Дело № 2а-89/2021
УИД 24RS0032-01-2020-001187-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 11 января 2021 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Чернякова М.М.
при секретаре Кочневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» администрации г. Красноярска, в котором просит, возложить обязанность на МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнического сооружения <данные изъяты>, а именно:
обеспечить наличие приказа руководителя о закреплении гидротехнических сооружений за ответственными лицами из числа эксплуатационного персонала для проведения постоянного надзора за их сохранностью и работоспособностью, систематического контроля за соблюдением установленного эксплуатационного режима, устранения мелких неисправностей и дефектов, содержания закрепленных объектов в надлежащем эстетическом виде;
обеспечить наличие приказа о создании специальной комиссии из специалистов для технического обследования сооружений;
обеспечить наличие комплекта технического (технорабочего) проекта, рабочих и исполнительных чертежей;
обеспечить проведение комплексного анализа гидротехнических сооружений с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности;
обеспечить проведение анализа данных натурных наблюдений, по результатам которого должна производиться оценка состояния гидротехнического сооружения и гидроузла в целом (не реже одного раза в 5 лет);
обеспечить наличие актов технического состояния гидротехнического сооружений с указанием обнаруженных дефектов и повреждений, с количественной оценкой и конкретных мер, последовательности и сроков проведения того или иного вида ремонта;
организовать систему планово-предупредительных ремонтов (ППР), устанавливающую порядок планирования и проведения постоянного надзора, технического осмотра и наблюдений, всех видов ремонта мелиоративных систем и сооружений;
производить систематические (визуальные и инструментальные) наблюдения за гидравлическим режимом, осадками и перемещениями конструкций, фильтрацией воды по подземному контуру и в обход сооружений;
обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационного обследования);
обеспечить эксплуатацию гидротехнических сооружений в соответствии с правилами эксплуатации, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечить наличие плана план организационно-технических мероприятий для обеспечения безаварийной эксплуатации каналов и сооружений в условиях низких температур;
эксплуатировать гидротехнические сооружения при наличии утвержденной в органах Ростехнадзора декларации безопасности;
обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения;
обеспечить своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнических сооружений;
осуществлять скашивание травянистой растительности, вырубку кустарников на откосах фунтовых плотин;
осуществлять комплекс инженерно-технических мероприятий по углублению и расчистке русел рек, укреплению берегов, отсыпке дамб и дорог;
заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
обеспечить наличие знаков инженерной обстановки (указателей пикетажа на гидротехнических сооружениях);
обеспечить внесение (обновление) сведений о гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений;
установить перечень мероприятий по надзору, осмотру и наблюдениям при пропуске паводка для гидротехнических сооружений;
обеспечить наличие акта о готовности сооружения к приему и пропуска паводка (обеспечить подтверждение готовности сбросного фронта гидроузла к обеспечению пропуска паводковых расходов, маневренности гидромеханического оборудования, соответствию потребного времени на открытие затворов скорости нарастания паводка);
осуществлять в порядке подготовки к пропуску паводка обследование сооружений гидроузла, подводящего русла и нижнего бьефа, опробование затворов и подъемных механизмов на предмет оперативного маневрирования, восполнение аварийного запаса материалов, запасных деталей и узлов оборудования, завершение ремонта сооружений и оборудования, организация и инструктаж аварийных бригад, установление графиков и мест их дежурства, оснащение инструментами, средствами транспорта и связи в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска выделить муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» средства для устранения допущенных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Ленинского района по заданию прокуратуры Красноярского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Установлено, что на территории Ленинского района города Красноярска расположены три гидротехнических сооружения: <данные изъяты>. Данные сооружения принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «город Красноярск», что подтверждается свидетельствами о праве собственности и переданы администрацией города Красноярска в оперативное управление Муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» на основании распоряжений администрации города Красноярска № 5653-недв от 29.12.2017 и Лго461-недв от 07.02.2018. Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЕУ Ростехнадзора) неоднократно проводились проверки данных гидротехнических сооружений, в адрес администрации города Красноярска выдавались предписания (от 27.11.2015 № 16/292-ГТС, от 21.04.2017 № 16/094-ГТС) об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, которые до настоящего времени не исполнены.
Помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихин Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Белослудова Ю.А. /полномочия подтверждены/, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, представила суду письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому, спорные ГТС, находящиеся в оперативном управлении МКУ «УДИБ». не включены в Российский Регистр ГТС, и не имеют разработанной декларации безопасности ГТС. Согласно коммерческому предложению ООО «Институт Красноярскгидропроект» организация работ по декларированию 3 объектов ГТС включает в себя: - проектные работы по ремонту ГТС; - выполнение ремонтных работ по ГТС; - преддекларационное обследование; - разработка декларации безопасности. Стоимость разработки декларации безопасности одного ГТС - 1 000 000 руб. Ориентировочная стоимость ремонтных работ одного ГТС - 60 000 000 руб. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 года N 1081 «Об утверждении Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения», определен порядок консервации и ликвидации гидротехнического сооружения (ГТС). На основании изложенного рассматривается возможность: -ликвидировать/консервировать сооружение ГТС пруда, расположенное в 0,7 км на юг от жилого здания по ул. Даурской. Стоимость ликвидации/консервации ГТС ориентировочно 1 000 000 руб.; - ликвидировать/передать право собственности ГТС СНТ в районе жилого здания по ул. Даурской, 16. Департаментом городского хозяйства администрации города в адрес департамента финансов администрации города было направлено письмо от 17.02.2020 № 03/594-дгх о дополнительной потребности в денежных средствах на проведение необходимых мероприятий, в целях соблюдения Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Департамент финансов администрации города письмом от 28.02.2020 №08-22/591 проинформировал, о том, что бюджет города на 2020 утвержден со значительным дефицитом в объеме 1,4 млрд. руб. Объем денежных средств, предусмотренных на текущий год, доведен до главных распорядителей бюджетных средств. Таким образом, со стороны департамента городского хозяйства были предприняты меры по устранению нарушений законодательства о безопасности ГТС. На основании чего просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» Максимова Т.П. /полномочия подтверждены/ в судебном заседании просила, в случае удовлетворения заявленных требований увеличить срок его исполнения. Полагает, что 1 года недостаточно, так как объем работ очень большой, а все процедуры согласования работ занимают значительное время. Кроме того, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в части возложения обязанности по обеспечению наличия знаков инженерной обстановки (указателей пикетажа на гидротехнических сооружениях), так как спорные ГТС относятся к самому низкому классу опасности, и для них не предусмотрена обязанность по установке знаков. Также просила отказать в удовлетворении требования по возложению обязанности по осуществлению комплекса инженерно-технических мероприятий по углублению и расчистке русел рек, укреплению берегов, отсыпке дамб и дорог, в связи с тем, что ответчику не предоставлено полномочий по вмешательству в работу связанную с водоохраной деятельностью.
Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, до судебного заседания представитель Равняга Е.А. /полномочия подтверждены/ представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента.
Представители заинтересованных лиц: Департамента Финансов администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Администрация г. Красноярска - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 8 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: - обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; - представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; - осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; - непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; -осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; - необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; - ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: - обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; - обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; - обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; - развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; - систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; - обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; - создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; - создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; - содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; - совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; - финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; -заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; - осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его; - обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; - обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как следует из содержания ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: - строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения; - невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; - невыполнение предписаний органов государственного надзора; - нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; - непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; - отказ от передачи органам государственного надзора информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.
Пунктами 6.1, 6.5, 6.29 СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения, предусмотрено, что на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за их состояние и безопасную эксплуатацию, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от состояния должны один раз в 5 лет подвергаться комплексному анализу с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.
На основе фактических физико-механических характеристик материалов сооружений и их оснований при необходимости (наличии признаков предаварийного состояния) комплексному анализу состояния сооружения подвергаются во внеочередном порядке.
Технические освидетельствования проводятся комиссией собственника (эксплуатирующей организацией) в сроки в соответствии с нормативными документами, но не реже одного раза в 5 лет с привлечением, при необходимости, специалистов проектных и/или научно-исследовательских организаций.
Периодичность технического освидетельствования шламо- и золоотвалов, ограждающие дамбы которых наращиваются в процессе эксплуатации, определяется проектной документацией.
По результатам технических освидетельствований намечается программа обследований с привлечением специализированных организаций.
В судебном заседании установлено, что на территории Ленинского района города Красноярска расположены три гидротехнических сооружения:
1) <данные изъяты>:
2) <данные изъяты>;
3) <данные изъяты>.
Данные сооружения принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «город Красноярск», что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 10.07.2014 года № 24ЕЛ415632, от 13.01.2014 года № и от13.01.2014 г. № соответственно.
