Дело № 3а-12/2022
07OS0000-01-2022-000007-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2022 года г. Нальчик
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Канунникова М.А.
при секретаре Абазове Э.А.
с участием: прокурора Кадырова А.В., представителя административного истца – Жемухова Р.Б., представителя административного ответчика и заинтересованного лица – Лигидова А.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Сады Эльбруса» к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о признании нормативного правового акта недействующим,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 29 декабря 2018 года Правительством КБР издано постановление № 271-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Под номером 614 в Перечень включено здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>, под пунктом 929 - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>.
Данный нормативный акт размещен 29 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации КБР и опубликован 11 января 2019 года в газете «Официальная Кабардино-Балкария» № 1.
26 декабря 2019 года Правительством КБР издано постановление № 243-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Под номером 606 и 919 в Перечень включены указанные здания. Данный нормативный акт размещен 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации КБР и опубликован 10 января 2020 года в газете «Официальная Кабардино-Балкария» № 1.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством КБР издано постановление № 301-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Под номером 581 и 885 в Перечень на 2021 год также включены указанные здания.
Данный нормативный акт размещен 28 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации КБР и опубликован 31 декабря 2020 года в газете «Официальная Кабардино-Балкария» № 52.
29 декабря 2021 года Правительством КБР издано постановление № 273-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Под номером 559 и 858 в Перечень на 2021 год включены указанные здания, под номером 1076 - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>.
Данный нормативный акт размещен 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации КБР.
Административный истец ООО «Сады Эльбруса» обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании в части указанных нормативных актов, просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019, 2020, 2021 и 2022 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства КБР № 271-ПП от 29 декабря 2018 года, Постановлением Правительства КБР № 243-ПП от 26 декабря 2019 года, Постановлением Правительства КБР № 301-ПП от 25 декабря 2020 года и Постановлением Правительства КБР № 273-ПП от 29 декабря 2020 года в части включения в него указанного административного здания, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>, и здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес> со дня их принятия.
Исковые требования мотивированы тем, что здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности, расположены на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования: «для общественных целей», который не предусматривает размещения на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов.
Полагает, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не обоснованно был включен в Перечни.
Данное обстоятельство нарушает имущественные права и законные интересы административного истца, поскольку влечет возникновение у него обязанности по уплате налога на имущество организаций, исчисленного исходя из кадастровой стоимости спорного здания.
В судебном заседании представитель истца Жемухов Р.Б. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованного лица просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании Закона КБР от 20 февраля 1999 года № 5-РЗ «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики» является Правительство КБР, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства КБР.
В соответствии с требованиями ст. 55 Закона КБР от 03.08.2002 года № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» оспариваемые Постановления № 271-ПП, 243-ПП, 301-ПП и 273-ПП опубликованы на официальном интернет-портале органов исполнительной власти и газете «Официальная Кабардино-Балкария».
Таким образом, суд считает, что Постановление Правительства КБР № 271-ПП от 29 декабря 2018 года, Постановление Правительства КБР № 243-ПП от 26 декабря 2019 года, Постановление Правительства КБР № 301-ПП от 25 декабря 2020 года и Постановление Правительства КБР № 273-ПП от 29 декабря 2020 года введены в действие и опубликованы в установленном порядке и являются нормативными правовыми актами.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи НК РФ раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 1-2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27.11.2003 № 102 РЗ « О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент утверждения Перечня на 2018 год, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Судом установлено, что ООО «Сады Эльбруса» является правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 891 +/-10 кв.м., имеющим вид разрешенного использования: «для общественных целей» и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 35113 +/-66 кв.м., имеющим вид разрешенного использования: «для производственных целей», а также зданий с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенные по адресу: КБР, <адрес>, здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>, что подтверждается представленными выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Между тем данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, следовательно, в таком случае должно выясняться предназначение или фактическое использование расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Тогда как мероприятия по обследованию нежилых зданий и помещений в них с целью определения вида их фактического использования на момент формирования Перечня на 2019, 2020 и 2021 год не проводились.
Из содержания представленной в дело технической документации на нежилое здание усматривается, что в нем имеются подсобные и вспомогательные помещения, такие как: актовый зал, буфет, гараж, приемная, комната отдыха, холл и другие.
Наименования указанных помещений не подпадают под критерии статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости, ни имеющиеся в материалах дела документы технического учета не свидетельствуют о том, что нежилые здания обладают признаками, позволяющими отнести их к административно-деловому центру.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Кабардино-Балкарской Республики обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов административного дела, названные выше здания включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ как фактически использующееся одновременно в целях делового, административного и коммерческого назначения.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованным административное исковое заявление ООО «Сады Эльбруса» о признании не действующим со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019, 2020, 2021 и 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Постановлением Правительства КБР № 271-ПП от 29 декабря 2018 года, Постановлением Правительства КБР № 243-ПП от 26 декабря 2019 года, Постановлением Правительства КБР № 301-ПП от 25 декабря 2020 года и Постановлением Правительства КБР № 273-ПП от 29 декабря 2020 года в части включения в них вышеназванных зданий.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Из обстоятельств административного дела следует, что первоначально оспариваемые в части нормативные акты были опубликованы на интернет-портале www.pravitelstvo.kbr.ru. в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика Правительство Кабардино-Балкарской Республики обязанности опубликовать на данном сайте сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Сады Эльбруса» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2018 года № 271-ПП, в части включения в него под пунктом 614 объекта недвижимого имущества - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>; под пунктом 929 - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>.
Признать не действующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2019 года № 243-ПП, в части включения в него под пунктом 606 объекта недвижимого имущества - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>; под пунктом 919 - здание с кадастровым номером <данные изъяты> расположенное по адресу: КБР, <адрес>.
Признать не действующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2020 года № 301-ПП, в части включения в него под пунктом 581 объекта недвижимого имущества - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>; под пунктом 885 - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>.
Признать не действующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2021 года № 273-ПП, в части включения в него под пунктом 559 объекта недвижимого имущества - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>; под пунктом 858 - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>; под пунктом 1076 - здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: КБР, <адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики в сети «Интернет» – www.pravitelstvo.kbr.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 09 марта 2022 года.
Председательствующий М.А. Канунников