 года.