На основании распоряжений администрации города Красноярска № 5653-недв от 29.12.2017 и № 461-недв от 07.02.2018 указанные гидротехнические сооружения переданы администрацией города Красноярска в оперативное управление Муниципальному казенному учреждению города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
27.11.2015 года Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адрес Администрации г. Красноярска выдано предписание № 16/292-ГТС об устранении выявленных нарушений требований безопасности в области гидротехнических сооружений, выявленных на вышеуказанных спорных гидротехнических сооружениях.
21.04.2017 года Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адрес Администрации г. Красноярска выдано предписание № 16/094-ГТС об устранении выявленных нарушений требований безопасности в области гидротехнических сооружений, выявленных, среди прочего, на вышеуказанных спорных гидротехнических сооружениях.
Прокуратурой Ленинского района по заданию прокуратуры Красноярского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверке были выявлены факты неисполнения вышеуказанных предписаний, и не устранение выявленных нарушений требований безопасности в области гидротехнических сооружений.
Как следует из содержания вышеуказанных предписаний, а также из содержания административного искового заявления, одним из основных актов, на основании которого выявлялись нарушения требований безопасности в области гидротехнических сооружений являлись правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 мая 1998 года.
При этом, на момент вынесения судом правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 мая 1998 года, утратили силу в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 27.07.2020 N 422 "О признании утратившими силу некоторых ведомственных и иных актов", а также в связи с принятием нового Приказа Минсельхоза России от 31.07.2020 N 438 "Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений".
В тоже время, положения вновь вступившего в силу Приказа Минсельхоза России от 31.07.2020 N 438 "Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений" не содержат нормативных положений, аналогичных положениям ранее действовавших правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 мая 1998 года.
Выявленные в ходе проверок нарушения, и как следствие основания и требования административного иска сформулированы именно в соответствии с утратившими силу правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 мая 1998 года.
В ходе рассмотрения дела административный истец с заявлением об уточнении заявленных требований или изменением их основания не обращался, ссылок на новый закон, устанавливающий аналогичные требования к соблюдению требований безопасности в области гидротехнических сооружений не представил, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения части требований, которые сформулированы и основаны на утративших силу правилах эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Кроме того, в административном исковом заявлении имеется ссылка на п. 7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений".
В соответствии с указанным пунктом, административный истец просит обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационного обследования).
При этом указанный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2020 N 1086.
При этом, во вновь принятом Постановление Правительства РФ от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (вместе с "Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", "Правилами проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения") не содержат нормативных положений, аналогичных положениям ранее действовавших норм.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований, в части возложения обязанности по обеспечению проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектных организаций, специализированных научных организаций (преддекларационного обследования).
Рассматривая требования административного истца о необходимости обеспечить эксплуатацию гидротехнических сооружений в соответствии с правилами эксплуатации, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, суд исходит из следующего.
В административном иске имеется ссылка на раздел III Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденных приказом Ростехнадзора от 02.10.2015 № 395.
Указанный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2020 N 1086.
При этом суд считает необходимым заявленные требования административного истца в части возложения обязанности обеспечить эксплуатацию гидротехнических сооружений в соответствии с правилами эксплуатации, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений – удовлетворить, поскольку вновь принятый Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 462 "Об утверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" содержит нормативные положения, аналогичные положениям ранее действовавших норм.
Рассматривая требования административного истца о необходимости обеспечить внесение (обновление) сведений о гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений, суд исходит из следующего.
В административном иске имеется ссылка на п. 25 Постановление Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений"
Указанный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2020 N 1086.
При этом суд считает необходимым заявленные требования административного истца в части возложения обязанности обеспечить внесение (обновление) сведений о гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений, суд исходит из следующего – удовлетворить, поскольку в п. 11 вновь принятого Постановления Правительства РФ от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (вместе с "Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", "Правилами проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения") содержатся нормативные положения, аналогичные положениям ранее действовавших норм.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод представителя МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о продлении срока устранения нарушений суд отклоняет, полагая, что годичный срок является разумным и достаточным.
Кроме того, в случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением срок, ответчик не лишен права в порядке ст. 189 КАС РФ поставить перед судом рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» администрации г. Красноярска о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Обязать МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнического сооружения <данные изъяты> а именно:
обеспечить проведение комплексного анализа гидротехнических сооружений с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности;
обеспечить эксплуатацию гидротехнических сооружений в соответствии с правилами эксплуатации, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
эксплуатировать гидротехнические сооружения при наличии утвержденной в органах Ростехнадзора декларации безопасности;
обеспечить финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения;
обеспечить своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнических сооружений;
заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
обеспечить внесение (обновление) сведений о гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска выделить муниципальному казенному учреждению «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» средства для устранения допущенных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.М. Черняков